Война войной, а топливо — по расписанию: запорожское государственное предприятие обслуживает российские танкеры

1300
0

 

DSC05064С 2014 года, после российской агрессии в Крыму и начала боевых действий на востоке страны, Украина находится в состоянии не объявленной войны. Последние события, связанные с мифическими диверсантами, свидетельствуют о желании наших северных соседей перейти к открытой фазе ведения войны. При этом, как оказывается, российские суда без ограничения пользуются речным сообщением Украины и, что самое странное, имеют не ограниченный доступ к важным государственным предприятиям. Журналисты газеты «ВЕРЖЕ» провели расследование, в ходе которого зафиксировали, как российские танкеры свободно имеют доступ к хранилищам топлива в Запорожье, которые, как признают официальные структуры, являются объектами «повышенного риска», а также содержат «мобилизационные ресурсы»

Какие суда ходят по Днепру и главное ­ куда? Как оказалось, несмотря на то, что Украина из­за российской агрессии вроде как формально прекратила экономическое сотрудничество с государством­агрессором, одно из запорожских государственных предприятий продолжает исправно принимать российские танкеры. Примечательно, что фактически российские суда имеют свободный доступ через шлюзы «Днепрогэса» к хранилищам стратегического запаса топлива. И это в то время, когда Запорожская область была внесена в список регионов с повышенным риском террористических актов.

В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ…

В ХХІ веке гражданское судоходство является достаточно прозрачным и открытым. С целью обеспечения безопасности движения судов они оборудованы системами опознавания, которые позволяют наблюдать за их движением в режиме онлайн. Данная информация позволяет следить за ними практически в каждом уголке мира. Движение судов по Днепру не является исключением.

C 4 августа этого года мы следили в онлайн­режиме за тем, как три российских танкера без проблем зашли в реку Днепр, проследовали до Запорожья, где преспокойно разгрузились в государственном хранилище топлива. Именно в этот день возле одного из причалов Запорожья пришвартовывается танкер «Нефтерудовоз­52М» ­ судно, которое ходит под российским флагом. Для того чтобы проверить, не ошибается ли программа морского трафика, мы отправились в порт, где пришвартовался танкер.

Как оказалось, местом, где он остановился, является государственная организация «Комбинат «Зірка», находящееся в подчинении Государственного агентства резерва Украины. Прогулявшись немного по берегу, становится понятно, что никакого сбоя нет и «Нефтерудовоз­ 52М» действительно пришвартовался у государственного хранилища топлива. Вполне спокойно и без лишней суеты. А вдоль дороги к комбинату выстроилась целая вереница топливозаправщиков одной из частных сетей автозаправок.

04.08.16 нефтрер

 5 августа «Нефтерудовоз 52М» отчаливает и направляется в Херсон, за ним к причалу государственного комбината пришвартовывается танкер «Виконт» ­ и тоже под российским флагом, а спустя еще сутки — танкер «Нефтерудовоз­ 51М». Все эти суда после вероятной разгрузки в Запорожье идут в Херсон, а спустя некоторое время — в порт Азов (Российская Федерация).

05.08.16 ВИКОНТ судно

Так как гражданское судоходство — штука хитрая, и фактическим владельцем танкеров под российскими флагами могла быть вовсе не российская компания, мы решили проверить информацию о бенефициариях танкеров. С помощью индивидуального номера судна IMO мы нашли в открытых реестрах официальных владельцев танкеров «Нефтерудовоз­52М», «Виконт» и «Нефтерудовоз­51М». Оказывается, бенефициарием этих судов является российская компания «METSHIP LTD», главный офис которой находится в Москве. С помощью данных, которые опубликовала компания на своей странице в социальных сетях, мы узнаем, что она занимается грузовыми перевозками. В списке судов, которыми она владеет, как раз и находим уже знакомые танкеры «Нефтерудовоз­52М», «Виконт» и «Нефтерудовоз­51М». То есть сомнений в том, что у причала запорожского комбината причаливали танкеры российских компаний, уже нет.

н 52 н 51м вбенефециарии

КОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНАЯ

Что больше всего настораживает в данной ситуации, так это место швартовки судов ­ государственный «Комбинат «Зірка».

Согласно ответу, который предоставила нам Запорожская областная государственная администрация, главной целью деятельности комбината является содержание и развитие системы материального резерва Украины. При этом специализируется предприятие на содержании, освежении, замене и отпуске материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, в том числе светлых нефтепродуктов.

При этом в целом предприятие представляет собой нефтебазу, которую могут использовать и коммерческие структуры для хранения собственных ГСМ. В таком случае государственное предприятие выступает лишь посредником в торгово­экономических отношениях двух частных структур. Однако если предположить, что функции государственной организации являются более широкими, это вызывает еще большее количество вопросов к нему.

DSC05109

Об истинном положении вещей нам остается лишь догадываться, так как управляющий орган в лице Государственного агентства резерва Украины не предоставил в отведенный законодательством срок ответ на информационный запрос. Какими мотивами руководствовались чиновники в отказе от предоставления ответа на официальный запрос, остается загадкой. Возможно, чиновникам нечего сказать ввиду того, что «Комбинат «Зірка» занимается в том числе обновлением и содержанием мобилизационного ресурса. При этом допуск на территорию довольно серьезного объекта, принимающего участие в системе обороны области и страны, имеют представители государства­агрессора. Не знаем, как у кого, а у нас такое положение вещей вызывает недоумение. Ведь наши государственные мужи уже все уши прожужжали Европе и Америке о санкциях, которые надо еще больше увеличивать. При этом сами преспокойно продолжают торговать с Россией. Да еще и стратегическим для пополнения бюджета агрессора товаром — нефтепродуктами.

«ЗІРКА» СВЕТИТ НЕ ЯРКО

Кроме вышеуказанных вопросов, к комбинату хранения нефтепродуктов имеются и другие. В условиях повышенной террористической угрозы данное предприятие дополняет этот перечень еще и вполне реальной угрозой аварии техногенного характера. Что также формирует потенциальную угрозу для находящихся в ее резервуарах стратегических ресурсов страны. Однако почему это не слишком волнует контролирующие органы, кроме ГСЧС, также не совсем понятно.

Тем более, согласно ответу на наш запрос в ГУ ГСЧС в Запорожской области, данный объект хоть и не является стратегическим предприятием, относится к высокой степени риска осуществления хозяйственной деятельности в контексте пожарной безопасности и угрозы техногенных чрезвычайных ситуаций. При этом во время плановых и внеплановых проверок были выявлены многочисленные нарушения пожарной безопасности, что подтверждается судебным процессом, который находится на стадии кассационного рассмотрения в суде высшей инстанции.

Цитируем часть ответа на запрос, отправленный на имя начальника ГУ ГСЧС в Запорожской области Алексея Лепского: «… Інформуємо, що 03.10.2013 року Головне управління ДСНС України у Запорізькій області за порушення вимог законодавства у сфері техногенної та пожежної безпеки, що створюють загрозу життю та здоров’ю людей, звернулось до адміністративного суду щодо застосування заходів реагування у вигляді повного зупинення експлуатації об’єкта ­ Державної організації «Комбінат «Зірка», розташованого за адресами: м. Запоріжжя, вул. Республіканська, 127 та Запорізька область, м. Бердянськ, вул. Мелітопольське шосе, 96. Рішенням Запорізького окружного адміністративного суду від 22 листопаду 2013 року позов задовільнено частково…».

Согласно этому же ответу из ГСЧС на данный момент на территории «Комбината «Зірка» проводится плановая проверка, которая уже показала очень серьезные нарушения в вопросе обеспечения пожарной безопасности. Мы не будем публиковать полный список выявленных нарушений, о которых сообщили в ГСЧС, поскольку не считаем, что в условиях военной агрессии будет уместно публично оглашать их все. Лишь приведем один из ярких примеров: «… Не забезпечено необхідну кількість піноутворювача для здійснення пожежогасіння (із необхідних 60 т у наявності лише 16 т, які не мають сертифіката відповідності)…».

Поверьте, остальные нарушения, о которых сообщили в ГСЧС, не менее ошеломительные.

ЛИЦЕМЕРИЕ, ЖАДНОСТЬ ИЛИ СЛАБОУМИЕ?

В итоге, как мы видим, сложилась весьма лицемерная ситуация: в то время, когда представители властей заявляют о том, что государственное сотрудничество между Украиной и Российской Федерацией прекратилось, на деле все выглядит иначе. Например, из ответа Запорожской облгосадминистрации следует, что на данный момент между нашим регионом и Россией существуют 13 договоров в торгово-­экономическом, научно­-техническом и культурном направлениях. Однако все они приостановлены до неопределенного времени. Как видим, это не мешает многим заниматься более реальными торговыми делами. Центральные власти требуют от Европейского Союза продления санкций, которые подразумевают ограничение сотрудничества с Российской Федерацией, а значит, потерю миллиардов евро. В то же время, у нас спокойно разгружаются российские танкеры. И это не просто сотрудничество между частными конторами: в этот процесс вовлечено государственное предприятие. То есть на нефтебазу, которая является объектом повышенного риска, на котором выявлены грубые нарушения норм противопожарной опасности, во время «желтого» уровня террористической угрозы продолжают заходить танкеры страны-­агрессора. И это, похоже, не слишком удивляет наши органы власти.

При этом стоит отметить, что не совсем понятно, кому именно принадлежит топливо, которое выгружается в резервуары государственного предприятия. С одной стороны, в момент разгрузки судна возле предприятия были замечены бензовозы одной известной частной сети автозаправок. Тем не менее, согласно ответам из органов власти, предприятие в том числе хранит стратегический запас мобилизационных ресурсов, в частности, светлые нефтепродукты.

Соответственно, если российские суда поставляют нефтепродукты не только для обеспечения потребностей частной компании, то ситуация в корне меняется, и появляются все новые вопросы. Ведь, согласитесь, как минимум, неординарной выглядит ситуация, в которой страна закупает топливо, в том числе на военные нужды, оплачивая за него непосредственно второй воюющей стороне.

И, опять же, просветить ситуацию могли контролирующие структуры, однако по неизвестным причинам ответ на официальный запрос в срок так и не был предоставлен.

Следующий аспект — вопрос безопасности, а вернее опасности свободного прохождения российских судов по Днепру. В конкретном случае российские танкеры спокойно заходят в тыл зоны проведения АТО, прямиком к крупным резервам топлива, которые наверняка будут критически важны для военных в случае обострения агрессии Российской Федерации. К предприятию повышенного риска в случае аварии, которое имеет очевидные и официально подтвержденные проблемы с обеспечением безопасности. К этому всему, пожалуй, стоит добавить то, что РФ в лице ее спецслужб готова пойти на любую провокацию. Чего стоит последний такой случай в Крыму с якобы «украинскими диверсантами», в которые, между прочим, записали двух жителей Запорожской области. На какое очередное преступление способны пойти российские власти и их силовики завтра, не знает никто.

В таких условиях допускать к резервам топлива даже коммерческие российские суда, по меньшей мере, необдуманно. Как странно и то, что, судя по всему, в кабинетах власти в этом не видят ничего подозрительного.

Уже во время подготовки данного материала к печати из Управления Службы безопасности Украины в Запорожской области в редакцию газеты «ВЕРЖЕ» был доставлен ответ на наш запрос о том, контролирует ли СБУ трафик российских судов по реке Днепр, а также относительно того, что государственное предприятие принимает суда государства­-агрессора. Цитируем часть данного ответа без изменений:

«…Зазначені в запиті питання до повноважень Служби безпеки України не відносяться.

Поряд з цим повідомляємо, що з метою забезпечення безпеки судноплавства на р. Дніпро та попередження передумов до виникнення надзвичайних ситуацій Управлінням було ініційовано проведення перевірок Управлінням «Укртрансбезпеки» в Запорізькій області плавзасобів (самохідних танкерів) під російським прапором, які прямували до Державної організації «Комбінат «Зірка».

Мы надеемся, что уполномоченные и контролирующие структуры дадут оценку сложившейся ситуации. Со своей стороны мы будем следить за ее развитием.

Андрей ВАСЕЦКИЙ, Антон КОВАЛЕНКО