Новая комедия Запорожского ТЮЗа завоевала зрительскую любовь!

747
1

Что может быть лучше жарким летним вечером, чем просмотр свежего и искристого, как прохладный мохито, спектакля Запорожского театра молодежи? Похоже, в этом храме Мельпомены уже становится традицией в конце учебного года радовать комедийными премьерами уставших от сессий и экзаменов молодых людей, их родителей, да, впрочем, всех, кто хочет хоть немного разгрузить голову и «вдохнуть» свежие, легкие эмоции и впечатления. Достаточно вспомнить прошлогоднюю похожую историю «Примадонны», которая имеет грандиозный успех у жаждущей подобных чувств публики. Поэтому новинка в преддверии лета – спектакль «Таланты и покойники» ­ обеспечила театру стабильные аншлаги и зрительскую любовь

Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дэвида Айвза, которую он воссоздал по мотивам рассказа Марка Твена «Жив или умер?». Читателю всегда интересен сюжет, поэтому обозначим его в общих чертах. История повествует о молодом художнике Жане­ Франсуа (Назар Баранников), картины которого, к сожалению, не ценят по достоинству и не приобретают. Он влюблен в прелестную Мари Леру (Яна Новицкая) и хочет на ней жениться. Но о какой свадьбе может идти речь, если парень не в состоянии содержать будущую семью? И, несмотря на то, что сама Мари безмерно любит Жана ­Франсуа и готова на «рай в шалаше» «на краю света», он, как настоящий мужчина, не хочет обрекать ее на сию участь.

Масло в огонь подливает и отец Мари (Максим Игнатьев), который не желает, чтобы дочь встречалась с нищим художником, и всячески старается ее пристроить в пару к бизнесмену­-кредитору Бастену Андре (Евгений Дзыга) – именно он одолжил деньги Жану­ Франсуа и теперь жадно ждет их обратно с процентами. Влюбленный художник в отчаянии, его верные друзья Чикаго (Роман Капитанов), Голландец (Олег Абакуменко) и Фелим (Микаэл Хачибабян) приходят на помощь и устраивают выставку-­продажу картин друга.

Но пришедший на нее коммерсант Базил Торп (заслуженный артист Украины Сергей Цевелев), узнав, что автор картин жив, отказывается их покупать. Увы, но мало кто высоко ценит произведения художников, не отошедших в мир иной. Тогда друзья предлагают инсценировать Жану ­Франсуа собственную смерть, а ему «стать» сестрой покойного – Дейзи Тиллу. Этот абсурдный поступок оказывается единственной надеждой отчаявшегося влюбленного, поэтому он соглашается. С этого момента и начинаются перипетии, которые по классике жанра нагромождаются друг на друга, доводят зрителя до истерического хохота и держат градус удовольствия от происходящего на высоком уровне.

Режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств Украины Геннадий Фортус, как всегда, мастерски вписал актеров в предлагаемые пьесой образы. Каждый смотрится гармонично на месте своего героя, а надо сказать, что некоторые актеры играли по две и даже – по три роли! Как понятно из сюжета, это классическая история с переодеванием мужчину в женщину. Они всегда востребованы зрителем и в театре, и в кинематографе ­ ведь при грамотной постановке вызывают лавину смеха и положительных эмоций.

Главная роль досталась молодому артисту Назару Баранникову, который, несмотря на возраст, уже уверенно заявил о себе в театре и успел завоевать зрительскую любовь. Только за весну этого года артист предстал перед зрителем в трех премьерах ТЮЗа, и везде – с успехом. Этот факт говорит об универсальности артиста, незаурядном таланте и большом потенциале. Дейзи в его исполнении в спектакле – великолепна! В моем понимании, она не похожа ни на один знакомый нам образ! Когда я любовалась игрой артиста, все думала, кого же эта дамочка мне напоминает? Коварное дежавю не давало мне покоя! Озарение пришло во втором акте, но не все так просто! Это не один человек ­ это шикарная смесь Сердючки и Ренаты Литвиновой! Причмокивания, ухмылочки и шикарная роза на голове – это Сердючка, а жеманность, манерность, разговор с придыханием, характерные движения кистей с разведенными пальцами – это прекрасная Рената, точнее ­ люксовые пародии на нее. Но, конечно, каждый зритель увидит в этой дамочке что­-то свое.

Назар Баранников искусно дефилировал по сцене на каблуках высотой сантиметров под десять! Не каждая женщина, скажу я вам, осилит подобный «вид спорта». Но актер, влюбленный в свое дело, сделал это легко! При этом, что мне лично очень нравится в подобных образах, Назар не выглядел женственно. Ну, согласитесь, есть особый шарм, когда, несмотря на помаду и юбку с каблуками, чувствуется мужское начало героя. Он садится, пока его никто не видит «по­мужски» ­ широко расставляя ноги в стороны, ругается, путаясь в юбках, курит и неумело берет высокий тембр в диапазоне голоса. Все­таки переодетый и женственный мужчина вызывает другие ассоциации. А здесь – нет! Этакий гардемарин Алеша Корсак, в которого зрительницы влюбляются, даже когда он в парике и кринолинах. Мы задали Назару пару вопросов о его амплуа:
— Считается, что каждый мужчина (артист) явно или тайно мечтает хоть раз сыграть женщину. У Вас было подобное желание?
— Да, это правда, я давно хотел попробовать себя на сцене в роли женщины. Это желание у меня появилось, когда в нашем театре ставили детскую сказку «Дюймовочка» ­ у артистов была возможность долго наблюдать за персонажами, и мне всегда не давали покоя Жучихи, они мне очень нравились, и я думал, что мне бы очень хотелось сыграть кого­-нибудь подобного. И, видимо, когда мы чего­то сильно хотим, наши мысли материализуются и как результат – я сыграл женскую роль.
— Уверена, многих зрителей интересует вопрос – как Вы научились так виртуозно ходить на каблуках, было сложно?
— Я скажу так – было больно. В целом, крупные «мазки» роли, такие, как хождение на каблуках, ношение женских одежд, макияжа – для меня не были большой сложностью. Тяжелее всего было создать особый женский взгляд, прищур, передать психологическое состояние женщины. Важно было прочувствовать, как она умеет себя достойно вести, справляться со вниманием мужчин, кому-­то красиво отказывать в ухаживаниях, а кого-­то, наоборот, подпускать ближе. Это все очень сложно.
И раз уж мы заговорили про чувства, сами понимаете, по классике жанра в такую барышню непременно должен влюбиться мужчина, а лучше, если их будет несколько! Ведь тогда отбиваться от них нужно будет часто и изо всех сил, тем самым ­ уморительно веселить зрителя. Отец возлюбленной нашего героя – Максим Игнатьев, кредитор – Евгений Дзыга и даже король Франции – Сергей Цевелев будут у ног нашей великолепной Дейзи. Курьезы, ухаживания, нелепые поцелуи ­ режиссер Геннадий Фортус, как всегда, мастерски обеспечил сеанс смехотерапии, не опуская искрометный юмор в сальные шутки.

Интересный образ раскрыл артист Евгений Дзыга ­ он был прекрасен в роли кредитора, одолжившего молодому художнику деньги, а когда тот не смог вернуть их в срок – проявил свои истинные качества. Этакий бальзаковский гобсек, упивающийся своей властью над должниками – роль жадного негодяя, которому чуждо сочувствие, далась актеру великолепно! Сочно, ярко, органично выглядел Евгений в образе своего героя, за ним было очень интересно наблюдать и не хотелось отпускать его со сцены.

Отдельно хочется выделить коммерсанта Базила Торпа и короля Франции ­ это герои Сергея Цевелева. Первый совершенно не разбирается в искусстве, а потому скупает картины необдуманно. Мне сразу вспомнился фильм «1 + 1», когда главный герой, прикованный к инвалидному креслу миллионер, продает подобному «ценителю» за несколько тысяч долларов картину своего помощника, наляпавшего на холст брызги краски. Сергей Цевелев мастерски высмеивает образ человека, для которого важны не искусство, а статус и денежная выгода. А второй его герой – король Франции – вызвал неописуемый восторг! Башмачки на каблуках, «золотой» костюм, шляпа, походка, манеры… При взгляде на него появляется улыбка, а в голове звучат слова Ля Шене из «Мушкетеров»: «Сир, Вы прекрасны!». Сергей Цевелев прокомментировал свой образ:
­ Короля мне было играть непросто, в подобной роли нельзя просто так выйти к зрителю и произносить свои реплики, здесь важно передать определенное состояние. Я вспоминал французские фильмы, думал о том, что все короли всегда имели фавориток и были падки на женскую красоту. Ну и, конечно, костюм диктует характер образа – сразу появляются красивая осанка, чопорность. Я даже придумал, заходя в зал, смотреть на зрителей, как на своих подданных – мне хотелось, чтобы все это выглядело смешно, в жанре пьесы.

Рекордсменом по количеству ролей в этот вечер стал артист Петр Желев – он исполнил целых три, из которых больше всего запомнился Репортер, охотившийся за сенсациями. Имея характерный акцент представителя национальности, которая считается в мире самой хитрой, он расспрашивал подробности «смерти» художника и испытывал от них экстаз, предвкушая свои гонорары. Тем самым артист высмеивал поведение журналистов желтой прессы, для которых нет ничего святого. Петр шикарно передавал характерные эмоциональные состояния, исполненный им образ был яркий, безумно интересный, вызывал зрительский восторг, смех и аплодисменты.
Возлюбленную молодого художника сыграла Яна Новицкая, и зритель увидел ее в новом для артистки амплуа – непорочной, кроткой то ли Герды, то ли Дюймовочки, одним словом – идеальной возлюбленной, ангельским созданием, которое нужно оберегать от зла и интриг этого мира.

Если честно, подобная приторность женских образов, на мой взгляд, допустима лишь на сцене и экране. В жизни она бы далеко «не уехала» с такой наивностью, хотелось снять с нее розовые очки и добавить «перчинки». Но, если учесть то, что сюжет скорее сказочный, артистка справилась идеально! А если захочется «перчинки» от Яны Новицкой, можно посмотреть ТЮЗовский «Распутник» и все станет на свои места. А вот сестра ее героини ­ Сесиль Леру в исполнении Ирины Левчук более земная, поэтому не боится давать пощечину своему парню, отстаивать чувства и даже устраивать слежку, переодевшись в следователя. Актрисе удалось раскрыть характер своей страстной героини и повеселить зрителя истеричными манерами ревнивой женщины.

Есть в спектакле еще две мадам – Батильд и Карон. Их играют Валерия Лютинская и Инна Яновская. Они придают пьесе особое очарование – охают­ахают, плачут, хлопают в ладоши, одним словом ­ являются классическими подружками, которые всегда в курсе всех новостей, готовы сопереживать и поддерживать, при этом иногда падая в обморок.

Ну и, конечно, отдельно стоит выделить молодых друзей нашего героя, которые по классике жанра настоящей мужской дружбы могут друг над другом шутить, «подкалывать» друг друга, но если один из них попадает в беду – парни бесстрашно готовы подставить свои крепкие плечи для поддержки и кулаки для боя. Артисты Олег Абакуменко, Роман Капитанов и Микаэл Хачибабян своей игрой при грамотной режиссерской подаче сделали из спектакля гимн молодости, энергии и любви! Подобная тема – очень любима зрителями. «Гардемарины», «Мушкетеры» завязаны на таких сюжетах – приключения, борьба со злом, победа дружбы и любви – что может быть прекраснее?

Спектакль очень красивый, костюмированный – настоящее удовольствие для театрала. Каждый зритель, который готов погрузиться в атмосферу легкой, романтичной и веселой истории, будет в восторге!

Ксения Шаповалова, фото автора