Кризис традиционных партий, или Снова о радикализме

1861
0

Во Франции прошел 1 тур президентских выборов. На нем победил Э. Макрон, который в очередной раз доказал, что в мировой политике возникают новые движения и тенденции. Еще раз, потому что эти движения и тенденции себя уже проявляли. Суть этих тенденций заключается в кризисе традиционных партий, которые сформировались в европейских странах после Второй мировой войны и которые не просто чередовались у власти, а гарантировали стабильность, умеренность и предсказуемость европейской политики

Эти партии возглавили процесс интеграции и объединения Европы, сумели ее возродить и сделать сильным игроком на международной арене, и каждая из этих партий внесла свой вклад в образование ЕС. Первая трещина традиционных партий и политики произошла еще в 90­е годы в Италии. Тогда там «приказала долго жить» самая крупная партия ХДП, которая часто делила власть в итальянском парламенте с коммунистами, но практически всегда самостоятельно формировала итальянское правительство. ХДП оказалась замешанной во многих коррупционных скандалах, были вскрыты ее связи со знаменитой итальянской мафией. Итальянские спецслужбы провели крупную операцию по разоблачению коррумпированных чиновников под названием «Чистые руки». Опомниться эта партия так и не сумела, и ее место заняли новые партии, в первую очередь партия Берлускони «Вперед, Италия!».

Вторая трещина образовалась за океаном, в США, где в 2016 году победил Д. Трамп. С одной стороны, он является представителем традиционной и уважаемой Республиканской партии, но получил определение внесистемного политика. Д. Трамп оказался по сути «чужим среди своих», т.к. не имел опыта партийной, государственной или хотя бы губернаторской работы. США всегда были страной с сильными демократическими традициями, которые защищали от политического радикализма и экстремизма. Последние президентские выборы в США показали, что радикализм имеет улыбку Д. Трампа и пользуется популярностью у американцев. Разумеется, после выборов Д. Трамп не сумел реализовать всех предвыборных обещаний, например, вывести США из НАТО, распустить эту организацию и не вмешиваться во все мировые конфликты. Д. Трамп почти обещал американцам вернуться к политике изоляционизма и не тратить деньги американских налогоплательщиков на восстановление порядка в разных точках планеты. Но многие обещания были выполнены, например, строительство защитной от мексиканских эмигрантов и наркоторговцев стены и запрет въезда в США лицам арабской национальности из семи стран мира. Досталось и Украине, которой Д. Трамп сократил материальную помощь на 70%. Конечно, уничтожить демократические традиции в США не так просто. Президент там не может принимать единоличных решений, и его власть заканчивается там, где начинается власть Конгресса и Верховного суда.

В отличие от Д. Трампа Э. Макрон имел хороший опыт политической работы на посту министра экономики, но он не принадлежит ни к одной из традиционных французских партий. Он создал свою партию «Вперед», вывел ее в 1 туре на первое место, а консерваторы и социалисты потерпели сокрушительное поражение, т.к. не заняли даже второе место. Названия новых европейских партий связаны с движением вперед, а старые партии стали отставать и двигаться к пенсии. Но смогут ли эти партии действительно подтолкнуть Европу вперед? Партия Берлускони, увы, продемонстрировала те же болезни и недостатки, которые были у ХДП. Она сама оказалась замешанной в новые коррупционные скандалы. Э. Макрону, победу которому прочат все эксперты во 2 туре 7 мая, предстоят серьезные испытания. Завалив традиционные партии, он обязан будет доказать свою способность решать те тяжелые проблемы, которые задает современный глобальный мир. В первую очередь ему предстоит противостоять нарастающим тенденциям евроскептицизма, т.е. стремления многих политиков выйти из ЕС и Шенгенских соглашений и повторить опыт Британии. Предстоит спасать ЕС и определяться по отношению к эмигрантам, а по сути предстоит задача сохранения демократии в Европе.

Если Э. Макрон и все новые партии не справятся с этой задачей, их место займут не очень новые, но очень опасные и угрожающие демократии праворадикальные партии. Речь идет о таких партиях, как Национальный фронт во Франции, «Альтернатива для Германии», рейтинг которых растет и свидетельствует о растущем раздражении европейцев. Такое же раздражение испытывали немцы в 30­е годы 20 века, когда привели к власти национал­социалистическую партию Гитлера. Гитлер, как и современные правые радикалы, спекулировал на тяжелых проблемах того времени и обещал немцам возродить их национальное достоинство. Последствия не только для немцев, но и для всего мира хорошо известны. Тогда Гитлер обвинял евреев, французов и других «недочеловеков» во всех немецких бедах. Сегодня правые радикалы всего мира не позволяют себе таких оскорбительных определений в адрес других народов и даже клянутся в верности демократии, но их политика остается той же самой. В Украине тоже множатся партии, манипулирующие чувствами украинцев, уставших от войны, бедности и бесконечных кризисов. И Европе, и всему миру необходимы партии и политики, которые способны объединять, а не разъединять народы и противостоять опасному радикализму.

Татьяна НИКОЛАЕВА