РОМАН АКБАШ: Я счастливый человек – свое хобби превратил в профессию!

3489
0

Есть в Запорожье известный журналист. Известный не так текстами в газетах и не постоянным присутствием в теле­ и радиоэфире, а тем, что очень любит наш город. В Интернете уже кто­то бросил клич присвоить Роману Акбашу звание Почетного гражданина Запорожья. Дело в том, что он делится этой своей любовью со всеми запорожцами, которые ходят на его экскурсии по Верхней Хортице, Соцгороду и другим маршрутам.

 

О себе

Но прежде, чем виртуально прогуляться по Запорожью в сопровождении Романа Акбаша, давайте познакомимся с ним самим. Встретились мы с Романом в арт­кафе «Ретро». На фото он похож на польского актера Даниэля Ольбрыхского, а при встрече это сходство почему­то меньше заметно. И вот что наш собеседник рассказал:

­ Родился в 1979 году в Запорожье, на Верхней Хортице. Там же закончил школу, расположенную в одном из дореволюционных меннонитских зданий. Дальше армия, журфак Классического приватного университета (КПУ), тогда еще ЗИГМУ. Писать заметки в газеты начал до учебы в КПУ. Мои друзья ­ представители татарской диаспоры в Запорожье ­ пригласили на один из своих национальных праздников Курбан­байрам и попросили написать о событии в газету «Моя Батьківщина».

Так все и началось, а еще появился творческий псевдоним, по которому меня знают в городе.  Акбаш —  татарское слово, которое означает «белая голова», т.е. ромашка. Моя же настоящая фамилия Вертепный…

Далее пришлось работать во многих запорожских газетах, работал и в «Верже» ­ готовил спортивную страницу. Три года был пресс­атташе ФК «Металлург», ведь одно из моих увлечений – футбол. С юных лет я ездил на матчи клуба в другие города. Играть в «Металлурге» не посчастливилось, а вот как журналист здесь пригодился. К сожалению, тот ФК «Металлург» прекратил свое существование…

Я всегда интересовался историей города. Сначала найденные старые фотографии выкладывал в Интернете. Следующий этап — письменные рассказы о том, что на этих фото изображено. Я интересуюсь всем, что связано с Запорожьем, а о разных эпохах и событиях в жизни города пытаюсь рассказать людям так, как бы рассказывал детям, жене, близким. Вдвойне приятно, когда на мои экскурсии приходят профессиональные историки. Кстати, в свое время я пытался поступать на истфак, но не получилось…

В процессе изучения истории города я начал собирать книги, наборы открыток, старые фотографии, путеводители. Уже негде их дома хранить ­ это огромная часть моей жизни! Мне нравится то, что я делаю, и я счастлив, что все свои увлечения (хобби) превратил в профессию.

Раньше я считал себя едва ли не социофобом, думал, что не могу выступать перед людьми. Друзья и сегодня удивляются: «Да ты же почти каждую неделю проводишь экскурсии, зачем волноваться?» А я всегда волнуюсь и даже стесняюсь, но на финише экскурсии меня уже трудно остановить. Также моя жена мне всегда помогает, когда у нее есть время…

 

Меннониты и их колонии

­ Проводить экскурсии в родном для меня месте ­ на Верхней Хортице ­ очень приятно, ­ рассказывает Р. Акбаш. ­ Это самый популярный мой маршрут. Уже 8 лет проводим здесь экскурсии, и редко собирается меньше 50 человек. Верхняя Хортица ­ одна из пяти бывших меннонитских колоний в границах современного Запорожья…

Здесь мы немного вклинимся в рассказ Романа и с помощью «Википедии» сделаем некоторые уточнения. Меннониты, создавшие колонии в районе сегодняшнего Запорожья, были приверженцами протестантского религиозного течения, они принципиально не брали в руки оружие. В Российскую империю, заселять вновь приобретенные земли в ходе русско­турецких войн, да и погрома Запорожской сечи тоже, что тут уж скрывать, меннонитов пригласила Екатерина II.

Одно из их поселений ­ Эйнлаге ­ сейчас под водой. Эта меннонитская колония была основана в 1790 г. Сюда из Восточной Пруссии переехала 41 немецкая семья. До 1917­го колония Эйнлаге относилась к Екатеринославскому уезду одноименной губернии, к Хортицкому колониальному округу Хортицкой волости. В советский же период ­ к Запорожской/Днепропетровской области, Хортицкому немецкому району. Располагалась она на правом берегу Днепра, возле переправы Кичкас. В период строительства Днепрогэса село перенесли. Так появился Кичкасский Выселок, который состоял из двух сел ­ Кичкас № 1 и Кичкас № 2.

­ Скажу несколько слов о колонии Шенвизе («Прекрасный луг», 1797 г.), ­ продолжает наш собеседник. ­ Это уже район «ЗАЗа». К сожалению, много строений оказалось на территории завода и многое было уничтожено. Кое­что интересное есть, но сегодня таких мест значительно меньше, чем было, например, 100 лет назад.

Почти рядом ­ мельница Нибура, которая давно уже не мельница. Но, говорят, что в Европе на момент постройки она могла оказаться самой крупной. Да и архитектура здесь очень интересная. Если ехать по улице Сергея Серикова, бывшей Комсомольской, ее закрывает огромный элеватор. Чтобы посмотреть на нее, нужно выйти на этой остановке и зайти во двор. Мельницу Нибура видно со стороны железной дороги, но люди отсюда ее не особо рассматривают.

На острове Хортица тоже была колония меннонитов, но там мало что осталось ­ кладбище да пара домиков.

К сожалению, в послевоенное время о немцах­меннонитах умалчивали или сознательно перевирали некоторые связанные с ними факты. Их считали едва ли не предателями Родины, потому что в 1943 году они массово ушли вместе с немцами. На самом деле, это достойные люди, давшие огромный толчок для развития Запорожья промышленного и городской инфраструктуры. Это люди, которые стремились делать рай при жизни в том месте, где живут. Они много дали не только нашей области, но и всей стране. Те же красивые школьные здания, больницы, заводские корпуса «ЗАЗа» — это все меннониты.

Кроме того, я считаю, что на Верхней Хортице собраны примеры лучшей дореволюционной архитектуры нашего города. Разве что Краеведческий музей может сравниться с ними. Та же женская школа, ныне школа №81, или замок Вальмана… Других образцов такой ажурной архитектуры у нас в городе просто нет.

 

Соцгород и умение видеть

­  Район, прилегающий к проспекту Металлургов и называемый Соцгородом, тоже одна из любимых моих тем, ­ признается Роман Акбаш. ­ Провожу здесь много времени, считаю его одним из самых интересных в городе.

Застройку Соцгорода некоторые воспринимают как обыденность. Вот показываю экскурсантам тот же Круглый дом (улица Верхняя) и реально, и на фотографиях 1930­х годов. И люди удивляются, откуда такая архитектура? Или та же городская больница №3. Чаще всего ее видят только со стороны проспекта Металлургов, а если прогуляться по двору, можно увидеть, как красиво выглядит здание с другой стороны.

По Старому Александровску у нас тоже есть несколько маршрутов. Отсюда история города и начиналась. Мне очень интересно здесь все рассматривать: поднять голову вверх и разглядывать карнизы или зайти во двор, где тоже бывают интересные находки. В старой части города, оглядевшись вокруг, можно представить, что ты оказался в позапрошлом веке. Нужно просто быть внимательным, ведь можно жить рядом и не заметить под карнизом надпись «Аптека» или что­то подобное.

Я, конечно, понимаю, за что мы можем не любить наш город — за качество воздуха, транспортные проблемы и неухоженность, но знаю, за что его можно любить! У нас есть целая экскурсия, посвященная кино в Запорожье, ведь здесь снимали 20 фильмов! «Весна на Заречной улице», «Тарас Бульба», «Единственная», «Каникулы Кроша»…

Сейчас пытаемся проложить новые маршруты, так сказать, «по просьбам трудящихся»… Думаю, что в этом году такие «премьеры» состоятся.

Чаще всего нашими экскурсантами являются запорожцы. Наверное, потому, что мы на них больше ориентируемся, ведь немного неприятно и жалко, что горожане не знают историю Запорожья и относятся к нему, как к чему­то неинтересному. Мол, на что здесь, кроме заводов, Днепрогэса и Хортицы смотреть?

Впрочем, недавно проводил экскурсию для киевлян. Бывают экскурсии и для запорожцев, которые эмигрировали или давно живут в других уголках Украины. Им Запорожье интересно, ведь чем больше знаешь о городе, тем с большим уважением к нему относишься.

В соцсетях мы ведем группу «Атипичное Запорожье», которая посвящена истории города, я выкладываю здесь фотографии. Мы прекрасно видим, в каком состоянии сегодня памятники архитектуры, потому­то и надо менять отношение людей к своему городу. Самые приятные отзывы о моих экскурсиях, когда люди говорят, что они по­другому теперь будут смотреть на Запорожье.

 

Музей оружия и Интернет

Заметим, что Роман Акбаш сегодня ­ креативный директор Музея истории оружия, частного собрания экспонатов, известного далеко за пределами нашего города. Вот что сам Роман рассказывает о своей работе:

­ Несколько лет назад Илья Шлайфер сделал мне неожиданное предложение. Мы встречались здесь, в арт­кафе, и Илья Витальевич предложил заняться популяризацией музея. Раньше его отец, Виталий Григорьевич Шлайфер, жил этим, а мы стараемся продолжать его дело. Здесь я работаю уже более 2­х лет.

Мы постоянно придумываем какие­то новинки. Хотя есть и сложности, как это обычно в музеях бывает. Например, новая выставка. У нас очень мало места для экспозиции, сложно где­то разместить экспонаты. Это коллекция Виталия Шлайфера, создателя магазина «Диана», который еще с детства увлекался оружием. Я считаю, что такие личности, как покойный Виталий Григорьевич, одна из движущих сил всего, ведь он не просто что­то коллекционировал, рассматривал дома сабли, штыки, а сделал эту коллекцию достоянием всего города, да и не только города. Ведь чаще всего, куда приезжают иногородние и иностранные туристы? Музей истории оружия среди основных мест посещения.

В этом году музею исполнится 15 лет. Где­то в июле мы планируем эту дату интересно отметить. Нужно отдать дань уважения человеку, который все это создал.

Многие коллеги не считают нужным делиться с другими полученной информацией. Я же, наоборот, уверен, что нужно все архивы открыть и фото экспонатов разместить в Интернете. Так за границей сейчас и делают. Чтобы совершить открытие, теперь  не надо оформлять билет в архив, потому что все документы оцифрованы и выложены в широкий доступ.

Мы тоже всю полученную информацию, связанную с историей Запорожья, размещаем во «всемирной паутине». Иногда даже покупаем фотографии на интернет­аукционах за границей. Многим известна история покупки коллекции фотографий взорванного Днепрогэса, сделанные летчиком Luftwaffe.

Казалось бы, тратим свои деньги, а дальше «дарим» находки Краеведческому музею. Но это наше достояние и чем больше людей узнают историю Запорожья, тем лучше. Так мы понемногу ликвидируем пробелы, созданные в советский период. Ведь 30 лет назад книги по истории города рассказывали о революции и партизанах и что город, мол, начал развиваться лишь при Сталине. На самом деле, та же эпоха меннонитов куда интересней. Люди удивляются, когда я рассказываю, что уездный Александровск не был глушью. Накануне 1917 года здесь было много предприятий, известных во всем мире. Та же колония Эйнлаге была одним из крупнейших в Российской Империи промышленных центров, как и Верхняя Хортица. Эти поселения представляли страну за рубежом на выставках, где завоевали немало медалей.

 

Организация

­ Я не веду подсчет экскурсантов, ­ завершает свой рассказ  Роман. – Обычно в соцсетях накануне экскурсии появляется анонс: в субботу или воскресенье там­то гуляем… Записи нет, но на отдельных экскурсиях бывает до 100 человек. Это случается где­то раз в неделю, правда, не каждую, все зависит от погоды.

А вот зимой ничего не проводили, и я тосковал… Поэтому придумали виртуальные экскурсии в формате лекций. Старые фотографии, кино. Этой зимой собирались в бывшем ДК «ДЭЗ» в районе улицы Мира. Практически всегда здесь был аншлаг: 50­60 мест занято. Здесь уже все по записи. Лекция 2­2,5 часа стоит 50­60 гривен…

Еще два слова в конце нашего повествования. Общее впечатление от Романа Акбаша — обаятельный доброжелательный человек, увлеченный своей работой, и, что самое главное,  эту свою увлеченность он передает другим людям. Удачи ему на этом поприще!

Светлана Третьяк