Как уберечь детей от злоумышленников и при этом самому не нанести вред своему чаду

933
0

a21cb4c8a4fa49559fd0959b198ec975За последние несколько лет участились случаи нападения на детей. Злоумышленники делают это по разным причинам. К сожалениютакие случаи нельзя предугадать заранее, но можно попытаться защитить ребенка от возникновения таких происшествий

За 6 месяцев 2016 года в территориальных подразделениях ГУНП в Запорожской области зарегистрировано 469 заявлений и сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних (в том числе в отношении тех, которые самовольно оставили место своего проживания или расположения детских учреждений). На сегодня из числа указанных несовершеннолетних остаются не найденными 7, розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на определение их местонахождения, продолжаются.

В период с января 2013 г. по октябрь 2016 г. следственными подразделениями области было открыто 2 уголовных производства по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ст.146 КК Украины (незаконное лишение свободы или похищение человека), совершенных в отношении несовершеннолетних  (по одному в 2013 и 2014 году). По результатам принятых мер местонахождение детей было установлено.

Кроме того, в текущем году в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения об уголовных правонарушениях, в которых потерпевшими являются дети в общем количестве 237 человек, из них по статьям Уголовного кодекса Украины: ст. 152 (изнасилование) – 1, ст. 186 (грабеж) – 21, ст. 187 (разбой) – 6, ст. 190 (мошенничество) – 13, ст. 296 (хулиганство) – 1.

К примеру, 3 ноября в Бердянске мужчина притворился полицейским и отобрал мобильный телефон у 15­-летней девочки. Отец пострадавшей обратился в отделение полиции. По его словам, на проспекте Восточном у его дочери неизвестный мужчина украл мобильный телефон стоимостью 3 тысячи гривен. Он представился сотрудником полиции, под предлогом проверки отобрал у ребенка телефон и скрылся.

Проведенным анализом установлено, что жертвой преступного посягательства может быть любой ребенок, независимо от его социального статуса, происхождения, возраста, состава семьи и так далее.

Детский психиатр, психотерапевт Анна Пришутова рассказала, как правильно объяснить ребенку о возможных опасностях и при этом не навредить ему. Не так давно группа психологов проводила эксперимент. Детский психолог (мужчина примерно 40 лет) на детской площадке на глазах у родителей (которые были предварительно предупреждены, что этот человек  ­ психолог и что идет своего рода эксперимент) предлагал детям разного возраста пойти с ним (причины и повод он называл разные в соответствии с ситуацией). Дети были в возрасте от 4 до 9 лет. Максимальное время, которое психолог потратил на то, чтобы ребенок ушел вместе с ним, не ставя в известность родителей, составило чуть больше 1 минуты. Хочу обратить внимание: в другом эксперименте специалист общался с детьми уже школьного возраста, то есть с ними ранее родители или учителя проводили беседы на тему безопасности общения. Около минуты — и ребенок исчезает из поля зрения.

На сегодня вопрос безопасности ребенка очень важен и особенно актуален. Для этого нужны твердые правила поведения, описывающие детали возможного разговора и поощряемой реакции. То есть буквально: если тебя просят показать дорогу куда­-то, ты должен сказать то-­то и то­-то и сделать так­-то. Правила, установленные родителями, которые ребенок старается выполнять. Важно не увеличивать тревожность и неуверенность ребенка, не снижать его доверие к миру, но в данном случае всегда приходится говорить о последствиях нарушения правил ребенком.

Конечно, и сами правила, и содержание, и способ пояснений со стороны родителей могут разниться в зависимости от возраста ребенка. Но ребенок должен знать, что нельзя уходить с незнакомыми людьми с площадки, где он играет, или отклоняться от обычного своего маршрута (в школу ­ из школы), нельзя садиться в машину или открывать дверь незнакомому, потому что за все действия и последствия отвечают взрослые, так как они больше знают о жизни. Любые просьбы или вопросы незнакомых надо переадресовать папе или маме. Если это возможно, то вежливо отказать в просьбе и продолжить свой путь.

Для того чтобы добиться эффекта, рассказывать какие­то ужасные кровавые случаи не придется. Но ребенок должен быть достаточно осведомлен и иметь достаточно доверия к словам взрослых.

Бывает, когда мы преувеличиваем или очень уж красочно описываем негативные последствия (особенно у впечатлительного ребенка), потом могут возникнуть проблемы в том плане, что ребенок будет погружен в негативные последствия и плюс ко всему сопровождать их своими фантазиями. Так бывает, что мы буквально заражаем ребенка своими собственными страхами.

Рекомендациикоторые стоит помнить каждому родителю

Необходимо устанавливать доверительные отношения с ребенком. Старайтесь наблюдать и оценивать изменения в поведении ребенка. Обратите внимание на его окружение. Также сделайте дом максимально комфортным для времяпрепровождения как ребенка, так и его друзей. Необходимо наладить тесные взаимоотношения с педагогами и родителями одноклассников. Поощряйте ребенка рассказывать о своих друзьях, о себе и своих увлечениях. Доверительные отношения станут для ребенка хорошим стимулом рассказывать о происходящих в его жизни событиях, и в случае возникновения непростой ситуации родители смогут вовремя оценить степень опасности и помочь найти выход из нее без плачевных последствий.

Один из самых надежных способов, который поможет наладить доверительные отношения, заключается в том, чтобы проводить с ребенком как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к чужому человеку (потенциальному преступнику), который сможет увлечь их. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать детям и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся.

Также родителям стоит научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях в своей жизни, друзьях и т.д. Необходимо задавать ребенку вопросы о его страхах и огорчениях, поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды. Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а скрытность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.

 Учите ребенка держать правильную дистанцию при общении со взрослыми, желательно обыгрывать такие ситуации на улице. Однако при этом старайтесь не запугивать ребенка, а учить его действовать в экстремальной ситуации, повторяя уроки по мере взросления. Обращайте внимание на то, чтобы речь не была похожа на нудные поучения. Постарайтесь интересно и доходчиво донести до ребенка основные правила поведения на улице, сопровождая свою речь яркими примерами.

Сейчас большую популярность не только среди взрослых людей, а также детей получают различные социальные сети. Огромное количество детей используют их практически каждый день.  Объясните ребенку, что, как и в реальной жизни, в сеть нельзя выкладывать личную информацию о себе, к которой относятся адрес, номер телефона, место учебы. Научите ребенка пресекать попытки знакомства в сети Интернет (по причине того, что новые знакомые могут оказаться злоумышленниками). Желательно вместе обсудить, какие фотографии допустимо выкладывать в социальные сети.

Анастасия КАНДЫБЕЙ