Директор ЗТМК Владимир Сивак: «Мы перечислили в бюджет более 1 миллиарда гривен, а за нашей продукцией очередь клиентов из Китая, США и Европы»

1916
0

Сегодня — в воскресенье -­ День металлурга. Праздник этот входит в тройку самых уважаемых в Запорожье. Поэтому в преддверии его мы решили пообщаться с человеком, который как никто знает все секреты и тонкости украинской металлургии — Владимиром Сиваком,  директором Запорожского титано­магниевого комбината

Вместо знакомства

ЗТМК – уникальное предприятие цветной металлургии, производящее титановую продукцию. Ему нет подобных не только в Украине, но и во всей Европе. Ежемесячно комбинат перечисляет в бюджет миллионы гривен налогов, а за его продукцией выстраиваются в очередь всемирно известные компании из Китая, США и Европы.

Начало комбинату положено в 1935 году — созданием в Запорожье Днепровского магниевого завода. В войну предприятие было полностью разрушено, и лишь в 1956 году здесь выпустили новую продукцию — титан, тогда уже оно носило название «Запорожский титано­магниевый комбинат».

К закату СССР на знамени предприятия  были уже три наивысшие государственные награды, но, начиная с 1991 года, работа на ЗТМК остановилась. Лишь к концу 1990­х удалось возродить производство титановой губки, а в 2008 году получить первый титановый слиток.

В 2010 году состоялась смена управленческой команды. К тому времени ЗТМК оставался в почти безнадежном состоянии и погряз в долгах. Вот стартовые позиции, когда на завод пришел В. Сивак. 

Наша справка. Сивак Владимир Викторович родился в 1974 году в Днепропетровске, закончил Днепропетровскую государственную металлургическую академию, работает директором «ЗТМК» с 2010 года, награжден отличиями городского и областного советов.

Трудный металл

– Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, о ЗТМК сегодняшнем.

– На протяжении всего 2018 года комбинат вынужденно работал в условиях ограниченного энергоснабжения. Производство требует потребления больших объемов электричества и напрямую зависит от стабильности его поставок, поэтому ограничение энергоснабжения, естественно, не позволило нам реализовать планы по наращиванию выпуска титановой губки. Тем не менее,  комбинату удалось сохранить все показатели 2017 года.

Кроме того, мы заметно увеличили производство титановых слитков. Это относительно новое для нас направление, но стратегически важное, поскольку имеет огромный потенциал развития. Лишь в 2018 году мы нарастили производство слитков более чем на 50% (до 192 тонн).

В прошлом году удалось реализовать несколько проектов, которые помогли достичь существенной экономии средств. Было много вариантов, на что направить эти деньги, но мы решили повысить заработную плату работникам. В итоге, в 2018 году средняя зарплата выросла на 20% и составляла около 11 тыс. грн.

Наша справка. Социальный пакет ЗТМК соответствует стандартному соцпакету металлурга Украины: своевременная и стабильная зарплата; доставка работников автобусами на предприятие и обратно; отдых в санатории ЗТМК на о. Хортица, путевки по линии профсоюзов; медицинские услуги в поликлинике ЗТМК; ежегодный медицинский профосмотр работников за счет предприятия и др. 

– Но Ваше предприятие — это и крупные платежи в бюджет?

– Здесь я только отмечу результаты работы с 2013 года ­ после того, как у комбината появился инвестор. Т.е. всего за несколько лет из глубоко убыточного предприятия нам удалось начать работать с прибылью. Благодаря этому, впервые в истории работы ЗТМК после 1991 года государство начало получать дивиденды. Их сумма составила уже более 135 миллионов гривен. А если посчитать еще и перечисленные налоги в бюджеты разных уровней и другие отчисления, то сумма превысила 1 миллиард гривен.

В частности, в 2018 году налоги и другие платежи выросли по сравнению с предыдущим годом на 22% и составили почти 120 млн грн. Из них отчисления в госбюджет составили более 9 млн гривен, и более 111 млн грн — в местный.

– Если можно, расскажите более подробно о производстве титановых слитков. 

– В 2018 году, кроме производства традиционных для комбината однокомпонентных титановых слитков, мы начали выпускать слитки легированных сплавов. Простыми словами, это когда к титану добавляют другие химические элементы.  Освоение таких процессов позволяет существенно улучшить физико­химические свойства продукции. Например, повысить прочность, устойчивость к высоким температурам, коррозии и т. д.

В отличие от титановой губки, производство слитков является качественно новым этапом в переработке титана, а продукция имеет более высокую добавленную стоимость. Она является более востребованной на мировых рынках и более конкурентоспособной.

Мы наладили выпуск титановых слитков из пятикомпонентного сплава ВТ20. Кроме титана, этот сплав состоит еще из алюминия, ванадия, молибдена и циркония. Таким образом, в прошлом году нам удалось практически полностью загрузить цех по производству титановых слитков. За год производство последних выросло на более чем 50% и составило 192 т. Из них производство слитков легированных марок ПТ­1М, 3М, ВТ­20 и Grade 5 составило 26,5 т.

–  Читателю будет интересна инвестиционная политика предприятия.

– К сожалению, из­за постоянного роста стоимости электроэнергии и расходов на ее оплату, мы были вынуждены свернуть масштабные инвестиционные проекты, которые требовали крупных капиталовложений. Поэтому в прошлом году мы сфокусировались на модернизации и проведении капитальных ремонтов производственных мощностей.

Крупнейшим в этом плане стал запуск новой установки по производству тетрахлорида титана. Последний незаменим в производстве титановой губки. Кроме того, мы провели ремонт печного оборудования по производству последней, а также начали капремонт одной из трех рудно­термических печей.

Для нас также критически важным является наличие своих технических подразделений. Это помогает комбинату оптимизировать затраты на модернизацию и проводить большинство  текущих работ по ремонту и обслуживанию оборудования без привлечения сторонних организаций и дополнительных затрат.

Кроме того, еще в 2017 году менеджмент  предприятия разработал и представил новую «Стратегическую программу развития и технической модернизации производства ЗТМК». Она прошла все необходимые экспертизы, однако так и не была утверждена Фондом госимущества.

Что касается инвестиций на проведение программы модернизации, предусмотренных инвестиционным договором с Tolexis Trading Limited, они перечислены в полном объеме.  Поэтому, как только Фонд  утвердит упомянутую программу, мы будем готовы приступить к полномасштабной модернизации производства.

Наша справка. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины №955 от 3 октября 2012 г. «Некоторые вопросы создания общества с ограниченной ответственностью «Запорожский титано­магниевый комбинат», компания Tolexis Trading Limited владеет 49% в уставном капитале ООО «ЗТМК», а 51% находится в собственности государства. Tolexis Trading Limited входит в группу компаний Group DF. Основатель и собственник Group DF – украинский бизнесмен и меценат Дмитрий Фирташ.

Об электроэнергии

– Расскажите нашим читателям о ситуации с энергообеспечением ЗТМК.

– На протяжении всех последних лет высокая стоимость электроэнергии остается для нас основной проблемой, ведь ее доля в себестоимости титановой продукции составляет более 40%. Это значит, что тариф на электричество является ключевым фактором рентабельности нашего производства.

Только с октября 2013 года тариф на электроэнергию увеличили в два раза, следствием чего стали 1,2 млрд грн дополнительных расходов для ЗТМК.

В мире существует т.н. неформальный «титановый клуб». В него входят шесть стран, которые имеют крупнейшие в мире мощности по производству титановой продукции. Так вот, из этих шести стран тариф на электроэнергию в Украине самый высокий.

Например, в Казахстане, а это наш основной конкурент на рынке, тариф для титановой промышленности ниже на 60%, в России – на 50%, в Японии, Китае и США – на 20­30%.

Цены на мировом рынке формируются спросом и предложением, и никому не интересна высокая себестоимость нашей продукции, ведь клиент покупает те же слитки с учетом более конкурентных цен. В итоге, из­за высокой себестоимости мы уже потеряли возможность работать с прибылью, а часто и способность  в полной мере рассчитываться с контрагентами.

Своей тарифной политикой государство по сути искусственно загнало ЗТМК в долговую яму. Только за 2018 год мы направили свыше десяти обращений в НКРЭКУ, Кабмин и другие органы власти, в которых информируем о сложившейся ситуации и просим пересмотреть тариф на электроэнергию.

Но увы, никакие меры пока приняты не были. И если государство не пересмотрит тариф, то под угрозой окажется сама возможность работы комбината. А это, кроме налогов, 3,5 тысячи рабочих мест и около 60 млн долларов валютных поступлений ежегодно. 

Наша справка. Внезапная остановка ЗТМК может привести к катастрофическим последствиям не только для комбината, но и жителей прилегающей территории Запорожья, Вольнянского и Запорожского районов в радиусе до 20 км, а при неблагоприятных условиях — и до 80 км. Ведь в производстве используют хлор, который в случае попадания в атмосферу является токсичным. В связи с этим предприятие работает в условиях так называемой «экологической брони» – бесперебойного обеспечения электроэнергией на минимально необходимом для поддержания безопасной работы комбината уровне.

Судебные процессы

­ Закончилась ли судебная тяжба касательно возвращения ЗТМК в государственную собственность?

– Инвестор предприятия, компания Tolexis Trading Limited, оспорил в Верховном Суде решения о возврате ЗТМК в госсобственность. Коллегия судей ВС отменила решения первой и апелляционных инстанций, поскольку они не отвечают нормам  украинского законодательства. Суд принял решение отправить дело на повторное рассмотрение в Хозяйственный суд Запорожской области.

Тем не менее судебные разбирательства, естественно, не лучшим образом сказываются на работе предприятия. Ведь в Украине нет внутреннего рынка потребления титана, поэтому ЗТМК полностью зависит от мировых рынков. А из­за повышенных рисков зарубежные партнеры неохотно заключают долгосрочные контракты, от которых напрямую зависят загрузка и стабильность работы комбината.

Также из­за необходимости со стороны наших партнеров минимизировать потенциальные риски, мы оказываемся в более слабой переговорной позиции и часто вынуждены соглашаться на менее выгодные условия сотрудничества, чтобы просто удержать клиентов.

Не сидеть сложа руки!

Завершая наш разговор, Владимир Сивак еще раз подчеркнул, что ЗТМК продолжает реализацию проектов силами своих технических подразделений.

– Например, мы изменили технологию плавки в рудотермических печах. Это позволило на треть снизить выбросы железа в атмосферу – до 11 тонн ежегодно.

Кроме того, мы запустили проект по сортировке и вторичной переработке отходов. Часть последних повторно возвращают в производственный цикл, а отходы, содержащие  опасные вещества, мы продаем специальным лицензированным компаниям. Они извлекают из них ценные компоненты, а остальное самостоятельно утилизируют. Таким образом, кроме экологического эффекта, только за 2018 год нам удалось реализовать почти 3 тонны отходов и получить около 15,5 миллиона гривен дополнительного дохода.

*  *  *

Может быть, не совсем праздничным получилось интервью, поскольку последние несколько лет ЗТМК работает в труднейших условиях, потому что в стране все еще действует не выбитый в граните, а вылитый в титане принцип существования украинского бизнеса: «Государство хотя бы не мешало». А оно, получается, мешает…

Кроме того, комбинат пытается отстоять свои позиции на мировых рынках, а еще интересы 3,5 тысячи запорожских семей. В конечном счете ­ это и доходы города, который ежегодно получает сотни миллионов налогов, а также не забыт малый и средний бизнес, имеющий смежную работу и клиентов. И это тоже совсем не плохо…

Светлана  Третьяк