Новый спектакль ТЮЗа показал запорожскому зрителю мир глазами «аутиста»

1034
0

16 марта в Запорожском академическом театре молодежи состоялась долгожданная премьера – спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» ­ на которой побывала глава Украинского культурного фонда, первая леди нашего государства – Марина Порошенко. Театральная новинка поставлена по пьесе Саймона Стивенса, которую он адаптировал из одноименного романа английского писателя Марка Хэддона (2003 г.). Этот роман­-бестселлер удостоен престижной Уитбредовской премии и признан англичанами одной из любимых книг десятилетия. А постановка Королевским национальным театром одноименной пьесы завоевала семь наград и стала триумфатором церемонии вручения премий Лоуренса Оливье в 2013 году

Главный герой пьесы Кристофер Бун – 15-­летний аутист, который испытывает трудности в общении с внешним миром и взаимодействии с социумом. Он воспринимает действительность как набор фактов и формул, не любит желтый и коричневый цвета и ему нравится размышлять о звездах и устройстве Вселенной. Мальчик пишет свой роман, в котором окружающих людей считает странными, и не понимает, как можно сказать одно, сделать другое, а думать третье.

Он никогда не лжет, поэтому обман и предательство взрослых для него ­ катастрофа. Кристофер берется расследовать странное убийство соседской собаки Веллингтона, с которой он был очень дружен и которую неизвестный злодей проткнул вилами. Парень начинает свое расследование, которое приведет его к раскрытию другой тайны и столкновению с шокирующими фактами относительно его семьи. Расследуя убийство собаки, Кристофер погружается в лживый мир взрослых и изучение человеческих взаимоотношений.

Этот спектакль не похож на другие, и чтобы взяться за такую постановку, необходимо иметь высокий уровень ответственности и творческой смелости. В Запорожье «Загадочное ночное убийство собаки» поставил художественный руководитель ТЮЗа, заслуженный деятель искусств Украины Геннадий Фортус. Поклонники его творчества знают, что все работы режиссера отличаются глубиной и особым смыслом. «Загадочное ночное убийство собаки» ­ сильный спектакль, который оставляет щемящие чувства в душе. И здесь мне бы хотелось вспомнить слова Карла Крауса: «Задача искусства – протирать нам глаза!» Думаю, каждый из нас слышал об аутизме, а многие даже столкнулись с ним вплотную, работая, взаимодействуя или даже имея близких «особенных» людей. Сегодня число детей с таким диагнозом стремительно растет, поэтому задача общества ­ научиться их понимать и принимать.

Аутизм – это врожденное нарушение психического развития. Ребенок с таким диагнозом совершенно по­-другому слышит, видит и осязает реальность, он воспринимает мир фрагментарно и искаженно. Аутисты очень чувствительны к прикосновениям и громким звукам, они не улавливают чужие эмоции и избегают контакта глаза в глаза. Они не могут научиться различать мимические выражения радости, гнева, огорчения и многих других эмоций. Мышление аутиста – конкретное, метафоры и абстракции ему не под силу, а голос звучит монотонно. С самого раннего возраста аутисты тратят всю энергию на то, чтобы жить среди нас, адаптироваться к звукам и зрительным образам и научиться понимать то, что мы говорим.
Конечно, передать подобное состояние – задача сложная и, на мой взгляд, выбор актера на роль «особенного» подростка ­ это 100­-процентное попадание в цель. Думаю, главные качества для такой роли – это наивность, искренность, внутренний свет, которые артист ТЮЗа Олег Абакуменко как раз органично в себе сочетает.

Перед артистом стоит тяжелейшая задача – передать внутренний особенный и непривычный мир аутиста, и, думаю, эта роль ­ безусловный прорыв для Олега. Он с пугающей убедительностью изображает разбалансированное эмоциональное состояние Кристофера, передает свойственную таким детям манеру ходить и разговаривать, вызывает слезы у зрителя, обнажая мучительную внутреннюю боль, разрывающую его сердце. Когда смотришь на Кристофера в исполнении Олега Абакуменко, ловишь себя на мысли, что слезы сами текут по щекам, и в эти моменты так сильно хочется подойти и обнять его! Но как раз в этом аутисты не нуждаются. Это мы думаем, что проявить к ним эмпатию ­ значит пожалеть, обнять, успокоить. А им не нужны жалость и объятия, им нужны понимание и принятие. И тут ты осознаешь – насколько сложно родителям таких детей, ведь, по сути, они находятся в ловушке, из которой не выбраться.

Актеры Маским Игнатьев и заслуженная артистка Украины Мария Нестулий (в другом составе маму Кристофера играет Анна Симонова) раскрыли внутреннюю драму таких семей, а режиссер красной нитью преподал мысль о важности терпимости общества к ним. Родителей особенных детей не стоит осуждать, ведь по­настоящему понять их поведение и поступки, наверное, смогут лишь те, кто столкнулся с такой ситуацией лично. Что чувствует мать, когда ребенок, по ее мнению, в ней не нуждается, никогда не обнимает ее, не улыбается и даже не смотрит в глаза? Она чувствует себя ненужной! И сколько необходимо мудрости и духовной силы, чтобы учиться любить безусловно и осознать, что мама нужна всегда! А что чувствует отец, который доведен до отчаяния и поднимает руку на сына аутиста? Конечно же, этим поступком он вызывает неприязнь. Но потом на поверхность выходят факты, говорящие о том, что он самостоятельно, без матери, которая не выдержала напряжения и сбежала, растит особенного ребенка…

Именно он все это время ходит с ним по больницам и на самом деле любит его всем сердцем. Конечно, это все не оправдывает его несдержанность, но все­-таки позволяет по­другому на нее взглянуть и осознать, что это не регулярная практика, а та самая минута слабости, за которую легко осудить, но которую не дано прожить самим «судьям». Актеры мастерски донесли тему родительского отчаяния и безысходности.

Внимательный зритель может заметить, что пьеса раскрывает не только внутренний мир особенного Кристофера, но и подростка в целом. И совсем не обязательно быть аутистом, чтобы чувствовать себя одиноким, ненужным и покинутым. Поэтому данная постановка ­ отдельный повод пересмотреть отношения отцов и детей. В пьесе много тем, которые заставляют задуматься, и подавляющее большинство зрителей увидит что­то из своей жизни…

Режиссер Геннадий Фортус интересным образом вписал в спектакль «социум» в лице актеров ТЮЗа – на сцене практически весь его состав, но их роли призваны быть второплановыми, не заглушая главный акцент внимания. Полицейские, учителя, продавцы, соседи и просто прохожие – их так много, но только единицы стараются понять и услышать Кристофера. В основном же нам легче нагрубить, нахамить, проявить нетерпение и быстрее отделаться от того, кто отличается. И когда смотришь на это, задумываешься, а как бы ты поступил на месте персонажей пьесы в реальной жизни? Спектакль помогает понять, что нам всем надо быть терпимее! Равнодушие и грубость – лишь сиюминутная реакция, а понимание требует осознанности, ведь вокруг нас всегда есть люди, которые не умеют просить о помощи и даже не понимают, что нуждаются в ней.

Многому нам можно поучиться у Кристофера! Порядочности, правдолюбию, искренности, любви к животным. В его мыслях больше логики, простоты и мудрости, чем у большинства «нормальных» людей. Сложный путь предстоит этому мальчику, но финал спектакля добрый и хороший, за что отдельная благодарность режиссеру. Ведь одно дело, быть аутистом в Англии, закончить вуз и стать ученым, каким Кристофер и предстает в романе автора Марка Хэддона, и совсем другое ­ жить с этими особенностями у нас… И за что я люблю работы Геннадия Фортуса, так это за то, что каждый раз, подводя зрителя к эмоциональной яме, режиссер не дает сорваться вниз, а бережет чувства людей, которые живут в условиях современных реалий и приходят на спектакль с вопросами, поэтому дает им посредством искусства опору и веру в свои силы. Кристофер становится героем в наших глазах, пересиливает себя, свои страхи и выходит в большой мир! А мир, если мы все постараемся, может пойти навстречу и дать то, в чем такие дети очень нуждаются!

После спектакля мы пообщались с исполнителем главной роли Олегом Абакуменко и режиссером Геннадием Фортусом.

— Олег, как готовились к такой непростой роли?
— Я много читал и углублялся в эту тему, посещал детские центры, в которых учатся аутисты, и я понял, что это совершенно обычные дети, только со своими принципами и другим образом мышления.
— В чем для Вас была главная сложность в этой работе?
— Мне было сложно чисто физически находиться долго на сцене, ведь мой герой постоянно в центре внимания, а это полтора часа в первом акте и около часа во втором. Когда у тебя пересыхает во рту, а «ближайший» глоток воды сможешь сделать только во время антракта, выдержать непросто. На первых «прогонах» спектакля меня на второй акт не хватало. Но постепенно учишься себя «распределять» и чувствовать – где ты можешь себя больше «потратить», а где успеть восстановить силы.
— Как на Вас повлияла роль Кристофера в профессиональном и социальном смыслах?
— В профессиональном ­ это колоссальная школа и опыт! И я очень благодарен Геннадию Вадимовичу. Образ действительно непростой, но опыт Дастина Хоффмана, который сыграл «Человека дождя» и получил «Оскар», меня подстегивал, ведь я понимал, что зритель будет сравнивать подобные образы. В социальном плане я значительно расширил свой кругозор, познакомился с миром удивительных детей, многое осознал и теперь совершенно по-­другому отношусь к этому вопросу. Я также очень благодарен нашей команде – всем, кто готовил этот спектакль, его успех – это заслуга каждого.
— Геннадий, артист на главную роль был выбран сразу?
— Да, когда я прочитал сценарий, сразу подумал об Олеге, и если бы его не было в нашем театре, я бы даже не брался за эту историю. Никого другого в этой роли я не представляю. Мой Мастер (Александр Король – ред.) учил меня: «Никогда не ломай артиста, а изучай его и поручай ему ту роль, которая внутри него уже есть». Олег – старательный и целеустремленный артист, и тот результат, который мы видим сегодня – это, прежде всего, его собственный большой труд.
— Какую основную задачу Вы ставили при постановке пьесы?
— Меня трогает то, что произведение написано от лица ребенка. Мы ведь много видели сюжетов про конфликты и проблемы в семьях, но вот исповедь ребенка с ограниченными возможностями мы никогда не слушали. Когда я погрузился в мир этого мальчика, ощутил как он «выбарывает» себе эти частички жизни… не думая о наслаждениях, тривиальном, как большинство людей. Он хочет простых вещей, работает над этим, а все равно его не понимают, ему мешают. И основная тема в том, что мы не готовы принять таких детей. У общества нет ориентиров, как вести себя с ними, отсюда все эти насмешки, притеснения, такого ребенка могут высадить из маршрутки и т.д. Мы постарались своим спектаклем не давить на зрителя, не обвинять общество и не предъявлять претензии, наша задача была – показать, какие эти дети, и показать, что люди рядом просто не обладают знаниями, как себя с ними вести.

Спектакль получился искренний, трогательный и светлый! Чувствовалось, что ни один участник действа на сцене не остался равнодушен к социальной проблеме. Это была не просто актерская игра, но и желание взять часть боли на себя, донести ее зрителю и постараться вместе осознать, что вопрос особенных людей касается каждого из нас. После просмотра пьесы зритель уже не выйдет из зала прежним, и для этого проделана большая работа и сформирован важный посыл – не отвергать людей с аутистическим расстройством, не игнорировать, не ждать, что они будут вести себя «нормально», а постараться больше о них узнать и научиться понимать.

И в завершение хочу поделиться отрывком письма взрослого аутиста Стива Саммерса, которое он разместил в интернете (на сайте autismum.com), обращаясь к «нормальным» людям: «…Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами. Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я ­ аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть »…

Ксения Шаповалова,  фото автора