Чему можно поучиться у Беларуси?

524
0

П.Порошенко встретился со своим белорусским коллегой А.Лукашенко теперь уже на белорусской территории – в Гомеле. Первая встреча на высшем уровне состоялась год назад в Киеве. Тогда эта встреча ничего не дала Украине, и через короткое время после нее на украинско­-белорусской границе начались российско­-белорусские военные учения, которым возмутился Киев. Что касается военных учений, то во всем мире они имеют не только учебный, но и политический запугивающий характер. Все страны мира настороженно относятся к военным учениям, происходящим вблизи их границы с недружественным соседом. Как правило, реальной угрозы эти учения не несут, но у страха глаза велики, а страх порождает дополнительное недоверие. Например, Китай всегда начинает мобилизировать свои войска, когда Тайвань и США проводят совместные военные учения. Были даже случаи китайского обстрела острова, когда на нем начинались выборы. Подобная реакция Китая на военные учения и политические события на Тайване связана не только с недружественными отношениями с Тайванем, но и с давним спором ­ принадлежит ли Тайвань Китаю или все-­таки является независимым государством? Сегодня Китай уже не позволяет себе выстрелов в адрес Тайваня, хотя по-­прежнему ищет пути возвращения острова в китайскую политическую систему

Российско-­белорусские военные учения охладили украинско-­белорусские отношения на время и даже развязали руки украинскому министру иностранных дел П.Климкину, который объявил белорусскую территорию небезопасной для украинских граждан и предложил им отказаться от любых поездок в Беларусь, чем вызвал законный протест белорусского МИДа. Украинский президент смело проигнорировал грозные предупреждения родного МИДа, приехал в Беларусь и убедился, что ничего опасного нет. Однако нельзя не отметить, что встречи лидеров таких государств как Украина и Беларусь действительно сложны и требуют высокого дипломатического искусства. Если между двумя государствами стоит третье сильное государство, дружественно относящееся к одному из двух и являющееся врагом второго, то переговоры между двумя государствами, в данном случае между Беларусью и Украиной, не могут быть легкими, ведь третье сильное государство, т.е. Россия, не просто наблюдает, но и влияет на позицию Беларуси. Поэтому в подобных встречах за внешней красивой дипломатической ширмой всегда скрываются тайные мотивы и намерения. С другой стороны, соглашения и договоренности между Украиной и Беларусью могут стать серьезной дипломатической победой обоих государств над Москвой. Какие же мотивы и намерения могут преследовать украинский и белорусский лидеры?
Известно, что нашим главным торговым партнером, несмотря на военное противостояние, остается Россия. Однако резкое сворачивание всех, в том числе торговых отношений с Россией, взаимные санкции больно бьют по украинской и российской экономике. А вот Беларусь может стать транзитером украинских и российских товаров и помочь сохранить лицо и Украине, и России в их грозном противостоянии. Давайте вспомним, какую роль сыграла Беларусь, когда Россия громко и глупо отказалась от западных товаров и продуктов питания и показательно уничтожала их на глазах ошеломленных россиян. Кто угодно был бы шокирован, если бы на его глазах уничтожали хорошие и качественные продукты питания. Во­первых, это неуважение к человеческому труду, во­вторых, россиян всегда воспитывали в духе бережливого отношения к хлебу и другим продуктам после пережитых тяжелых военных лет. И, тем не менее, импортные продукты питания удивительным образом остались на полках российских супермаркетов и не менее удивительным образом вдруг превратились в белорусские товары. Выиграли все – и российские потребители, и Беларусь, которая расширила торговые отношения с западными странами и стала получать доход от их транзита в Россию. Все смущенно поулыбались от замечательного превращения западных товаров в белорусские и спокойно начали их потреблять.
Возможно, Беларусь выиграет еще раз, став транзитером украинских и российских товаров, и получит немалые доходы от этого в свою казну. Кроме того, Беларусь наверняка начинает искать пути освобождения даже от умеренного российского давления и делает это осторожным, не раздражающим образом. Она договаривается и с друзьями, и с врагами России, ловко лавирует между ними. А.Лукашенко мудро расширяет политические отношения с Западом, показывая хорошее дипломатическое искусство, которое можно определить как «и вашим, и нашим». Начало осторожного отстранения от России несомненно связано с неосторожными и грубыми высказываниями российского лидера в адрес своих партнеров – Казахстана и Беларуси, дескать, у них никогда не было собственной государственности и куда им деваться без России. Только отстраняются от России Казахстан и Беларусь не торопясь, спокойно и мудро, не обещая своим новым партнерам ничего антироссийского. А.Лукашенко пообещал П.Порошенко свои усилия в налаживании мира на территории Украины, но не аплодировал словам своего украинского коллеги о присутствии российских войск на Донбассе и необходимости их выведения. Такая осторожность вряд ли понравилась П.Порошенко, но дипломатически она оказалась эффективнее, разумеется, для Беларуси. Украина тоже должна научиться дипломатическим маневрам, а не идти во всех случаях напролом. Практика показывает, что результатами политики напролом всегда воспользуются с большой выгодой для себя страны, умеющие вести сложную дипломатическую игру. У Беларуси есть чему поучиться.

Татьяна НИКОЛАЕВА