«Охота» на запорожских подростков: игра в соцсетях — не на жизнь, а на смерть

1360
0

 

В конце января в Запорожье на железнодорожных путях погиб 15-­летний парень. По данным СМИ, накануне трагедии подросток повздорил с родителями, которые узнали, что он курит. После того как дома все уснули, парень ушел. Искать его начали только утром, но, к сожалению, живым больше не увидели. Подростка сбил поезд, от полученных травм он скончался на месте. Одноклассникам парня сообщили, что произошедшее — несчастный случай. Однако, по словам соседей погибшего ребенка, он не случайно попал под поезд, а целенаправленно лег на рельсы, якобы об этом рассказал машинист злосчастного поезда. Примечательно, что на странице подростка в социальной сети десятки соболезнований, сам же погибший сделал запись лишь один раз, и то, за пару дней до смерти

Еще один трагический случай произошел в октябре 2016 года также на железнодорожных путях. 14­-летний парень в наушниках гулял вдоль железной дороги. Машинист поезда неоднократно подавал звуковой сигнал, на который он не реагировал. Подросток погиб мгновенно. Участвовал ли он в смертельной игре или нет — неизвестно. Впрочем, официальных данных о том, что дети и подростки совершают суицид в рамках «квеста», также пока нет.
Смертельные квесты — что это?
«Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», f57, f58, «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего…» — это перечень групп в социальных сетях, которые призывают детей и подростков к суициду. Только «ВКонтакте» мы насчитали около 800 открытых и закрытых групп. Да, администрация сети постоянно их удаляет. Но на место одной «группы смерти» приходят две. Волна популярности таких групп в Украине поднялась в начале 2017 года. По неофициальной информации, эти квесты пришли к нам из России, где уже зафиксировано более 150 случаев суицида среди подростков.
Популярностью «групп смерти» обеспокоились даже на официальном уровне. Так, Запорожский городской совет разработал комплекс мероприятий, который включает в себя усиление работы психологов в учебных заведениях, проведение тематических консультаций, семинаров­практикумов, а также воспитательных лекций относительно негативного влияния социальных сетей на подростков. Но вряд ли это остановит ребенка. Доказать всем, что ему «не слабо» и «я это сделаю», куда важнее, даже ценой собственного здоровья и жизни.
Самые популярные квесты ­ «Киты» и «Рина». Последний назван в честь российской девочки, которая легла под поезд в 2016 году. В «Китах» подросткам предлагают выполнить 50 заданий разной сложности, запечатлеть это на фотовидеоноситель и как доказательство выложить в группу. Последнее задание — свести счеты с жизнью. Если участник смертельной группы не согласен умирать, ему угрожают администраторы группы (обещают убить его родных), унижают, оскорбляют его и берут «на слабо». Учитывая неустойчивость подростковой психики, это все равно, что дать заряженный пистолет ребенку в руки. Стоит отметить, что в каждой «группе смерти» вывешивается объявление, в котором просят внести определенную сумму денег, чтобы при удалении группы из сети ВК ребенок мог восстановиться и продолжить выполнение смертельных заданий.
В отличие от Запорожья в Мариуполе (Донецкая обл.) удалось установить связь между участием подростка в опасной игре и его смертью. В начале декабря 2016 года 15­летняя девушка спрыгнула с 13­го этажа дома. Перед этим она выполняла задание «квеста» — палила руки над свечой, прокалывала опеки иглой, а в конце спрыгнула с многоэтажки, записав все на телефон. Все эти задачи она брала из группы в социальной сети.
Большой популярностью среди подростков пользуется игра «Беги или умри», суть которой заключается в том, чтобы на мобильный телефон снять, как игрок перебегает дорогу как можно ближе к движущемуся транспортному средству. Ребенок, не справившийся с задачей, может оказаться в травматологии или вообще погибнуть. По данным Управления патрульной полиции в Запорожье, в нашем городе пока не зафиксировано ни одного случая, когда ребенок пострадал, перебегая дорогу ради игры. Тем не менее, в период с 16.04.2016 по 17.02.2017 на территории города произошло 24 ДТП с участием детей. Один ребенок погиб, 23 получили телесные повреждения разной степени тяжести. В свою очередь, патрульные призывают водителей, увидев детей на обочине дороги, быть более внимательными.
Родители детей и психологи уже вовсю обмениваются на форумах рекомендациями о том, на что стоит обратить внимание, чтобы предотвратить трагедию. А именно: нужно проследить, высыпается ли ребенок, особенно спит ли в утренние часы; также должны насторожить рисунки китов, бабочек и единорогов; стоит удостовериться, не вступил ли ребенок в одну из суицидальных групп, перечисленных выше, и не использует ли он на своей странице следующие хэштэги: #домкитов, #морекитов, #млечныйпуть, #150звезд, #ff33, #d28, #хочувигру, #бегиилиумри и записи цифр, начиная от 50 и менее.
Насторожить должны также фразы: «разбуди меня в 4.20», «я в игре», «выпилиться» и переписка в различных мессенджерах с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения, а также друзья с никами — рейх, вольф, с фашистской и сатанинской символикой. Подростки, которые участвуют в таких «квестах», часто пишут на своих страницах в сети депрессивные посты, что­то типа «я никому не нужен», «жизнь де**мо» и т.п. Подростки в группах подвергаются сильному психологическому воздействию, попросту говоря, их «обрабатывают», как в секте. Еще одно условие «смертельных групп» — участник должен отметиться как минимум один раз в 48 часов. Через двое суток человек может «отойти» от «обработки», как от наркоза.
«Исчезнуть на 24 часа» — квест не смертельный, но опасный
В финале этого квеста умирать по правилам не нужно. Но игра точно подпортит нервную систему родителей и убьет оставшиеся нервные клетки. Суть квеста — самовольно оставить дом на сутки и не сообщать о своем местонахождении никому. Участники игры также снимают все на видео и выкладывают в сеть. Порой ночь они проводят в закрытых торговых центрах или магазинах, тем самым демонстрируя, «посмотрите, какой я крутой, я смог проникнуть в ТЦ».
По данным ГУ Национальной полиции в Запорожской области, за последние 5 лет количество случаев исчезновения детей увеличилось в разы. Судите сами: в 2012 году пропали 292 ребенка (292 — найдено); в 2013 г. – 465 (465 — найдено); в 2014 г. — 442 (442); в 2015 г. – 490 (489); в 2016 г. – 547 (541 — найдено); за январь­февраль 2017 г. – 77 (75 — найдено). Обращает на себя внимание тот факт, что количество не найденных детей с каждым годом растет. Правоохранители заверяют, что основная причина исчезновения детей — недоразумения с родителями, сложности переходного возраста и желание подростков вести самостоятельный образ жизни.
В полиции говорят, что в случае пропажи ребенка нужно обзвонить знакомых, друзей, учителей, одноклассников, а также больницы. Получив везде отрицательный ответ, надо обращаться в отделение полиции с заявлением или звонить «102».
Почему дети играют
в смертельные игры?
Чтобы понять, откуда у подростков интерес к суицидальным играм и квестам, которые их калечат, что нужно предпринять родителям, дабы предотвратить трагедию, и какие цели преследует модератор «группы смерти», мы обратились к психологу, психоаналитику Ирине Куратченко.
— С чем связан такой интерес подростков к смертельным играм?
— С особенностью их возраста. Изменения на физическом уровне вызывают нестабильность, непонятные ощущения, реакции. Но самое главное — психологические изменения, которые происходят с подростками. Речь идет о формировании собственной идентичности. Т.е. они ищут ответы на вопросы: «Какой я?», «Кто я?». И осознавать, «кто я», подростки начинают тогда, когда получают ответы: «Я — самый смелый, отважный, рискованный, и так далее, и так далее». Сложно получить ответ на этот вопрос, просто моя посуду или делая уроки. Потребность в рискованных играх была всегда. И в чьих руках находятся руководящие подростком «кнопочки», зависит от того направления, которое им будет выбрано. Что касается различных суицидальных групп, то они появились одновременно с Интернетом. Тема смерти привлекает и остро стоит в подростковом возрасте — беззаботное детство закончилось, и перед подростками становятся философские вопросы: что есть жизнь, что есть смерть? Они впервые задумываются о возрасте. И эта тема хорошо «ложится» на недопонимание со стороны окружающих подростка людей (наверное, подавляющее большинство детей это чувствует). Темы, которые обсуждают родители, и темы, которые волнуют подростков, разные. Мать и отец твердят: хорошо учись, и будет у тебя будущее светлое, а подростку интересны какие­то другие вещи, занятия, в которых родители не видят никакой перспективы. Но он себя хочет попробовать в разных сферах и попробует.
— Какие изменения в ребенке должны насторожить родителей — поведение?
— Скорее, чувства, что испытывает, что переживает подросток. Поведение — следствие того, что происходит с ребенком внутри. Эмоциональное состояние ребенка можно понять по тому, какой информацией он интересуется, какие фильмы смотрит, книги читает. Также следует обращать внимание на тематику, которая волнует подростка. Не нужно бояться или пугаться того, что это будут, к примеру, туннели в ушах. Одна моя клиентка рассказывала, как самостоятельно шариковой ручкой делала себе эти дырки в ушах. Если подросток что­то задумал, особенно если есть настойчивость или желание поступить «вопреки», то он это сделает. Родители не могут и не должны 24 часа в сутки контролировать ребенка. Лучше этот процесс организовать и сделать его более безопасным.
— У некоторых родителей идет сопротивление. Воспитывают методом «заберу телефон, отключу Интернет, запру дома»…
— Такое «воспитание» не зависит от уровня образования, культуры мам и пап. Это ­ внутренние страхи, вызванные незнанием, что с этим делать. Кажется, самое простое и правильное решение — запретить. Но это усугубляет ситуацию, запретами/контролем проблему не решить. Важно понять, что подростка волнует в этом вопросе: философия, внешние атрибуты, интрига. Я приводила пример, когда мама 12­летнего мальчика обнаружила дневник сына, в котором были записи депрессивного характера: «Я никому не нужен? Жизнь не имеет никакого смысла…». Она испугалась, что абсолютно естественно, но сделала все правильно. Мама сразу пришла к психологу и спросила: «Что мне с этим делать?». Таким образом, она проработала проблему так, чтобы не усугубить ситуацию и не сподвигнуть ребенка к решительным действиям. Как раз этот случай был демонстративным — ребенок на видном месте положил дневник явно с целью, чтобы мама прочитала. Когда мы пообщались с этим молодым человеком, выяснилось, что у него есть проблемы с лишним весом, из­за которых он очень комплексует.
— Сейчас пошла массовая популяризация «групп смерти», в школах проводятся соответствующие воспитательные беседы, много информации появляется в СМИ. Не приведет ли это к тому, что еще больше людей заинтересуются этими так называемыми смертельными «квестами»?
— Да, конечно, приведет. У детей срабатывает любопытство, и они начнут посещать эти группы. Поэтому я думаю, что родителям стоит со своим ребенком вместе зайти в группы, прокомментировать записи в них и узнать, а что их чадо думает по поводу этих высказываний, призывов, сказать свое мнение и рассказать об обратной стороне сообщества. Но говорить с ребенком нужно не с точки зрения нравоучения или запрета, а дружеской беседы. Не ждите, пока ребенок один все это изучит, а делайте все вместе с ним. Больше интересуйтесь и говорите. Это должен быть не допрос, а какой­то искренний интерес. В тех случаях, когда родители испытывают страх, работайте с психологом. Мы должны очень четко понимать: наш мир наполнен всякого рода манипуляциями.
— Человек, который создает группы суицидального характера, какие преследует цели?
— Те, кто с удовольствием управляет «группами смерти» — люди с агрессивными компонентами. Для такого человека важны контроль и власть. Через Интернет он получает эти две вещи и таким образом реализуется. В жизни он может быть абсолютно непримечательным и незаметным человеком, а в сети — король. Люди­агрессоры имеют низкую самооценку, они утверждаются за счет других, контролируя, подавляя, управляя. Таких людей отличить в толпе невозможно, но у себя дома перед компьютером они сидят и потирают руки от удовольствия, тем самым удовлетворяя свой комплекс неполноценности.

Яна Петрова