«Наведите порядок и защитите людей!» Владимир Гройсман потребовал снизить тарифы на тепло

615
0

Технология производства, учет и мероприятия по энергосбережению. Эти три фактора могут привести к снижению тарифов на тепло. Что именно местные власти должны для этого сделать, анализируем вместе с премьер­-министром Владимиром Гройсманом

Почему такая разная стоимость тепла?
– Цена на газ для теплоснабжающих организаций одинакова. Но когда мы смотрим на тарифы на тепло, видим значительную разницу в стоимости тепла в разных городах. Стоимость тепла и воды зависит от технологии производства, от учета и мероприятий энергосбережения, – поясняет Владимир Гройсман.
Глава правительства предлагает сравнить, насколько разнится стоимость одной Гкал в регионах. В Ивано­-Франковске 1 Гкал тепла стоит 1312 гривен, Житомире – 1389 гривен, Мариуполе – 1303 гривны, Виннице – 1375 гривен, Киеве – 1317 гривен. Вместе с тем, в Луцке стоимость одной Гкал составляет 1847 гривен, Кропивницком – 1852 гривны, Чернигове – 1737 гривен. В Запорожской области максимальный тариф составляет 2148,78 гривны.
– При одинаковой цене на газ мы имеем разницу в стоимости тепла ­ 30­40%. Я понимаю, что разница может быть, поскольку технологии производства разные. И тут возникает вопрос: а что сделали местные руководители, ведь большинство теплокоммунэнерго принадлежат муниципалитетам? ­ — задал почти риторический вопрос Владимир Гройсман непосредственно местному руководству во время недавнего селекторного совещания.
Кто и как формирует тарифы?
Топливо и электроэнергия, зарплата персонала, расходы на инвестиционные программы, ремонт оборудования и сетей, потери, текущие расходы и тому подобное. Из всех этих статей и формируется окончательная стоимость теплоснабжения. Если котельная модернизирована, ремонты не нужны, КПД высокий, а уровень потерь в сетях минимальный, то, соответственно, и стоимость 1 Гкал ниже.
Стоимость тепла формируется коммунальными и коммерческими компаниями ­ поставщиками тепла и горячей воды ­ на основе расчетов, в большинстве случаев согласованных и утвержденных органами местного самоуправления.
­ Сегодня из 1644 предприятий теплокоммунэнерго, а это 98%, только 26 являются лицензиатами НКРЭКП, все остальные подчинены органам местного самоуправления. Поэтому формирование тарифной политики на услуги по теплоснабжению относится к компетенции органов местного самоуправления, ­ поясняет этот юридически­бухгалтерский нюанс заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Эдуард Кругляк. ­ Органы местного самоуправления несут полную ответственность за каждую цифру в утвержденных ими тарифах.
«Непригодившиеся» миллиарды
Чтобы понимать всю обоснованность претензий к местным властям, следует вспомнить один общеизвестный факт и принять к сведению другой. Во­первых, благодаря децентрализации размеры местных бюджетов существенно увеличились. Во­вторых, правительство выделило местным органам власти на подготовку к отопительному сезону 2018­2019 12,5 млрд гривен. Но освоили их на местах из рук вон плохо.
­ Сколько потратили на водопроводы, на новые котельные? Из 12,5 млрд гривен ­ всего 3 миллиарда на воду, тепло, транспортировку, новые теплосети. В стране 20 тыс. км сетей, а отремонтировали в прошлом году всего 240 километров. Аварийных сетей в стране ­ 7 тысяч, ­ рассказал Владимир Гройсман.
В данном случае, каждая неиспользованная по назначению копейка ­ это сотни гривен, которые в будущем заплатит потребитель тепла. Отсутствие энергомодернизации существенно влияет на тарифы. Только при транспортировке тепла по старым сетям потери составляют 15%. И все это отражается на той сумме, которую в конечном итоге видит население в платежках.
Открытым также остается вопрос учета тепла. Ведь «насчитывание» по квадратным метрам с поправками на погоду ­ это путь к манипуляциям со стороны поставщиков тепла. Поэтому счетчики ­ это обязательное условие для борьбы с махинациями тепловиков и переплатами населения.
Владимир Гройсман подчеркивает: руководству городов необходимо системно подходить к решению этой проблемы. Мэры должны дать четкий план модернизации и развития ЖКХ на 2019­2020 годы. Деньги должны использоваться максимально эффективно: перерезанием ленточек зимой не согреешься. Реальный тариф на тепло ­ не выше 1 400 гривен за Гкал. Но для этого необходимо предусмотреть и провести энергомодернизацию. От того, насколько качественно выполнят распоряжение правительства на местах, напрямую зависит, сколько мы заплатим в следующем отопительном сезоне.

Кстати о счетчиках
Правительство обязало представителей НАК «Нефтегаз» и теплоснабжающих предприятий установить гражданам бесплатно около трех с половиной миллионов счетчиков. Это поможет ликвидировать коррупцию в газовой сфере и уменьшить конечную нагрузку на стоимость природного газа для бытовых потребителей.
Премьер-министр поручил НКРЕ, Антимонопольному комитету, Государственной службе по вопросам защиты прав потребителей провести тщательные проверки организаций, поставляющих энергоресурсы. В случае выявления необоснованных начислений должны быть наложены штрафы. Решительных шагов премьер ждет и от местных властей.
«Все, что сейчас происходит, — это беззаконие со стороны различных снабжающих организаций. Наведите порядок и защитите людей! Это четкое требование», — потребовал Владимир Гройсман.

Александр Олейник