Священное право любого человека — быть свободным от коррупции

793
0

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Министры финансов Украины и США подписали соглашение о предоставлении Украине миллиарда долларов для проведения реформ. Главным условием предоставления кредитов от всех стран мира является проведение глубоких реформ, в первую очередь по борьбе с коррупцией. Кроме того, американский министр обещал добиться от своего правительства еще одного миллиарда долларов для смягчения условий жизни украинцев на период проведения реформ

Реформы — это всегда суровое испытание для простых людей, связанное со снижением уровня жизни и материального достатка, да к тому же отягощенное войной. Требуется огромное мужество и готовность людей к этим испытаниям. Впрочем, украинцев они вряд ли могут напугать, т. к. люди уже давно находятся на грани выживания и экономической катастрофы. Лишь бы предоставленные кредиты были использованы по назначению, а не растворились в коррупционных схемах. Борьба с коррупцией в Украине всегда заканчивалась победой коррупции. А может, просто неправильно боролись, а точнее, имитировали эту борьбу?

Указом президента на должность заместителя главы Генштаба был назначен уволенный по люстрации генерал-полковник Г. Воробьев. Похоже, закон о люстрации дал трещину. Безграмотный, политически заангажированный закон о люстрации проводился по принципу «лес рубят — щепки летят», а попросту — был сведением счетов с политическими противниками. В чем только их ни обвиняли: и в предательстве, и в шпионаже, и в каких-то тайных замыслах. Уволили много профессионалов, в том числе военных. Политическая месть оглушила, подавила разум, и место профессионалов заняли несведущие в военном деле люди. Результатом стал Иловайский котел и бессмысленная гибель наших солдат. Теперь началось исправление ошибок, вот только цена их оказалась слишком высокой. Затем было создано Антикоррупционное бюро, и всё внимание было сосредоточено на вопросе, кто его возглавит: свой или опять иностранец? Боюсь, что судьба этого Бюро будет похожа на судьбу закона о люстрации. Прежде чем начинать борьбу с коррупцией, нужно понять ее суть, причины ее хронического существования и ту роль, которую коррупция играет в нашем обществе.

Одним из самых распространенных проявлений коррупции является растрата и хищение государственных денег. Составляется смета на одну сумму, а тратится другая, намного меньшая, закупаются плохие материалы по завышенной цене и присваиваются оставшиеся деньги. Легко и просто. Где гарантия, что миллиард долларов, предназначенный для смягчения последствий реформ, не будет растрачен точно так же? Тогда простые украинцы не почувствуют никакого облегчения. И какое-нибудь объяснение растраты денег обязательно найдется.

Другое распространенное проявление коррупции — это взятки и откаты чиновникам и другим лицам, находящимся на государственной службе. Так возникает преступное сращивание власти и бизнеса, чиновников и бизнесменов. Часто можно услышать, что необходимо полностью отделить власть от бизнеса. Это неверно. Бизнес и власть должны сотрудничать, но не заключать преступных союзов. Но почему бизнес, будучи очень рациональным и прагматичным явлением, умея считать деньги и не тратить их впустую, платит бессмысленные взятки и откаты? Да потому, что чиновникам приходится доделывать работу за депутатов Верховной Рады, принимающих безграмотные, непрофессиональные законы типа закона о люстрации. Чиновникам приходится брать на себя риск и ответственность, приспосабливая плохие законы к плохой реальности и принимая незаконную плату за свой труд. Получается, что вся украинская система держится на коррупции, которая выполняет определенные функции. Но можно ли назвать эту коррупционную систему нормальной?

Справедливости ради следует отметить, что все парламенты мира страдают в большей или меньшей степени непрофессионализмом. Украинский парламент, особенно недавно избранный, — в наивысшей степени. Парламенты избираются народом, который, увы, часто предпочитает крикунов-ораторов, а не профессионалов. Однако в парламентах с давними демократическими традициями существуют различные меры по снижению непрофессионализма и повышению качества законов, например так называемая антикоррупционная экспертиза. Это процедура выявления в законодательных и правовых актах предпосылок к коррупции (т.е. тех норм и положений, которые потенциально могут использованы в коррупционных целях), и ликвидации их уже на стадии разработки закона. Такую экспертизу осуществляют независимые специалисты.

Правда, наши депутаты часто ссылаются на то, что консультировались с такими специалистами, но те, как правило, обслуживают партийные и политические интересы депутатов и их фракций, то есть выполняют политические заказы. Как говорится, чья власть — того и закон. И в любом исполнении наши политики открывают дорогу коррупции. А страдают от этого простые граждане. Поэтому необходимо радикально менять систему и начинать со сферы законотворчества. И если уж создали некое Антикоррупционное бюро, то оно должно быть не орудием отстрела неугодных, а орудием изменения системы.

И еще один очень важный момент. В свое время в Сингапуре коррупция была побеждена монолитной волей политических элит, которые начали с себя и добровольно отказались от всех коррупционных схем. Хватит ли подобной воли украинской элите? На словах, разумеется, хватит, а вот на деле…

 

 

Татьяна НИКОЛАЕВА