Запорожцы воюют за качество потребительских услуг

169
0

Нахамили в магазине, продали просроченные продукты питания, отказали в замене некачественного товараНаверняка, каждый из нас хоть раз сталкивался с нарушением его прав. Есть ли выход из данных ситуаций и на чьей стороне законпопробуем разобраться.

Отметим, что Украина первая среди республик СССР еще в мае 1991 года приняла Закон «О защите прав потребителей». Также была создана Государственная инспекция по защите прав потребителей, которая в 1992 году получила статус Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей. А в 2008 году была создана Государственная жилищно­коммунальная инспекция, которая осуществляет защиту прав потребителей жилищно­коммунальных услуг.

А вот чтобы узнать, какие права и обязанности имеют как потребители, так и лица, предоставляющие услуги, мы направили официальный информационный запрос в ГУ Госпродпотребслужбы в Запорожской области.

 

На заметку потребителю

Каждый украинец, приобретая, заказывая или используя продукцию, которая реализовывается на территории страны, должен знать, что согласно статье 4 Закона Украины №1023, он имеет право на:

­ защиту своих прав государством;

­ надлежащее качество продукции и обслуживания;

­ безопасность продукции;

­ необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце);

­ возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции), в соответствии с законом;

­ обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав;

­ объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).

Отметим, что реализация товара без предоставления потребителю информации в объеме, предусмотренном законодательством, запрещена. В случае нарушений данных норм законодательства, обнаруженных в процессе плановых или внеплановых мероприятий, к объекту хозяйствования применяются административно­хозяйственные санкции.

Но не стоит забывать, что у потребителей также есть ряд обязанностей:

­перед началом эксплуатации товара нужно внимательно ознакомиться с правилами, изложенными в предоставленной производителем (продавцом, исполнителем) документации на товар;

­ в случае необходимости разъяснения условий и правил использования товара ­ до начала использования товара обратиться за разъяснениями к продавцу (изготовителю, исполнителю) или другому указанному в эксплуатационной документации лицу, которое выполняет их функции;

­ пользоваться товаром согласно его целевому назначению и придерживаться условий (требований, норм, правил), установленных производителем товара (исполнителем) в эксплуатационной документации;

­ с целью предотвращения негативных для потребителя последствий использования товара ­ применять предусмотренные производителем средства безопасности с соблюдением предусмотренных эксплуатационной документацией специальных правил, а в случае отсутствия таких правил в документации ­ придерживаться обычных разумных мер безопасности, установленных для товаров такого рода.

Продавец же (производитель, исполнитель), в свою очередь, cогласно закону, обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества и предоставить о ней информацию, а также по требованию потребителя предоставить документы, подтверждающие качество продукции.

Отметим, что не всегда производители указывают полную информацию о товаре, тем самым нарушая закон и вводя покупателей в заблуждение. Напомним, что информация о товаре должна содержать его название, данные о свойствах товара, номинальное количество, условия использования, данные о содержании вредных для здоровья веществ и предостережения касательно использования продукции. Также производитель должен указать наличие в составе продукции ГМО, цену на товар, условия и правила его приобретения, дату изготовления, информацию об условиях хранения, гарантийные обязанности производителя (исполнителя), правила и условия использования, срок годности, а также наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца).

Возврат  и обмен товаров

Как в Запорожской области, так и в Украине в целом не являются редкостью ситуации, когда потребитель после приобретения товара замечает, что он ненадлежащего качества. В данном случае, согласно статье 8 Закона Украины №1023, на протяжении гарантийного срока он имеет право требовать пропорциональное уменьшение цены, бесплатное устранение недостатков в разумный срок и компенсацию затрат на устранение недостатков товара.

В случае же выявления на протяжении гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, при необходимости подтверждения выводом экспертизы, потребитель в порядке и в сроки, которые установлены законодательством, и на основании обязательных для сторон правил или договора имеет право на собственный выбор требовать от продавца или производителя расторжение договора и возмещение уплаченных за товар средств или требовать заменить товар на такой же или аналогичный, среди существующих у продавца (производителя).

Согласно статье 17 Закона Украины №1023, в случае, если во время гарантийного срока нужно определить причины потери качества продукции, продавец (исполнитель, производитель) обязан на протяжении 3 дней со дня получения от потребителя письменного соглашения организовать проведение экспертизы продукции за свой счет.

Если в выводах будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю, вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, также он будет обязан возместить продавцу (исполнителю, предприятию, которое выполняет его функции) затраты на проведение экспертизы. Потребитель и продавец (исполнитель, производитель) также имеют право оспорить выводы экспертизы в суде.

Что касается обмена продовольственных товаров надлежащего качества, согласно статье 9 Закона Украины №1023, потребитель также имеет на это право. Он может обменять товар на аналогичный у продавца, у которого его приобрел, если приобретение не удовлетворило его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или если по другим причинам не может быть использовано по назначению.

Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества на протяжении 14 дней, не учитывая день покупки. Обмен товара производят, если его не использовали и при сохранении его товарного вида, потребительских качеств, пломб, ярлыков, а также расчетного документа, выданного потребителю вместе с проданным товаром.

 

Внимание! Скидка!

Прогуливаясь по супермаркету или торговому центру, сложно не заметить прилавки, пестрящие товарами с надписью «акция» или «распродажа». Отметим, что их употребление также регламентируется законодательством.

Так, понятия «скидка», «сниженная цена» и т.п. разрешено употреблять с соблюдением следующих условий:

­ если они применяются к продукции, которую непосредственно реализует субъект хозяйствования;

­ если такого рода скидка или уменьшение цены применяются в течение определенного и ограниченного периода времени;

­ если цена продукции ниже ее обычной стоимости.

Употребление же термина «распродажа» или любых других, аналогичных ему, разрешается только с соблюдением следующих условий:

­ если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;

­ если продолжительность распродажи ограничена во времени;

­ если цены товаров, подлежащих распродаже, меньше их обычной стоимости.

 

Статистика нарушений в Запорожской области

Согласно данным, предоставленным представителями ГУ Госпродпотребслужбы в Запорожской области, на протяжении 2018 года в ведомство было направлено 626 обращений касательно нарушений прав потребителей.

Наиболее проблемные вопросы, по которым обращаются жители области, касаются получения жилищно­коммунальных услуг ненадлежащего качества, нарушения условий договора касательно изготовления и установки ПХВ­конструкций, приобретения продуктов ненадлежащего качества: продовольственных товаров, бытовой техники, мобильных телефонов, нефтепродуктов и пр.

А вот дать ответ касательно организаций, в отношении которых от жителей области поступает наибольшее количество жалоб, и сообщить, какое количество случаев нечестной предпринимательской практики было зарегистрировано в области в прошлом году, работники ведомства не посчитали нужным.

Елизавета Поливода

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here