«Вы — родны нам народ»

700
0

Именно эти слова мы чаще всего слышали во время пребывания в Белоруссии от самых разных людей. Они были бы понятны, даже если бы гораздо больше отличались от нашего родного украинского языка — столько сердечности и искренности заключали в себе

В дружественную нам страну я поехала в составе делегации украинских журналистов, представлявших практически все области Украины. Своеобразный старт пресс-туру был дан в посольстве Белоруссии в Украине. Теплый прием, общение, первые вопросы и ответы, дорога по родной земле, контрольно-пропускной пункт в Украине и наконец переезд на белорусскую землю.

Дороги, дороги, придумали вас не боги…

Хлеб-соль на рушнике, белорусская здравица в нашу честь прямо на КПП. И первое потрясение: идеально укатанное полотно асфальтовой дороги — ни рытвин, ни ухабов, столь привычных для нас. Абсолютно чистые обочины, как будто и мусора в природе не существует. Аккуратные зоны отдыха с лавочками и срубами — все целое. Очень скоро мы привыкнем к такой картине, в Белоруссии прекрасные дороги и чистота вокруг — явление совершенно обычное. Даже во дворах по утрам самый крупный мусор под метлами дворников (а они к шести утра уже заканчивают уборку) — обгорелая спичка или старый сухой лист… Детские площадки почти в каждом дворе, катки. И ничего не разрушено, не сломано. Ответ на вопрос, как это удается, мы, в принципе, знаем сами, и все же не удерживаемся — задаем, а вдруг какой-то особый секрет? И слышим: во-первых, не сорим, не ломаем, белорусы любят свою землю, а во-вторых — убираем. И подумалось: мы ведь тоже прекрасно знаем эти правила, но ведь практически их не выполняем. Неужели меньше любим свою землю? Или нам нравится жить среди мусора и разрушений?

На вопрос о качестве дорог нам ответили, что действует государственная программа строительства и содержания дорог, под нее поэтапно выделяется финансирование, а подрядные организации обязаны сдавать и ремонтировать их добротно и в срок. У нас тоже есть аналогичная программа, причем в каждой области, и поэтапное финансирование, и подрядчики. Но почему же после каждой зимы появляется стойкое ощущение, что вместе со снегом сходит и асфальт? И снова простой ответ, который мы и сами знаем: здесь тот, кто за это отвечает, в случае невыполнения обязательств будет немедленно уволен и привлечен к ответственности — никакие оправдания и отговорки не принимаются вообще. Жестко? Да. Но ведь результат налицо.

Экономика должна быть эффективной

В Гомеле и в Минске по улицам деловито снуют троллейбусы, трамваи — интервал движения 3-5 минут — и большегрузные (с гармошкой) автобусы. Убойных маршруток на 18 мест, столь привычных Запорожью, мы практически не встречали. Говорят, что на двух направлениях, где пассажиропоток небольшой, бегает несколько «Газелей». Встречаются и комфортабельные современные вагоны троллейбусов и трамваев белорусско-швейцарского производства. Кстати, местные электрички тоже состоят из аналогичных вагонов (по типу наших печально известных «Интерсити», только европейского качества). Выпускает их построенный недалеко от Минска, в специально созданной свободной экономической зоне современный завод с крупными государственными инвестициями. Мы побывали там — впечатляет. Идеальный порядок, современные технологии, автоматизация производства и специалисты экстра-класса с достойным уровнем оплаты труда. Предприятие, конечно, в своем роде уникальное. Таких пока в Белоруссии не так много, но они эффективны. И государство взяло курс на развитие именно таких производств.

В Белоруссии сохранены и успешно работают все перерабатывающие предприятия — молокозаводы, мясо- и масложиркомбинаты, хлебозаводы, кондитерские фабрики и даже ликеро-водочные заводы. Кстати, на производство этих изделий — государственная монополия. Только шесть крупных агрокомбинатов получили государственную лицензию (по специальным постановлениям Кабмина) на производство фирменного белорусского самогона. В одном из таких сельхозпредприятий — им. Дзержинского — в Минской области мы побывали. Кстати, дегустировали образцы продукции. Здесь выпускается 15 видов мясных изделий и знаменитый самогон «Бульбашь». Специализируется предприятие на производстве мяса птицы, но имеет свою молочную ферму (кстати, животноводство в Белоруссии, в отличие от Украины, развивается и рентабельно), само обеспечивает себя продукцией растениеводства.

Еще одно направление — экологический туризм. В агрофирме есть свой зоопарк, зона отдыха на природе и партизанский лагерь в сосновом лесу с землянками, лесной школой, медсанбатом. Воссоздан практически на том же месте, где был в годы войны.

Заезжали и в совхоз-комбинат «СОШ», почти на границе с Украиной, в Новой Гуте. И здесь, как в агрофирме им. Дзержинского, своя переработка, своя столовая, общежитие для работников, детский сад, общеобразовательная школа и спортивная. Работают дом культуры и дом быта. Надо сказать, что эта инфраструктура в белорусских селах сохранилась и доныне. У нас она, к сожалению, давно разрушена.

Побывали мы и на Гомельской кондитерской фабрике «Спартак»: современное производство со своими торговыми марками, поставляет продукцию на экспорт. Как рассказал молодой энергичный директор фабрики Олег Жидков, все кондитерские изделия выпускаются по ГОСТу, что в Белоруссии гарантирует безусловное качество. Журналисты смогли убедиться в этом лично, отведав «беларусских почастунков».

А на известной швейной фабрике «Коминтерн» для нас провели демонстрацию моделей мужской одежды, на производстве которой фабрика специализируется. Торговые бренды фабрики известны далеко за пределами Белоруссии, продукция идет на экспорт. И, что интересно, все руководство страны, начиная с президента, одевается в костюмы фабрики «Коминтерн», которые выглядят ничуть не хуже известных мировых брендов.

На предприятиях сохранены социальные пакеты, есть общежития, столовые, детские садики, ветеранов здесь считают полно-правными членами коллектива, дети отдыхают за счет предприятий в пионерских лагерях, а работники получают льготные путев-ки в санатории и дома отдыха.

Мы построим новую Украину

Значит ли это, что здесь все прекрасно и нет никаких проблем? Конечно, нет. Предприятия отчисляют в госбюджет немалые налоги, но отношение к этому, я бы сказала, патриотичное. «Мы зарабатываем для страны валюту, — слышали мы от руководителей, — Белоруссии надо развиваться».

Значит ли это, что у рядовых белорусов нет проблем? Есть, конечно. Ведь кроме среднего уровня зарплаты, а она на предприятиях, где мы побывали, колеблется от 450 до 800 долларов, есть и минимальная зарплата. И в магазинах — недешевые продукты. Правда, это компенсируется невысокими тарифами на коммунальные услуги, но все же нельзя сказать, что Белоруссия — остров благоденствия, где все проблемы решены. Но белорусы считают, что у них есть главное — мир и стабильность (и с этим не поспоришь!), они любят свою страну, очень трудолюбивы и ответственны. На их земле нашли приют и работу и наши земляки — переселенцы из восточных областей Украины.

Белорусы дружат с Россией, считают ее союзным государством. Поэтому не все понимают, что происходит в Украине, иногда даже советовали нам уступить в чем-то Путину, считая, что военные действия — просто недоразумение, их телевизионные новости об Украине, о событиях в зоне АТО — достаточно объективны. И они искренне переживают за нас и желают нам мира и стабильности.

Мы тоже этого хотим. Да, мы живем по-другому. У нас своя страна, раздираемая войной и противоречиями, но родная и единственная — независимая Украина. У нас другой путь. Мы победим, мы выстоим и построим новую страну. Но на этом пути нам очень пригодится белорусский опыт в тех сферах, где нам еще расти и расти.

Валентина МАНЖУРА