Долгожданный «Распутник» вышел на театральные подмостки Запорожья (Фоторепортаж)

1140
0

17 ноября состоялась премьера новой работы Запорожского академического театра молодежи – «Распутник», которая подарила зрителю прекрасную возможность насладиться костюмированным изящным спектаклем с легким философским оттенком

Автор пьесы Эрик-­Эмманюэль Шмитт ­ современный французский и бельгийский писатель и драматург. Комедию «Распутник» он написал в 1997 году и посвятил ее всемирно известному философу, новатору и просветителю 18 века Дени Дидро (1713­1784) ­ автору «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».

Режиссер-­постановщик театральной новинки ТЮЗа, заслуженный деятель искусств Украины Геннадий Фортус создал для этой пьесы великолепный актерский альянс. Собрав именитых мастеров сцены, заслуженных артистов Украины Сергея Цевелева, Максима Березнера, Марию Нестулий и перспективных, талантливых артисток Екатерину Макоед, Яну Новицкую и Екатерину Заплавную, он подарил зрителю восхитительный коктейль из ярких образов, харизмы и сильной энергетики.

Зрительскому взору предстает один день из жизни Дидро (Максим Березнер), когда он пребывает в цейтноте в своем рабочем кабинете в поместье барона Гольбаха. Срочно необходимо написать статью на тему «Мораль» для «Энциклопедии». При этом ему очень хочется обольстить прелестную и умную художницу (Мария Нестулий), захотевшую написать его портрет. Он мог бы посвятить ей все свои мысли и, возможно, даже действия, но есть еще ревнивая жена (Екатерина Макоед)… А кроме того, появляется подруга дочери (Яна Новицкая) ­ девушка с претензиями на внимание взрослого мужчины, а следом и сама дочь (Екатерина Заплавная) со своими просьбами и желаниями… Каково мужчине быть в эпицентре подобного женского штурма? А тут еще и секретарь Баронне (Сергей Цевелев), постоянно напоминающий о необходимости написать статью. Одним словом, история в духе лучших французских комедий.

Хочу заметить, что изысканный вкус этой пьесы понятен будет не всем. Она ­ как блюдо высокой кухни, которое нужно не заглатывать, когда ты голоден, а лакомиться и смаковать им, когда ты ­ гурмэ. Изящество, эстетика, великолепная актерская игра и легкая, ненавязчивая философия сплетены в ней воедино, как тончайшее кружево.

Спектакль очень красивый! И здесь нужно отдать должное костюмерам и художникам – стиль эпохи передан великолепно! Я даже вспомнила, как в юности была очарована «Гардемаринами», кстати, историческими ровесниками Дидро. Все эти панье, корсеты, турнюры, женственные парики с перьями, изысканные туфельки не могут оставить зрительниц равнодушными. Ты словно на машине времени переносишься на несколько веков назад, получая возможность прикоснуться к атмосфере, побывать в будуарах, подсмотреть за интригами и искусством обольщения в стиле еще одного ровесника Дидро, на этот раз итальянца ­ Джакомо Казановы.

В такие моменты, уверена, мужчин постановка увлекала еще сильнее, чем женщин. Когда в страсти с красавиц слетают накидки и пышные юбки, обнажая взору чулки с кружевами на стройных ножках, банты, корсеты, бонусом добавьте к этому глубокие декольте в стиле эпохи, это не может не радовать мужской взор. Однако несмотря на то, что на афишах спектакля значится «18+», в нем нет вульгарности! Все очень красиво и изящно, слегка пикантно, но грань, за которой начинаются безвкусица и сальность, мастерски соблюдена.

Возможно, возрастной ценз пьесы больше касается словесных изречений героев, в них есть завуалированная «клубничка», но именно она придает спектаклю многогранный вкус и помогает избежать монотонности в тандеме с назидательностью.

И раз уж я упомянула машину времени, которая будто переносит зрителя на три века назад, хочу отметить интересную режиссерскую находку этой пьесы. В ней фигурирует несвойственный эпохе атрибут – посланник дня сегодняшнего ­ современный гироскутер, который соседствует на сцене со своим прадедушкой – самокатом.

Внезапное появление в пьесе мадам Дидро на гироскутере выглядит очень эффектно! Я сразу вспомнила фильм «Назад в будущее», когда главный герой попадает в середину двадцатого века, прихватив с собой летающий скейт из века грядущего. В моем понимании, такие моменты не только освежают восприятие постановки, но и намекают, что времени на самом деле не существует. И если на смену кринолинам и панье пришли джинсы с косухами, а самокатам – гироскутеры, это вовсе не значит, что нашлись ответы на извечные вопросы. Это говорит лишь о том, что Жизнь в который раз сменила имидж, а ее внутренняя суть и актуальные темы остались те же – «Мораль», «Любовная дуэль», «Отцы и дети», все то, что не меняется веками…

И тут мы плавно переходим к философской составляющей спектакля. Пьеса погружает зрителя в размышления: что есть любовь? Как ее отличить от игры? В чем именно кроется наслаждение? Спектакль «разговаривает» со зрителем о морали и дает почву для размышлений. Интересно поднимается вопрос «отцов и детей». Только подумайте, как мы, взрослые, хотим свободы в искушениях и пороках, как часто говорим, что жизнь одна и должна приносить удовольствие и что не нужно стесняться своих потребностей и желаний, лучше уверенно шагать им навстречу. И какими ярыми моралистами мы вдруг становимся, когда подобные мысли посещают наших, пусть даже совершеннолетних… детей! Оказывается, «мораль может быть противоречивой»…

Отдельного внимания заслуживают любовные и словесные дуэли главного героя с разными женщинами в его жизни. Эти великолепные битвы полов из серии «кто кого?» я рекомендую увидеть вживую. Опишу лишь одну баталию, которая мне более других пришлась по душе. Выясняя отношения со своей супругой, Дидро, притянув ее к себе в красноречивую позу, исступленно пытается обозначить свои права. Авторитарно, по­-мужски.… Выкрикивая громкие фразы о свободе, независимости и вольной натуре волка, энергетически показывая свою силу, заложенную в каждого мужчину природой. И супруга млеет от этого монолога как от страстной ночи любви, обнажая желание женщины видеть рядом сильного и властного «самца», который громко стучит кулаком по столу, если нарушают его права и границы. Тестостерон Максима Березнера в эту минуту просто зашкаливает! Но все же обреченно и безысходно он вздыхает в финале своего огненного разоблачения женских манипуляций. Как думаете, почему?

Все актерские работы этого спектакля серьезны и проявляются ярко. Удовольствие, в которое погружаются артисты на сцене, передается залу. Очень хороша в роли художницы мадам Тербуш прекрасная Мария Нестулий. Каждый раз, приходя на спектакли с ее участием, я пребываю в восхищении от уровня игры этой актрисы! Мария высокопрофессионально передает образ опытной женщины, перед чувственными чарами которой сложно устоять любому мужчине, да и не только… Она ­ мастер по соблазнению и, как выяснится позже, по манипуляциям.
Вот что о своей героине нам поведала артистка:
­ Поведение мадам Тербуш, думаю, в определенные моменты жизни созвучно всем женщинам. Каждая рано или поздно задумывается о том, что, наверное, нужно иначе относиться к себе, к мужчинам, быть увереннее, более свободной и независимой, ни в ком не нуждаться, а даже, наоборот, жить так, чтобы нуждались в тебе…

Любимец публики, исполнитель главной роли Максим Березнер – безусловный фаворит этой постановки. Роль ему досталась сложная и энергозатратная, однако артист не привык работать в пол-силы, его самоотдача, мастерство и невероятная харизма без остатка принадлежали в этот вечер зрителю. Благодарная публика не осталась в долгу, и звонкие монеты в виде аплодисментов, искреннего восхищения и возгласов «браво» щедро сыпались в адрес артиста.

­ Дидро ­ очень масштабная личность, и в этом спектакле о нем речь как о человеке, которого стоит читать и изучать. Я прочувствовал его многогранность, переходы из одного состояния в другое, сомнения и живость характера. Спектакль метафоричен, и я надеюсь, что нам удастся эти метафоры провести через сознание зрителя, ­ рассказал Максим нашему изданию.

В неожиданно новом для себя амплуа очень зажигательно проявилась Екатерина Макоед, сыгравшая супругу «Распутника» ­ мадам Дидро. Артистичная, яркая, появившаяся на гироскутере словно фурия, она произвела на меня большое впечатление. Жеманность и резкие переходы из одного состояния в другое выдавали в ней натуру страстную, ревнивую, слегка истеричную, ту, которая может проявиться в женщине, подозревающей мужа в измене. Но, как известно, дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за справедливость. Насколько верна своему мужу сама мадам Дидро? Пьеса покажет.…   А пока – комментарий Екатерины:
­ Моя героиня ­ с претензией на роковую женщину, и именно такой образ я стараюсь передать. Было очень интересно работать над ролью, и я благодарна Геннадию Вадимовичу за то, что помог мне максимально понять и прочувствовать это амплуа. Мы так долго его проговаривали, что, когда я вышла на репетиции, было ощущение, что это я уже проходила. Все пошло само собой, правда, я испугалась гироскутера (смеется).

Прекрасно уловила стилистику спектакля Яна Новицкая, сыгравшая подругу дочери Дидро ­ мадемуазель Гольбах. Молодая артистка искусно передала сексуальный образ юной соблазнительницы, раскрыла его женственную палитру, сделала многогранным, глубоким и запоминающимся. Интересно выглядела и артистка Екатерина Заплавная в образе дочери «Распутника» ­ Анжелики Дидро. Активность, максимализм, дочерняя непокорность, все свойственные юности черты она передала блестяще!

И, конечно, нужно отметить работу в этой пьесе Сергея Цевелева, сыгравшего настырного Баронне, который то и дело пристает к хозяину с требованиями написать статью о морали. Артист очень органично вошел в образ и мастерски передал характер своего персонажа. И, кстати, ему невероятно идет костюмированная роль!

На мой взгляд, ТЮЗ блестяще раскрыл произведение Шмитта, и определяющая заслуга в этом режиссера Геннадия Фортуса. В очередной раз он продемонстрировал незаурядный ум, оригинальность, грамотность и тонкий эстетический подход к материалу. После премьеры Геннадий Вадимович поделился с нами мыслями о пьесе:
­ На сегодняшний день люди очень закомплексованы, не подготовлены в вопросах любви. Эти комплексы нам ведь прививались годами, вспомните фразу: «Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра Родину продашь!».

Но театр не должен говорить о политике, экономике и производстве. Его задача ­ призывать к прекрасному, говорить о любви, счастье, отношениях мужчины и женщины. Общество нуждается в таком материале. И мы хотим показать, что не социум и философы определяют понятие морали, а сам человек, пропуская информацию через собственные этические нормы и прислушиваясь к себе!

Безусловно, спектакль дарит массу положительных эмоций и восторга. И я уверена, что «Распутник» не только осветит ярким пламенем души зрителей, но и надолго войдет в их умы и сердца.

Ксения Шаповалова, фото автора