Маэстро из Кореи и «Первый талант мира» выступали для запорожцев!

608
0

На днях Запорожская областная филармония подарила зрителям уникальный концерт – «Зарубежные гастролеры». Его эксклюзивность заключается в присутствии на сцене двух мастеров высокого уровня в мире музыки ­ Маэстро из Южной Кореи, дирижера Дэвида Биуна Вука и лауреата премии «Первый талант мира», заслуженного артиста Украины, трубача Андрея Илькива. Они занимают почетные места среди звезд на небосклоне мировой культуры. Им рукоплещут самые известные в мире залы, поэтому присутствие таких именитых гостей в нашем городе можно считать роскошным и изысканным подарком для поклонников их творчества и ценителей высокого музыкального искусства

Дирижер из Кореи Биун Вук широко известен своим мастерством в культурных кругах, он воспитал несколько поколений дирижеров не только на родине, но и за ее пределами. В свое время он был учеником Серджу Челибидаке – знаменитого немецкого мастера и главного дирижера Берлинского филармонического оркестра. Сейчас Дэвид Биун Вук – профессор кафедры дирижирования Высшей школы музыки и искусств «Трилло» во Флоренции, главный дирижер Корейского оперного комитета и глава совета директоров Ассоциации дирижеров «Биунвук».

Маэстро из Кореи совместно с Запорожским симфоническим оркестром под зрительские аплодисменты-­приветствия открывали концерт известным произведением немецкого композитора Вильгельма Вагнера – увертюрой к опере «Тангейзер». Вагнер считается крупнейшим реформатором оперы, который оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру.

Напомним, оперу «Тангейзер» создавали в начале 40-­х годов в период подъема революционного движения в Германии. Ее сюжет строится на основе соединения трех средневековых легенд ­ о рыцаре Тангейзере, который долгое время предавался чувственным наслаждениям в царстве богини Венеры; о состязании певцов в Вартбурге и о святой Елизавете, судьбу которой Вагнер связал с судьбой Тангейзера. Вся концепция оперы сводится к противопоставлению двух миров – мира духовного благочестия и мира чувственных наслаждений. Воплощением чувственного является Венера, а воплощением идеального мира чистой любви ­ невеста Тангейзера Елизавета. Их противостояние и борьба за сердце рыцаря олицетворяют раздирающие его противоречия. Грех и святость, плоть и дух – это вечный спор с самим собой.

Увертюра обобщила содержание оперы и ее основную идею, а идейный контраст двух миров показала крупным планом. Отчетливо прослушивались противоположные тональности – мягкое нежное звучание сменялось насыщенными аккордами. Характер всей музыки постоянно менялся – чувственный и манящий, он вдруг превращался в воздушный и лиричный, а яркая кульминация была окрашена страстными, знойными нотами. Красивые акценты расставляли медные духовые и ударные инструменты, придавая теме мощный характер.

Дирижер опытно вел оркестр ­ все музыканты имели возможность проявиться и дополнить своей индивидуальностью многоголосное звучание. Техника Маэстро обратила на себя внимание плавностью движений, казалось, будто он плетет кружева – настолько тонко «извлекал» своей дирижерской палочкой аккорды в исполнении оркестрантов и «нанизывал» их на канву прекрасного творения. Оркестр щедро делился волшебными тембрами, от которых зритель получал эстетическое удовольствие. Каждый музыкант демонстрировал высокое мастерство, старался донести творческий замысел композитора и стилистические особенности произведения. Благодаря профессиональной и слаженной работе дирижера и оркестра чувствовалось техническое совершенство исполнения. Композиция никого не оставила равнодушным, и зрители искупали Биуна Вука и оркестр в овациях и многократных «Браво!»

Украсил музыкальный вечер Концерт для трубы с оркестром Иоганна Гуммеля, творчеству которого в мире музыки незаслуженно уделяют мало внимания. А ведь он был пианистом-­виртуозом, уже в трехлетнем возрасте обладал исключительным слухом, а с семи брал уроки у самого Моцарта! Став старше, он познакомился с Йозефом Гайдном и под его руководством совершенствовал свои навыки. Его также связывали дружеские отношения с Бетховеном, более того, они учились у одних и тех же педагогов – Гайдна, Альбрехтсбергера, Сальери. Однако их композиционные стили отличаются. Бетховен предпочитал страстный романтизм, развитие темы и громовые раскаты фортепиано, в то время, как Гуммель любил длинные мелодии, более тонкую текстуру аккомпанемента и более тонкий стиль венского фортепиано. У Моцарта Гуммель обучался именно в то время, когда тот был на пике своей популярности в качестве пианиста­-виртуоза. Представляете, что чувствовал юный ученик, когда слышал, как Моцарт создавал такие шедевры, как «Дон Жуан» и Концерт для фортепиано с оркестром № 24 до минор? Он впитывал, как губка, мастерство своего педагога, поэтому некоторые его произведения носят оттенок «моцартовских».

Концерт для трубы с оркестром Иоганна Гуммеля достаточно сложен для исполнения, это своего рода – технический вызов трубачам. А вызов мастера­виртуоза, согласитесь, по силам далеко не каждому. Здесь нужен музыкант высокообразованный, технически подкованный и готовый взять на себя ответственность не только не уронить в глазах публики творческое наследие мастера высочайшего уровня, но и возвысить его, обогатив великолепное звучание из прошлого современным профессиональным прочтением. Именно поэтому для солирования в этом концерте был приглашен почетный и частый гость Запорожской филармонии ­ заслуженный артист Украины Андрей Илькив. Имя этого музыканта давно на слуху, его гастрольный график расписан по часам, уже много лет он радует своим мастерством не только Украину, но и Германию, Францию, Испанию, Великобританию, Китай – и это далеко не полный перечень стран, в которых с огромным успехом проходят его концерты. Жюри безоговорочно присуждает ему премии на национальных и международных профессиональных конкурсах. Андрей Илькив обладает почетным титулом «Первый талант мира», которым его удостоили во Франции. Он также является солистом Национального дома органной и камерной музыки, художественным руководителем и «первой трубой» ансамбля «Киев­Брасс», солистом и лидером группы медных духовых инструментов всемирно известного симфонического оркестра «Филармония наций».

Труба в руках Андрея Илькива звучала в этот вечер очень проникновенно, при этом мощно и уверенно, расставляя важные акценты. Фирменная элегантность, яркий блестящий тембр исполнения, присущие музыканту были усладой для слуха и восприятия. В такие минуты я часто думаю о том, что современному зрителю очень повезло, сейчас нам доступны удивительные концерты! Когда­то искусство игры на трубе считалось элитным, ему обучали только избранных и, соответственно, возможностью ее послушать обладали исключительно семейства знати. Своей игрой Андрей придал звучанию оркестра торжественность, приподнятость, он мастерски демонстрировал динамический диапазон инструмента – труба проявляла себя поочередно мягко и нежно, и потрясающе мужественно. Это было изящно, непринужденно, фантастично, его исполнение отличалось совершенным контролем над темпом и ритмом. А ведь концерт в этот вечер был академическим, а значит – строгим и технически сложным.

Андрей Илькив поделился с нами комментарием:
­ Я сегодня впервые исполнял этот концерт на новом инструменте, с новыми аппликатурой и техническими возможностями. Мне пришлось полностью переучивать репертуар, перестраиваться. К тому же концерт хрестоматийный, в нем есть целый ряд неудобных моментов, достаточно сложных. Но здесь важно учитывать вопрос концентрации внимания, ведь когда присутствует усложняющий фактор – необходима мобилизация. Уходят вальяжность и расслабление, и появляется максимальная собранность.

Академические концерты действительно воспитывают не только волю исполнителей, но и вкус зрителей – ты учишься воспринимать высокое, благородное искусство. Кстати, Гуммеля как композитора в свое время ставили высоко и даже переоценивали. Его сочинения были сенсацией, люди останавливали друг друга на улицах и обсуждали их как события государственной важности. Но, к сожалению, сейчас его недооценивают и редко исполняют его творения. И очень приятно, что художественный руководитель Запорожского симфонического оркестра, народный артист Украины Вячеслав Редя формирует подобными концертами вкус публики. Он подбирает не только тот материал, который у многих на слуху, но и «достает из архивов» забытые недооцененные удивительные композиции, которые заслуживают того, чтобы снова быть услышанными. В исполнении запорожского оркестра и приглашенных солистов они звучат по-­новому, при этом несут красивое творческое эхо их гениальных авторов. Два опытных Маэстро на одной сцене – Биун Вук и Андрей Илькив в тандеме с Запорожским академическим оркестром показали высокий уровень исполнения произведения Иоганна Гуммеля.

Достойным завершением музыкального вечера стала Симфония № 4 Иоганнеса Брамса в исполнении симфонического оркестра под управлением Биуна Вука. Произведение состоит из четырех частей и принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений автора. Драматургия симфонии уникальна, особенно необычен ее финал, в котором происходит трагедийная развязка – непривычный ход не только для Брамса, но и вообще для симфоний XVIII­-XIX веков. Эта работа – вершина творчества немецкого композитора, которое являет собой сочетание традиций романтизма и классицизма. Оркестр восхитительно передал эмоциональную силу воздействия этой музыки. Подчеркнутый трагический финал вызвал ощущение неумолимой борьбы человека со своей судьбой, но в то же время – заставил задуматься о главных вопросах в жизни, осознать ее быстротечность и необходимость вовремя расставлять приоритеты.

Этот замечательный концерт состоялся благодаря поддержке художественного руководителя Запорожского академического симфонического оркестра, народного артиста Украины Вячеслава Реди:
­ Я готовлю оркестр к приезду любого гостя, раскрываю музыкантам все нюансы и «подводные камни» произведений, которые будут исполнять. В нашем оркестре ­ хорошо подготовленные профессионалы, поэтому мы приглашаем лучших Маэстро. И я очень рад, что сегодня за дирижерским пультом был Биун Вук. Мы с ним давно знаем друг друга, познакомились в Корее, где я в свое время также гастролировал. Ему очень нравится работать с нашим оркестром, поэтому он с удовольствием приезжает в Запорожье. Что касается Андрея Илькива, это давний друг нашей филармонии, он регулярно у нас выступает, начиная еще с девяностых годов. Это – профессионал высочайшего уровня, и я очень рад, что сегодня запорожская публика вновь получила возможность его услышать.

Запорожской публике действительно повезло! Концерт получился энергетически плотным, насыщенным, мощным и в то же время – изысканно-­прекрасным! Зрители остались в полном восторге и с благодарностью искупали артистов в бурных овациях и возгласах «Браво!».

Ксения Шаповалова
Фото автора