Пожаротушение по-запорожски: без воды, багра и энтузиазма

700
0

 

пожар4

Часто случается, что происшествия сопряжены со сложностями и иногда даже подготовленные специалисты не могут выполнить свою работу идеально. Но вот, что происходит, когда «профессионалы» своего дела выполняют работу наплевательски? При этом, беда не приходит одна и вскрывается ряд халатностей, от которых страдают простые люди. В одной из таких, из ряда вон выходящих ситуаций, попытался разобраться журналист газеты «ВЕРЖЕ»

История, о которой мы вам расскажем, произошла не в глуши в забытом всеми селе, а прямо в Запорожье. Утром 10 октября Нина Алексеевна, жительница частного дома по улице Богуна, заметила дым возле хозяйственных построек. Ее внук, играясь, по глупости поджег костер возле двора. К сожалению, пламя перебросилось на хозяйственную постройку.

Нина Алексеевна видя, что ситуация выходит из­под контроля, позвонила в службу «101». Как и следовало ожидать, на место происшествия оперативно прибыли пожарные ГСЧС. А вот с этого момента уже начались крайне неприятные неожиданности.

Прибывшие на возгорание спасатели, растянули пожарные рукава, но к удивлению очевидцев, вода из дырявых шлангов фонтанчиками текла куда угодно, но только не на пламя.

— Один из пожарных залез на крышу сарая и попросил дать напор воды, — рассказывает Нина Алексеевна, — только вот вода не течет, пожарный рукав дырявый. Весь двор уже залит водой, а у него еле льется. Так они повозились чуть­чуть и говорят, мол, вода закончилась, надо ехать заправлять снова.

В то время, пока спасатели обильно заливали двор погорельцев водой, пламя уже успело перекинуться еще на ряд построек, и даже к соседям, грозя перерасти в более серьезное пожарище.

пожар

Ситуацию усугубляло то, что ближайшие три гидранта, расположенные в 40­-100 метрах от места пожара, оказались неработающими. Видимо безответственный подход к своей работе был не только у сотрудников ГСЧС. К слову говоря, на наш запрос в коммунальное предприятие «Водоканал» по поводу того, проводилась ли проверка технического состояния гидрантов, пришел достаточно своеобразный ответ.

Цитируем официальный ответ на запрос о доступе к публичной информации, подписанный генеральным директором КП «Водоканал» Сергеем Басанским:

«Суб’єкти господарювання, які є природними монополіями, є розпорядниками інформації стосовно інформації щодо умов постачання товарів, послуг та цін на них.

Таким чином, у зв’язку із тим, що підприємство не є розпорядником запитуваної інформації, запит не підлягає задоволенню».

При этом, в ГСЧС прямо заявили, что в ближайших гидрантах воды не было, и ответственность за их состояние несет именно КП «Водоканал».

 — Безперебійна подача вогнегасних речовин в осередок пожежі, забезпечувалась підвозом води трьома автоцистернами з ближнього працюючого пожежного гідранту, який знаходився на відстані 400 м., так як пожежні гідранти № 906, 907, 908, що розташовані на відстані 40­100 м. від місця пожежі, були без води (відповідальний КП «Водоканал»),— начальника Главного управления ГСЧС Украины в Запорожской области, генерал­майора службы гражданской защиты, Алексея Лепского.

Ну видимо, «природний монополіст» имеет слишком много забот с условиями поставок товаров, услуг и цен на них, и времени следить за такими мелочами, как пожарные гидранты, у них катастрофически не хватает. Намного полезнее для предприятия присылать платежки и содержать сотрудников, занимающихся именно этим, а не нанимать людей, которые будут ответственно следить за техническим состоянием водопровода, призванного обеспечивать пожарную безопасность в городе.

пожар3

И в то время, пока часть пожарных занималась поиском работающего гидранта, их коллеги на месте происшествия не проявляли особого энтузиазма в борьбе с огнем. Вместо того, чтобы растащить багром горящую но достаточно утлую хозяйственную постройку, избежав перебрасывания пламени на другие строения или, например, попытаться заделать дыры в пожарных рукавах, они предпочли вяло имитировать героическую работу.

По такой схеме пятнадцать спасателей тушили пожар почти четыре часа. За это время успело сгореть шесть хозяйственных построек и растратиться энное количество топлива четырех единиц техники. После длительных мытарств, пожарным все­таки удалось кое­как ликвидировать видимые очаги возгорания. Оставив пожарище, спасатели отправились восвояси. Напоследок, они рекомендовали хозяевам дома поливать все­еще дымящиеся пепелище водой.

Так что часть ночи перепуганные люди занимались тем, что доделывали работу огнеборцев. Но посреди ночи одна из построек снова загорелась. Однако в этот раз возгорание потушили уже собственными силами, не прибегая к помощи ГСЧС.

пожар1

Такое происшествие специально не придумаешь: пожарные, которые прибывают на вызов с испорченными пожарными рукавами и постоянно ждут, пока привезут воду, которая вытекает из дыр в шлангах. В результате такой работы коэффициент полезного действия от работы спасателей становится крайне низким. За время, потраченное на постоянные поездки за водой, пожар успел переброситься на ряд зданий и сжечь их дотла. Хотя, всего лишь наличие техники в сносном состоянии могло предотвратить такие последствия, а также сэкономить время самих пожарных, которое было бестолково потрачено.

И здесь не стоит вопрос о том, что у пожарных должны были  вдруг появиться сверхсовременные средства для ликвидации возгорания. Здесь подымается вопрос о халатности. Больше всего хозяев сгоревшего дома возмутило то, какое отношение было у спасателей к своей работе.

 — Я понимаю, что у них (пожарных) может быть недостаточное финансирование. Может чего­то там не хватает. Но ведь проследить за тем, что есть, можно. Они ведь постоянно ездят на пожары, как так можно работать?! — возмутился сын пострадавшей.

Не менее «отличилась» и работа коммунального предприятия, которое почему­то оказалось не у дел, когда поднялся вопрос о контроле над техническим состоянием гидрантов. Тем более, по словам местных жителей, уже не в первый раз при пожаре в их районе сталкиваются с подобной проблемой. А если учитывать, что происшествие произошло в частном секторе, где все дома находятся рядышком, то такая халатность может привести к гораздо более серьезным последствиям.

пожар2

После «удачно» проведенной ликвидации пожара, сотрудники ГСЧС отправились дальше  — нести свою нелегкую, но халатную службу. Удивительное совпадение, но на следующий день после пожара, хозяева дома не досчитались в погребе нескольких банок тушенки. Но связано ли это с голодом уставших спасателей – утверждать не станем. Назовем этот инцидент просто совпадением или недоразумением.

А вот погорельцы остались жить у пепелища. Теперь им необходимо решать вопрос о подключении газового снабжения дома, что в преддверье похолодания становится чуть ли не жизненно важным вопросом. Ведь это частный дом, который отапливается за счет газового котла. Но в связи с пожаром «проснувшаяся» газовая служба, на следующий день после происшествия, отключила подачу топлива. И не смотря на то, что огонь повредил лишь хозяйственные постройки, возобновлять подачу газа они не торопились. Процесс подключения к подачи газа они растянули на две недели. А вместе с тем, в доме проживает маленький ребенок.

После того, как люди пережили малоприятное происшествие с пожаром, на них свалилось достаточно много проблем: нужно восстанавливать после пожара домовладение. Но вряд ли это будет волновать доблестных огнеборцев и коммунальщиков, которые даже не удосужились всего ­навсего качественно выполнить свою работу.

Андрей ВАСЕЦКИЙ