Нужно ли реформировать ООН?

509
0

В Нью-­Йорке завершила работу 73­-я сессия Генассамблеи ООН. Генассамблея – это главный форум встреч мировых лидеров и обсуждения актуальных вопросов и проблем. В последнее время участились недовольство и критика в адрес ООН, усилились поиски путей повышения эффективности этой организации. Недовольство и критика чаще исходят от тех стран, чьи проблемы не находят нужного решения, или от стран, подвергающихся критике за их политику, которая нарушает международное право. Еще недавно Россия требовала активизации роли ООН на фоне успешных военно­-политических операций НАТО и противопоставляла ООН и НАТО как организации мира и войны, разумеется, в пользу мира. Сегодня в условиях санкционного режима Россия критикует ООН, и все чаще российские политики заявляют либо о бессмысленности ООН, либо о ее зависимости от диктата США. О каком американском диктате может идти речь, когда выступление Д.Трампа на трибуне ГА вызвало смех и его ответную удивленную реакцию? Смех был ответом на самолюбование Д.Трампа и возвеличивание успеха его администрации, хотя главным успехом американского президента стала его конфронтация с такими странами, как Иран, Турция, Мексика, Китай и даже странами ЕС. Вряд ли эти страны можно заподозрить в зависимости от американского диктата

Работой ООН недовольна и Украина. П.Порошенко затронул в своем выступлении тему миротворцев и просил поддержки Генассамблеи в организации миротворческой миссии по украинскому плану, а именно: размещение миротворцев по украинско­российской границе, а не на линии разграничения, как того требует Россия. О миротворческой миссии г.Порошенко говорил на Генассамблее ООН и в прошлом году, но дело так и не сдвинулось с места. Главным препятствием, с точки зрения украинской дипломатии, является Совбез, в котором существует право вето пяти государств, среди которых и Россия. В Украине все чаще стали говорить о необходимости реформирования Совбеза, отмене права вето и передаче многих полномочий Совбеза Генассамблее.

Действительно, право вето, которым пользуются пять стран, не просто устарело, но является препятствием для решения многих мировых проблем. Этим правом США, СССР, Британия, Франция и Китай были награждены за решающую роль в разгроме нацизма и японского милитаризма, но прошло более 60 лет, и мир изменился. Право вето стало игрушкой в руках России и США, которым они блокируют друг друга не рационально, а по принципу «не дать противнику провести решение, каким бы разумным оно ни было».

Однако отменить право вето практически невозможно. Для этого необходимо изменение Устава ООН, и вряд ли все государства и особенно пять из них пойдут на это изменение. Да и, к сожалению, принятие решения о миротворческой миссии на территории Украины упирается не только в право вето, но и в другие факторы. Миротворческие миссии требуют колоссальных расходов. Среднестатистическая миссия требует 7­10 млрд долларов. Не все государства готовы к подобным расходам. Большой проблемой является определение сроков осуществления миссии. За короткий срок миротворцы могут не справиться с поставленными задачами, а затягивание миссии, опять же, требует дополнительных расходов. К тому же, растягивание миротворческой миссии во времени часто бывает выгодно принимающей стороне, т.к. на миротворцев возлагаются те административные функции, которые вообще­то должна осуществлять местная власть.

Вряд ли Украина будет злоупотреблять затягиванием сроков и передачей многих полномочий миротворческой миссии, но руководство ООН обязано учитывать и этот риск. И, наконец, не столь необходимо реформирование ООН или Совбеза, сколько скорость дипломатических шагов и действий. Министр иностранных дел России г.Лавров оперативно представил проект резолюции ООН по организации миротворческой миссии в Украине, а наш министр этого не сделал и вновь отстал на целый дипломатический шаг.

Известно, что Генассамблея – не единственная площадка, на которой готовятся проекты решений. Есть еще кулуары, в которых встречаются мировые лидеры. Говорят, что кулуары часто эффективнее официальных мероприятий. Часто, но не всегда. Д.Трамп не упомянул Украину в своем выступлении, зато весь мир облетело «семейное» фото двух супружеских пар ­ П.Порошенко и Д.Трампа с супругами. Фото было сделано в честь Дня рождения украинского президента, но от официальной встречи и переговоров с украинским коллегой Д.Трамп отказался даже в честь Дня рождения. Зато в кулуарах встретился П.Климкин со своим венгерским коллегой П.Сийяртом по сложному для Украины вопросу – паспортизации закарпатских венгров. Действия Венгрии опасны тем, что похожи на организацию сепаратизма. Встреча двух министров в кулуарах Генассамблеи не была успешной, и Венгрия обещала продолжать блокировать все шаги Украины в сторону ЕС. Как уже было сказано, Венгрия не права, но ее действия являются ответом на такую же не правую политику Украины в области языка и образования, которая противоречит демократическим нормам ЕС. При таких действиях разных стран реформирование ООН ничем не поможет, ведь способность договариваться не зависит от каких­либо реформ.

Татьяна НИКОЛАЕВА