Старый Александровск, Краеведческий музей и сохранившиеся следы уездного города

80
0

В прошлом году в целой серии материалов мы рассказали о Хортице туристической. Сегодня пришла очередь Запорожского краеведческого музея. Здесь очень много интересного о городе и области, в первую очередь, интересно само здание на пересечении улиц Троицкой и Александровской. Но сначала не о сохранившихся сооружениях Старого Александровска, а очень коротко о рождении города, а значит, об Александровской крепости

КРЕПОСТЬ-НЕВИДИМКА
В 1770 году, даже не уведомив тогда еще не разоренную Запорожскую Сечь, по высочайшему повелению Императрицы Екатерины II началось строительство Днепровской оборонительной линии. Она состояла из семи крепостей на берегах рек Мокрая Московка, Конка и Берда. В современном Запорожье была построена Александровская крепость, а ближайшая к ней — Никитинская, сейчас пгт Камышеваха. Последняя, Петровская крепость линии, возведена фактически на берегу Азовского моря (с. Новопетровка Бердянского района).
Но если в двух упомянутых населенных пунктах видны хотя бы остатки крепостных валов, то в Запорожье ничего такого нет. Говорят, что все упоминания о крепости «съела» городская застройка 1970­х годов.
Но все же вернемся к строительству крепости, положившей начало нашему городу. Строить ее начали где­то в районе нынешнего военного госпиталя (ул. Почтовая), когда никакой железнодорожной насыпи не было и в проекте. Но отсюда пришлось уйти — полноводная в те времена Мокрая Московка подтопила строительство и его перенесли на более высокое место. Такое нашлось, как утверждает «Википедия», в прямоугольнике, очерченном проспектом Соборным, улицами Украинской, Школьной и Крепостной.
Мы посмотрели план города Александровска с еще существующей крепостью и засомневались в точности «Википедии». Если Школьная и Украинская принимаются безоговорочно, Крепостная с оговорками (в двух ближних к Соборному кварталах — это, скорее, улица Слободская), то сам проспект никак не может быть границей крепости. Это все же, вероятнее всего, улица Гоголя.

Впрочем, топографы и геодезисты могут нас поправить. Мало того, по итогам их работы городские власти могли бы по периметру крепости (диаметр — километр) разместить какие­нибудь знаки, чтобы память о крепости жила.
Кстати, строили крепость как систему многочисленных земляных валов ­ комбинация вписанных в друг друга четырех­ и шестиугольников. В итоге крепость получилась почти круглой «шестеренкой». По утверждению военной энциклопедии 1910 года, все эти зубцы представляли собой «скорей неудобство, чем улучшение крепостной обороны».
Но, к счастью, воевать с набегами татар не пришлось, и построенная в 1775 году крепость, как и вся Днепровская линия, утратила свое значение в 1784 году. А в 1800­м она была даже вычеркнута из перечня крепостей Империи.

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ
С 1785 года Александровский форштадт (предместье — от крепости до Мокрой Московки, и от нынешнего Соборного до улицы Железнодорожной) был преобразован в посад. Относился он к Новомосковскому, а затем к Павлоградскому уездам. И лишь в 1806 году Александровск сам стал уездным городом.
Возможно, так бы он и прозябал с тремя кирпичными и одним салотопенным заводами, но тут в Российской империи началось бурное строительство железных дорог. И очень удобное географическое положение ­ ниже порогов ­ сделало Александровск растущим купеческим городом.
А теперь отправимся в Областной краеведческий музей и послушаем директора Михаила Михайловича Мордовского и старшего научного сотрудника отдела истории края Светлану Игоревну Козыряцкую.
Начнем разговор с самого заметного и красивого здания Старого Александровска, т. е. собственно музея.
Рассказывает Михаил Мордовской:
­ Музей организован в 1921 году, и первым его директором был известный александровский археолог, историк, краевед, архивист Яков Павлович Новицкий. В основу экспозиции музея он положил собственную коллекцию, которую собирал всю жизнь. Первое помещение музея ­ Народный дом (бывший кинотеатр возле «Великої кишені») на площади Свободы. А дальше он «путешествовал» по всему городу. Побывал и в здании сегодняшнего Жовтневого райсуда (в Минюсте о «декоммунизации» ничего не слышали? ­ Авт.), которое в начале XX века было Земством.
В 1961 г. музею дали здание особняка Якова Бадовского (ныне Студенческая поликлиника), а в конце 70­х — начале 80­х годов состоялся переезд сюда. Ведь музей рос, появлялись новые экспонаты и в старом здании экспозиция просто не помещалась.
Нынешнее наше здание было построено в 1913­1915 годах для нужд Земской управы. Автором проекта считался архитектор Яков Делант, но, как выяснилось, здесь работала целая группа александровских зодчих. Начиная с 1915 года и практически до нашего переезда сюда, здесь всегда располагались местные органы власти. В том числе и во время немецкой оккупации. Названия же были разные: обком, исполком, горсовет…
Нас часто спрашивают, работал ли здесь Леонид Брежнев, все же в течение 18 лет он был руководителем СССР? Да, работал, и в его бывшем кабинете сейчас располагается научная библиотека музея. Но есть отдельная экспозиция, которая показывает послевоенное восстановление Запорожья и области, там помещена часть мебели, которая была в кабинете 1­го секретаря обкома Брежнева (30.08.1946 г. ­ 22.11.1947 г.) — стол, часы, стулья, шкафы.
Здесь мы прервем Михаила Михайловича и напомним читателю, что «большой концерт в Запорожье» ­ с орденами и резким продвижением по службе ­ стал возможен после пуска цеха холодной прокатки на «Запорожстали» в октябре 1947 года. Брежнев получил орден Ленина и ушел на повышение в Днепропетровск…
­ Но до начала 1990­х в этом здании шли ремонт и реконструкция, ­ продолжает директор музея, ­ и первая экспозиция (залы археологии) открылась лишь в 1991 году. C этого времени мы открывали в среднем по одному залу в год. Можно сказать, что наш музей уникальный в Украине, ведь он начал создаваться не на базе существующих экспозиций советских времен, а как музей уже независимой Украины.
А дальше нашим гидом по периоду становления Старого города в Запорожье стала Светлана Козыряцкая:
­ В 1861 году в Российской империи было отменено крепостное право, начались реформы. В частности, городская реформа 1870 года учредила городские думы и управы. Здание первой городской управы Александровска не сохранилось, оно находилось на пустыре перед нашим современным краеведческим музеем.
Но самый мощный импульс развитию города дал бурный рост строительства железных дорог.
Отметим от себя, что железные дороги, а Александровск оказался настоящим перекрестком на пути из Москвы в Крым и из Кривбасса на Донбасс, стали тем вторым фактором после крепости, который и создал наш город. Третьим ­ было строительство Днепрогэса и индустриализация 1930­х годов, завершивших оформление Запорожья как крупнейшего промышленного центра Украины.
­ В нашей экспозиции, ­ продолжает Светлана Игоревна, ­ вы увидите процесс строительства Курско­Харьковско­Севастопольской (Южной) и Екатерининской железных дорог. В нашем городе было две станции: Александровск Южной ж.д. (Запорожье I) и сохранившийся вокзал станции Запорожье II — станция Александровск уже Екатерининской дороги. Здесь много экспонатов, которые рассказывают об истории их строительства — карты и различные вещи.
Конечно же, важнейшим объектом Александровского транспортного узла стала и пристань, Днепр ниже порогов был судоходным. Но главную роль все же играли железные дороги. Южная прошла через Александровск в 1873 году, а Екатерининская — в 1903 году.
ГОРОД ЭПОХИ «ЗАГНИВАЮЩЕГО» КАПИТАЛИЗМА
­ Но еще раньше, в середине XIX века, ­ рассказывает С. Козыряцкая, ­ в Александровске появляются предприятия. Самые первые — в меннонитских колониях. Меннониты были люди предприимчивые и создали в городе очень много заводов. Самый известный ­ «Лепп и Вальман» по производству сельскохозяйственных машин и орудий. Этой и другой продукцией Александровск был известен не только в Российской империи, но и в Европе.
Только в районе бывшей площади Шевченко (ДК Шевченко) было несколько предприятий. Это и завод братьев Рафаэля и Хацкеля Мознаимов, который впоследствии стал моторостроительным гигантом «Мотор Сич», и кирпично­черепичные предприятия купцов Минаевых.
Мы уже говорили об особняке купца Якова Бадовского, а через проспект от него, тогда еще Соборную улицу, возвышались корпуса заводов Бадовского (сельхозмашин и орудий). На нынешней Крепостной улице были заводы Мензиса и того же Бадовского, а ближе к 5­му корпусу университета — завод Кациса.
В нашем музее есть образцы производимой продукции ­ плуг, культиватор, борона, пресс для изготовления лемеха, бытовые вещи (кукурузолущильники, круподерки). Есть и чугунное литье, ведь тот же «Лепп и Вальман» производил садовые скамейки, витые чугунные лестницы… Наши предприятия участвовали в Европейских промышленных выставках, где демонстрировали свои товары, тут же заключали договора на продажу и поставку.
Есть в нашей экспозиции расчетные книжки, бухгалтерские книги, марки рабочих (пропуска на завод), логотипы предприятий тех времен.
Но если есть товар и есть купец, то в городе появились и деньги. В совсем маленьком Александровске (в 1900 г. ­ 24 тысячи населения) было множество банков.
Сохранилось здание «Русского для внешней торговли банка», буквально через дорогу от нашего музея. Здание было построено в 1908 или 1909 году купцом Беленьким как доходный дом, т.е. дом, помещения которого сдаются в аренду.
Но самый известный доходный дом Запорожья — купца Лещинского, напротив современного театра имени Магара. Сначала дом был 4­этажным, но в 1905 году случились еврейские погромы, и здание было уничтожено до основания. Отстраивали его заново, но уже 3­этажным. Дом этот известен и тем, что здесь размещалась цирюльня (парикмахерская) Наума Цфасмана — отца Александра Цфасмана, который фактически стал родоначальником советского джаза. А еще именно здесь певец Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн) встретился со своей женой Еленой Ленской (Еленой Гольдиной).
Возвращаясь к банкам, отмечу, что в городе действовали филиалы Азово­Донского коммерческого банка и Санкт­Петербургского международного коммерческого банка. Последний располагался в районе театра Магара, но здание не сохранилось.
Действовали и банкирские конторы, например, банкирский дом Черникова, банкирская контора Нибура на территории современной Верхней Хортицы, Общество взаимного кредита. В начале века, в 1902­1903 годах, городским головой Феликсом Мовчановским инициировано создание отделения Государственного банка. Был еще и Городской общественный банк…
Население города активно росло, в 1916 году ­ это максимальный показатель до революции ­ 73 тысячи. Естественно, бурно развивалась торговля галантереей и бакалеей. В нашей экспозиции можно увидеть рекламу тех времен на магазинах и кондитерских. Есть и образцы товаров: запонки, часы, дамские пудреницы, флаконы для духов…
На стене музея картина — Гостиные ряды на бывшей площади Пионеров (ул. Базарная, сквер ниже проспекта). Располагались они выше трамвайных путей на улице Екатеринославской (Почтовой). Но и ряды были серьезно разрушены в ходе погромов 1905 года. Кое­что восстановили, кое­что нет. Кстати, тогда и многие дома, которыми владели купцы с еврейскими фамилиями, тоже были разрушены…
А теперь ниже трамвайных путей в здании фабрики «Селена» создана лишь реконструкция упомянутых рядов под названием «Купеческий квартал».
На этом все на сегодня и об Александровске, и о Краеведческом музее. Надеемся, что в одном из ближайших номеров мы сюда вернемся.

Светлана ТРЕТЬЯК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here