Игра в новые запорожские мосты: есть ли козыри у запорожцев?

1353
0
Запорожскую «стройку века» ­ возведение мостовых переходов через Днепр – сегодня называют полной безнадегой. Официальной датой начала строительства новой запорожской автомагистрали считается 30 августа 2004 года. За полных 14 лет новые запорожские мосты, которые должны были заменить отжившие свой срок эксплуатации мосты Преображенского, терпели смену власти, подрядчиков, обещания, бесстыдное разворовывание и прочие житейские невзгоды
С последней надеждой запорожцы решили провести на объекте творческий флешмоб под песню «Океана Эльзы» и с призывом ко власти довести начатое до ума, несмотря на то, что этот долгострой в народе уже давно перешел в разряд вечного «недостроя».
Мы же решили выяснить, есть ли тот самый козырь в этой игре у запорожцев, а значит, лучик надежды на новую автомагистраль, учитывая тотальную изношенность старых мостов и долгоиграющий ремонт плотины Днепрогэса.

Куда уходят средства…
Запорожцы по сей день не понимают, как при столь насущной необходимости могло прекратиться финансирование строительства глобального объекта – нового моста, в который уже была «вбухана» куча средств.

Заглядывая в недалекую историю, напомним, что на возведение запорожских мостов в 2016 году из государственного бюджета выделили 240 миллионов гривен. После чего состоялось совещание представителей местной власти, чтобы понять, насколько подрядчики готовы освоить эти деньги и организовать процесс достройки мостовых переходов. Как выяснилось на заседании, среди подрядчиков, которые будут проводить работы на так называемой стройке века, те же фирмы, которые были определены путем проведения тендера еще в 2011 году, как раз после передачи стройки из коммунальной собственности в государственную. На тот момент «Укравтодор» совместно с прокуратурой судился с ними по поводу непогашения авансов, выданных на строительство.
На совещании говорилось, что представители «Уманьавтодора» наняли множество субподрядных организаций, многие из которых оказались нечистыми на руку. По словам губернатора, только одна фирма­подрядчик «Югспецстрой» украла 16 миллионов гривен. На тот момент (в 2016­м году) власти утверждали, что за последние три года (с 2013­го), когда мост не охранялся, было украдено множество металлических конструкций, и теперь будут проводить полную инвентаризацию и проверку всех оставшихся узлов, не говоря уже о тех глобальних средствах, которые были украдены мошенниками-­наемниками при выполнении подводных работ (разбирательство СБУ от 2010-­го года).
События наших дней показывают следующую картину:
­ В феврале сего года состоялось совещание с участием представителей как областной, так и городской власти по поводу новых мостовых переходов в Запорожье. В бюджет на 2018­й год средста на строительство мостов заложены не были. Было принято решение, чтобы мостовые переходы не остались без финансирования, изыскать средства из так называемого таможенного эксперимента. Там зарезервировали 60 млн грн. «дорожных» средств, но затем финансирование задержалось из­-за того, что мост, как выяснилось, является не дорогой, а сооружением, ­ рассказал «Верже» заместитель главы ЗОГА Андрей Антонов.
Далее было принято решение о распоряжении присвоить мостовым переходам статус дороги госзначения. Есть также соответствующее постановление Кабмина от августа сего года по поводу изменения статуса запорожского долгостроя.
­ Там процедура очень сильно затянулась из­-за ошибки, которую допустили в названии объекта: вместо «автомагистрали через реку Днепр» указали «проезд через остров Хортицу». Были еще кое-­какие казусы… Когда наконец-­то в августе присвоили мостовым переходам статус дороги, возникла вторая проблема – корректировка проектно-­сметной документации и пересчет суммы финансирования. Так как мост находится на балансе Службы автомобильных дорог, представителями службы был объявлен тендер на корректировку.
По словам заместителя губернатора области, конечный срок корректировки ПКД (проектно-­конструкторской документации), согласно тендерной документации – 30.10.19.
Итак, пока не обновится проектно-­сметная документация по несчастным запорожским мостам, стройка продолжаться не может. Единственное, что можно выполнять на объекте – аварийные работы, в том числе и антикоррозионные, дабы избежать каких-­либо чрезвычайных ситуаций.
­
На комиссии этот вопрос рассматривался, и состав возможных аварийных работ согласовывался. Сейчас же 60 млн грн. запланированного таможенного эксперимента будут «переброшены» на ремонт дорог «Васильевка­-Бердянск» и «Запорожье­-Мариуполь», так как в этом году они уже на корректировку ПКД по мостам не понадобятся. После корректировки ПКД будет принято решение по сумме; все это возможно после проведения обследования объекта, когда пересчитают сметную документацию, утвердят титул, появятся суммы ­ новые, откорректированные, тогда возникнет вопрос выделения средств на строительные работы. Какой это будет источник: то ли госбюджет, то ли эксперимент, если он продлится и на 2019 год, мы посмотрим, ­ говорит Андрей Антонов.
Сейчас мосты находятся на балансе Службы автомобильных дорог, которая является структурным подразделением «Укравтодора». Напомним, что ранее этим занимались представители городского КП «УКС».
Сначала — диагноз, а затем — лечение
­ Наши мосты нужно системно обследовать. Мы планируем сделать это в следующем году и пригласить ведущих специалистов в этой области, также в этом будет принимать участие генеральный проектировщик. Мы обследуем, систематизируем и сделаем выводы по каждой конструкции и будем принимать решение по последующим действиям, ­ рассказал заместитель начальника по строительству Службы автомобильных дорог Запорожской области Александр Шандыба.
Работы по обследованию мостов ориентировочно планируют начать в марте следующего года. Так что говорить о каких­-то дальнейших действиях на сегодняшнем недострое можно будет только после подробного технического обследования, которое, кстати, тоже будет стоить немалых средств.
­
Материальные затраты на обследование мостов включены сегодня в стоимость корректировки на стадии «Проект» ­ предусмотрены средства на эти работы.
Отметим, что последние работы, которые выполнялись на «долгоиграющем» запорожском мосту – это надвижка на сооружении №4 – мост через Старый Днепр. Работы проводились в течение декабря 2017 года силами 68­-ми работников из двух подрядных предприятий: ООО «Предприятие «Маст­Буд» и ЗАО «Альпсервис». Общее расстояние продольной надвижки пролетного строения моста через Старый Днепр составляло 410 погонных метров. Было выполнено три этапа продольной надвижки.
­
Там мы собрали всю конструкцию длиной 340 метров, успешно ее надвинули, выполнив 50% работ по опусканию балки жесткости на опорной части. Однако не было средств, чтобы заплатить подрядчику за дальнейшее строительство, и работники временно оставили объект, ­ напомнил Александр Шандыба.
В дальнейшем начнутся поиски нового генподрядчика. Чиновники говорят, что после того, как будет откорректирован проект, пройдет тендер, который определит исполнителя.
­
На генерального подрядчика будет выписано разрешение на проведение строительно-­монтажных работ и финансирование, ­ констатировал заместитель начальника по строительству Службы автомобильных дорог Запорожской области.

Потери застоя: миф или реальность
Последние годы ходят разговоры о том, что неэксплуатируемые и неподдерживаемые конструкции на «новых» мостах устарели и безвозвратно испортились. Так ли это на самом деле, покажет обследование, пока же мы можем предполагать, опираясь на слова балансодержателей.
­

Глобально испорченного на мостах ничего нет, но, конечно, все конструкции нужно доводить до ума. Если это плита, по которой будет двигаться автотранспорт, то нужно обеспечить ее гидроизоляцию, положить дорожную «одежду» и эксплуатировать. Более всего вопросов вызывает недостроенный пилон: его нужно всесторонне обследовать и достроить – там содержится специфический конструктив, которого нет ни в одном элементе моста – это, во­-первых; во­-вторых, все то, что у нас построено, мы можем видеть невооруженным глазом – пройтись, подняться и посмотреть, а на пилон сейчас у нас нет возможности подняться. Так что, когда возобновится финансирование, первое, что мы будем делать – обследовать пилон, ­ говорит Александр Шандыба.
Отметим, что подъемник на пилоне был, но из­-за отсутствия долгие годы на объекте электричества, а также охраны некоторые элементы были разворованы, да и просто пришли в упадок. Что касается объема выполненных работ, если брать всю магистраль, от общей протяженности трассы сделано 25-­30%, если же смотреть на часть Набережной магистрали, то это 60% выполненных работ.

Обещания премьера
Напомним также, что во время своего визита в Запорожье в 2016-­м году премьер­министр Украины Владимир Гройсман пообещал господдержку в размере 500 млн грн. для стротельства мостов. Однако сумма не только сократилась почти вдвое, но немалая ее часть «улетела» из-­за не готовых документов.
­

Премьер-­министр в последний раз озвучил вопрос выделения средств из госбюджета, но корректировка проектно-­сметной документации оказалась слишком долгой. Это уже вопрос к представителям Службы автомобильных дорог. Да, у них тоже были свои причины, но, тем не менее, не успели. К концу 2017 года из-­за того, что документы не были готовы, произошла «переброска» этих средств – 100 млн грн. – на строительство дороги «Запорожье­-Днепр». Получилось, что из 250 млн грн. 100 млн грн. ушло на новую дорогу, а остальные средства перешли в остаток следующего года, ­ подытожил Андрей Антонов.
Отметим, что без учета инфляции и повышения стоимости материалов последних двух лет стоимость завершения строительства двух мостовых переходов была на уровне 7­8 млрд грн. Насколько она выросла сейчас, можно только предполагать…
Ева Миронова