К чему приведет децентрализация во время войны — мнение политолога

1040
0

7dc6e988fcca3f5e6933d06a377bc481

Спешка и навязчивые попытки провести децентрализацию власти до местных выборов обрекают реформу на провал. Сегодня власть анонсирует целый пакет реформ. Среди главных инициатив официального Киева — децентрализация властных полномочий, которая призвана коренным образом изменить принцип взаимодействия между центром и регионами. По крайней мере, именно так она позиционируется со стороны Администрация Президента.

Во многом масштаб реформы объясняется тем, что она требует практически полного изменения основного закона. Это, в свою очередь, влечет за собой сложную законотворческую процедуру. Помимо изменения норм законодательства центральная власть взялась существенно перекроить местные громады, назвав данный процесс «добровольным  объединением».

Читайте также: Нардеп обвинил запорожское СБУ в покрывательстве палачей Майдана

Адекватна ли сама реформа, насколько «гладко» идет процесс ее внедрения в жизнь, а также целесообразны ли подобные изменения в непростых экономических условиях и в ситуации активных боевых действий? Главное детище отечественных реформаторов оставляет слишком большое количество открытых вопросов…

Реальную власть – регионам?

Основной идеей проведения реформы является упразднение местных администраций, которые, фактически, на сегодняшний день контролируются непосредственно из аппарата главы государства. Соответственно, большинство полномочий и бюджетных средств должны попадать не областным и районным администрациям, а представителям исполкомов соответствующих местных советов.

Правда, для того, чтобы бюджетные средства и полномочия, резко передаваемые на места, были эффективно использованы, как раз и необходимо создать самодостаточную громаду. Авторы реформы пошли по пути укрупнения громад, для чего и был принят резонансный Закон Украины «О добровольном объединении громад».

Читайте также: Запорожские депутаты просят привлечь Яценюка к ответственности

Как местная, так и центральная власть, которая относится к орбите влияния Порошенко, браво обещает завершить процесс создания громад нового формата уже до осени текущего года, что позволит провести местные выборы на совершенно новых принципах. Приблизительно в те же сроки должна быть принята и новая Конституция, что, фактически, создаст полноценный скелет реформы.

В принципе, в проекте выглядит все достаточно логично и продуманно. Так ли это на практике – вопрос далеко не однозначный.

1421485818_sessiya

Добровольное ли объединение?

На сегодняшний день, стараясь изо всех сил выполнить поручение, выданное Киевом, районные и областные власти готовят целый пакет предложений по формированию новой административной структуры нашего региона. Правда, далеко не все территории в этом вопросе относятся с пониманием к таким требованиям: некоторые районы прямо отказываются работать в данном направлении.

Так и со Стратегическим проектом, в который должны вылиться данные предложения, все далеко не гладко. Последняя попытка вынести его на обсуждение внеочередной сессии Запорожского областного совета, завершилась тем, что депутаты провалили принятие повестки дня из-за присутствия в нем столь скандального законопроекта.

Читайте также: Один из лучших курортов Запорожья дискредитируют таксисты

На тех территориях, где процесс не саботируется на районном уровне, чиновники отмечают, что у самих людей присутствует страх перед реформой. Соответственно, власть пытается проводить активную разъяснительную работу, но такие попытки далеко не всегда дают свой эффект. Все бы ни чего, со временем население можно было бы и убедить, но центр поставил достаточно четкие задачи: реформа должна быть проведена в полном объеме еще до местных выборов. А до них, как известно, времени остается совершенно немного.

Соответственно, требовать от людей добровольных шагов в ситуации, когда нет практически ни малейшего понимания, собственно, что от них требуется и какая конечная цель изменения, нецелесообразно. В результате добровольность традиционно перетекает в административно-командные методы, которые во многом перечеркивают все даже самые положительные идеи, прописанные авторами проекта на бумаге.

por

Многострадальный основной закон

Второй, не менее масштабный аспект реформы, заключается в переписывании Конституции. В принципе, этот процесс необходимо было начинает еще после того, как наш основной закон был публично «изнасилован» Конституционным судом и президентом Януковичем в 2010 году. Тогда глава государства также анонсировал появление принципиально нового документа, но реализовать задуманное тогда так и не было суждено.

Теперь же внесение изменений в Конституции связывают с новым проектом реформы. Правки будут довольно существенными и коснутся как минимум пяти разделов документа. Предполагается, что будет пересмотрен статус органов местного самоуправления, полномочия Кабмина, Президента и т.д. Вместо администраций будут созданы исполнительные комитеты местных советов, а представителям центра в регионах (префектам) останутся лишь наблюдательные и контрольные функции.

Сама идея изменений также хороша и вполне отвечает духу времени, современным вызовам и запросам общества. Правда, и тут не обошлось без некоторых скандальных и противоречивых моментов.

Во-первых, глава государства оставляет за собой право на роспуск какого-либо местного совета за решение, которое будет посягать на территориальную целостность страны. Право дается именно главе государству, а не, к примеру, Парламенту. При этом, как всегда, трактовка решений и уровень посягательств на территориальную целостность может варьироваться.

Читайте также: Как всегда вовремя: городская власть решит проблемы курортного острова к осени?

В таких условиях основной закон дает, к примеру, Петру Порошенко подписать Указ о роспуске практически любого совета, чья политика будет в чем-то неугодна центру. Такой мощный рычаг влияния на местную власть является достаточно провокационным и опасным шагом со стороны законотворцев.

Вторым не менее провокационным моментом нового проекта является статус Донбасса, а точнее его отдельных регионов, которые de-facto находятся в оккупации. Вероятно, именно такие нормы проекта Конституции вызовут самые горячие дискуссии в сессионном зале Парламента во время обсуждения документа.

Конечно, разрешение кризиса на востоке страны требует неоднозначных решений. Но предоставление особого статуса, закрепленного на конституционном уровне – это смелое решение, и для его принятия необходимо тщательно просчитывать все риски. Соответственно, внесение этого положение в проект пока что также выглядит сомнительным.

1673130-10decentral-comm

Успеть бы до выборов, а результат неважен

Таким образом, в условиях полного отсутствия диалога между местными элита и населения, а также откровенной слабости первых в целом ряде регионов страны, провести реформу крайне сложно. Тем более такого масштаба. Тем более, в кратчайшие сроки, которые вызваны приближенностью выборов.

В итоге реформа откровенная сырая и требует существенной доработки. Более того, наибольшая проблема – это непонимание ее со стороны населения. Это может привести во-первых, к провалу даже самой хорошей инициативы, а во-вторых, к еще большему разрыву между элитой и населением. Реформа явно не способствует росту легитимности власти, и на местных выборах это явно скажется не наилучшим образом.

Читайте также: Политика Яценюка: пить можно, но намного дороже

Если подходить к такому вопросу более взвешенно, то успешность децентрализации возможна лишь при условии реализации целого комплекса мероприятий. Во-первых, сами проекты реформы требует пересмотра и доработки. Во-вторых, перед внедрением новой системы управления крайне важен открытый диалог с обществом. Слушания, рекламная кампания, запуск активной обратной связи. Это потребует намного большего количества времени и усилий, но и позволит получить ожидаемый результат.

Сейчас же в сухом остатке – предпосылки для провала идеи реформы и продолжение падения доверия к власти из-за полного непонимания ее действий. В условиях непростой ситуации на востоке страны и приближающихся выборов такой «бэкграунд» — далеко не наиболее привлекательный для нынешней элиты.

Антон КОВАЛЕНКО