Автобусы-сауны: как долго запорожцев будут «мариновать» в транспорте

1349
0

Выжившие — так можно назвать пассажиров общественного коммунального транспорта. Казалось бы, город наконец­то начал обновлять подвижной состав и люди ездят в нормальных автобусах, а не в «собачьих будках» на колесах, как пел Кузьма «Скрябин». Но почему­-то каждая хорошая инициатива реализуется, мягко говоря, не ахти

С 2017 года город начал закупать в лизинг большие вместительные автобусы, дабы со временем на дорогах исчезли маршрутки, на которые массово и регулярно жалуются запорожцы. Но радость от «обновки» была недолгой…

ПАССАЖИРЫ ТЕРЯЮТ СОЗНАНИЕ
С мая месяца 2019 года в соцсетях люди начали писать о том, что пассажиры теряют сознание в коммунальных автобусах: жара + плохая циркуляция воздуха в салоне + отсутствие кондиционеров = потеря сознания. Неравнодушные пассажиры выводили из транспорта людей, которым стало плохо от «духоты» в салоне. Высокая температура в салоне «косила» не только старшее поколение, но и молодых людей, чей организм, казалось бы, должен быть крепче.
Чаще всего плохо становится пассажирам, которые добираются из центра города, например, в Хортицкий район. Недостаточное количество подвижного состава и, как результат, автобус забивают «до отказа». Ситуацию усугубляли ремонтные работы на Преображенском мосту, из­за которых постоянно образовывались «тянучки». Автобус едет настолько медленно, что запорожцы, которые решают перейти мост пешком, обгоняют транспорт, пока пассажиры и водитель «маринуются» под прямыми лучами солнца.
21 июля все «прелести» поездки в полном объеме я в очередной раз испытала на себе. Где­то в 19:20 мне нужно было от остановки «Цирк» добраться до Набережной. Учитывая, что в выходной день количество общественного транспорта сокращается в разы, а ехать мне нужно было срочно, то вместо автобуса №59, который едет непосредственно на Набережную, была вынуждена сесть на №39, который на бул. Шевченко (около самолета) поворачивает на Никопольский поворот.
Сказать, что автобус №39 был забит, это ничего не сказать! Каким-­то чудо мне удалось втиснуться в этот транспорт, упершись спиной в двери, проехала 5 остановок и вышла оттуда вся мокрая, словно из сауны. В салоне очень душно, никакой циркуляции воздуха, что привело к головокружению и предобморочному состоянию.
Отметим, что после того как в СМИ подняли вопрос о пострадавших от жары, в салонах автобусов начали появляться шторки, а некоторые водители транспорта вставляли бутылку с водой между дверями своей кабины и салоном, чтобы ветер хоть немного попадал к пассажирам.
«С целью улучшения условий труда водителей автобусов, предприятие «Запорожэлектротранс» с 12.04.2019 заключило договор и за собственные средства начало тонировать стеклянные поверхности кабин водителя с соблюдением требований ПДД Украины и Правил охраны труда на автомобильном транспорте», — говорят на сайте предприятия.

ТРАГИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ В АВТОБУСЕ
4 июля водитель автобуса №94 умер после того, как отработал смену: «Как стало известно «IPnews» из собственных источников, 54­летний водитель автобуса №94 приехал на пересменку, только сдал свой пост, как ему резко стало плохо и он потерял сознание. На помощь мужчине бросились коллеги, которые вызвали «скорую». Медики диагностировали у потерпевшего тепловой удар. Позднее, около 20 часов, мужчина скончался в больнице».
Спустя практически неделю на сайте «Запорожэлектротранс» появился комментарий руководства КП относительно трагического случая. В нем говорится о том, что мужчина скончался от инфаркта: «В 5:46 утра водитель пришел в автобусный парк, прошел предрейсовый медосмотр, на состояние здоровья не жаловался и был допущен к управлению транспортным средством. В 6:01 он приступил к своим обязанностям. В течение рабочей смены от водителя автобуса жалоб на ухудшение состояния здоровья и плохое самочувствие диспетчеру или руководителю автопарка не поступало. В 13:54 водитель на конечной остановке «Симферопольское шоссе» сдал смену напарнику. Где­то в 14:10 на автозаправочной станции, расположенной вблизи автобусного парка, ему внезапно стало плохо. Работником АЗС была вызвана скорая помощь, которая доставила его в больницу. 04.07.2019 водитель умер в больнице. Причина смерти — острый трансмуральный инфаркт нижней стенки миокарда. По данному случаю на предприятии «Запорожэлектротранс» проводится расследование».
Что стало причиной инфаркта у 54­летнего водителя автобуса, будет известно по завершении расследования. А пока водители и пассажиры продолжают «мариноваться» в «аквариумах» (так запорожцы прозвали коммунальные автобусы). Буквально через 2 недели был зафиксирован еще один случай. Так, на пл. Поляка водитель троллейбуса №8 потерял сознание, и ему вызвали «скорую».

ЭКСПЕРИМЕНТ
Мы провели эксперимент и замеряли температуру в салоне автобуса и маршрутки. 2 июля в 11:40 мы сели в автобус №29 на остановке «Пл. Фестивальная». Температура воздуха на улице в тени — 32 градуса по Цельсию. Салон автобуса был полупустой, «стоячих» пассажиров было от 5 до 12 человек. Когда мы прибыли на остановку «Ул. Макаренко», градусник показал температуру в салоне автобуса 42 градуса по Цельсию.
16:16, мы садимся в маршрутку №73 на становке «Ул. Макаренко» и едем до остановки «Набережная». Температура в тени за окном — 34 градуса по Цельсию, в салоне — 36. Отметим, что маршрутка была полупустой, поэтому открытые окна хорошо «обдували» салон.
7 июля, 9:31 утра. Садимся в автобус № 59 на «Набережной» и едем до остановки «Ул. Базарная». На улице 25 градусов по Цельсию, а в салоне — 31,5.
16 июля, 9:30 утра, на улице температура 20 градусов. На пр. Металлургов заходим в автобус №18 и едем до остановки «Школа №96». На нашей «конечной» градусник показал температуру в салоне — 31 градус по Цельсию.
Мы сделали выборку этих дней, т.к. они были наиболее теплыми в текущем месяце. В среднем температура в салоне автобуса выше температуры на улице на 6­10 градусов по Цельсию.
Проблема больших вместительных автобусов — в салонах нет нормальной циркуляции воздуха и кондиционера. К тому же, закупленного количества автобусов недостаточно для города Запорожья, а в выходные дни на маршрут выпускают меньшее количество подвижного состава. Часто автобус и троллейбус «ходят парой». Подмечено, что, например, на пл. Фестивальную подъезжает автобус №59, через 2 минуты троллейбус № 14 (конечная остановка у обоих «Набережная»), а потом 20 минут нет никакого коммунального транспорта. Соответственно, люди, пытаясь добраться до работы или дома «забивают» коммунальный транспорт, а чем больше людей в салоне — тем жарче. В автобусах буквально дышать нечем!

КАК «ЗАПОРОЖЭЛЕКТРОТРАНС» ПОНИЖАЕТ ГРАДУС?
Согласно информации, предоставленной нам КП «Запорожэлектротранс», они проводят влажную уборку в салонах своего подвижного состава ежесуточно перед выпуском на маршруты города.
Мы уточнили у руководства КП, должен ли водитель оказывать помощь пассажиру, который, например, потерял сознание в салоне: «Оказание первой домедицинской помощи входит в обязанности водителя автобусов, троллейбусов, трамваев. Весь подвижной состав предприятия, который осуществляет пассажирские перевозки на маршрутах, укомплектован средствами первой домедицинской помощи».
Что касается кондиционеров в салонах автобусов, то тут ответ короткий: «Автобусы типа МАЗ­103485 и МАЗ­203085 системой кондиционирования салона заводом­-изготовителем не укомплектованы. Конструкцией подвижного состава предусмотрена вентиляция салона. Она осуществляется через люки крыши и боковые окна», — говорят в КП. Т. е. вот те маленькие окошки, расположенные по периметру салона, единственная надежда пассажиров на свежий воздух. Соответственно самые хорошие места — у окна, есть шанс сделать глоток «свежего воздуха».
Отметим, что Закон Украины не регламентирует температурный режим в салонах транспорта. Она зависит от температуры воздуха за окном.
По данным некоторых СМИ, автобусы с кондиционером стоят всего на 3% больше, чем те, которые закупили городские власти. Примечательно, что в этом году город будет закупать новые троллейбусы, и они будут оснащены кондиционерами!… НО, только для водителей. Об этом нам рассказали в КП «Запорожэлектротранс». Так что городская власть не собирается думать о комфорте пассажиров.
А вот о своем комфорте депутаты беспокоятся. Так, Запорожский горсовет намерен заключить договор на покупку 6 автомобилей для КП «Автогоспцентр» (он обслуживает служебные автомобили, на которых передвигаются сотрудники мэрии). Каждое авто Toyota Corolla 2019 года выпуска стоит примерно 498 тыс. грн (общая сумма — 2,98 млн грн). В отличие от общественного транспорта, в иномарках есть обогрев заднего стекла, кондиционер, несколько подушек безопасности, система помощи старта на подъеме, электростеклоподъемники и другие блага, пишет сайт «Наші гроші». Возникает вопрос: чем сотрудники мэрии лучше запорожцев? Почему им покупают машины, да еще и 2019 года выпуска с кондиционерами? Автобусы, трамваи и троллейбусы тоже транспорт. И на них также в горсовет на работу можно добираться.

ПЕТИЦИЯ
Когда запорожцев достала жара в салонах, они написали петицию, которая в рекордные сроки собрала нужное количество голосов, и этот вопрос вынесут на ближайшую сессию горсовета. Впрочем, вопрос о кондиционерах уже поднимался на прошлой сессии. Так, заммэра Сергей Мешок сказал, что кондиционеров нет, потому что слишком короткие остановки транспорта и салон не будет нормально охлаждаться. Странно, но в других странах салоны успевают охлаждаться, а у нас нет. В свою очередь директор КП «Запорожэлектротранс» Юрий Папач считает, что новые автобусы не «потянут» технически кондиционеры. Т.е. запорожцам нужно подождать несколько лет пока закупленные в лизинг автобусы выйдут из строя и вот тогда, возможно, будут закуплены новые автобусы с кондиционерами.
НО! 18 июля в Запорожье с визитом прибыл президент Украины Владимир Зеленский, который обязал до 15 октября оснастить автобусы кондиционерами. Результат работы глава государства пообещал проверить. Что ж, как запорожские власти будут выходить из сложившейся ситуации — увидим через 3 месяца.
24 июля на заседании Запорожского городского исполкома мэр Владимир Буряк сообщил, что первые 2 троллейбуса из 9, на условиях финансового лизинга, будут доставлены в августе, они будут оснащены кондиционерами. Правда, городской голова не сообщил о том, что они будут находиться в кабине водителя, а не в салоне. Далее будет рассматриваться программа по установке кондиционеров в муниципальном транспорте.

Иванка ВОЛОЩУК