Запорожцам о возможностях домашнего образования: как не убить в ребенке жажду знаний

2606
0

В последнее время среди осознанных родителей все чаще обсуждается тема хоумскулинга (домашнего образования – авт.) для детей. Кто-то принимает такой стиль обучения для своего ребенка лишь на теоретическом уровне и, в конце концов, когда приходит время, протискивается в систему, выбрав подходящую школу; более смелые всерьез задумываются о домашнем образовании для своих чад, подходя к вопросу вплотную. Пожалуй, именно для таких родителей наше исследование темы домашнего образования или полного отказа от него будет наиболее интересно.

О том, как на сегодняшний день в Украине обстоит дело с хоумскулингом на законодательном и идейно-личностном уровне, «Верже» узнал подробно у мамы троих «хоумскулеров», киевлянки Алины Туз, которая является основателем подобной семейной школы.

Итак, после того как родители приняли решение не сажать своего ребенка за школьную скамью, а предоставить ему относительную свободу в развитии способностей, культивации интересов и приобретении тех или иных знаний в рамках семьи, они сталкиваются с государственной машиной. Здесь наиболее распространенным вопросом остается: насколько такая свобода возможна в системе современного общества, в частности украинского?

По словам Алины Туз, прямо сейчас есть три законные формы обучения дома – экстернат, заочная, дистанционная, – которые позволяют не ходить в школу, но получить оценки и заветный аттестат.

Экстернат предполагает полностью самостоятельное обучение с аттестацией в любой школе. Эта форма никогда не считалась полноценной. Поэтому для перевода на экстернат нужны такие веские основания, как, например: справка медико-педагогической комиссии, справка из музыкальной или спортивной школы, опережение или отставание по программе за год, частые переезды семьи и т.д.

Заочная форма также означает самостоятельную проработку материала и его сдачу в школе, за которой закреплен ребенок. Она также рассматривается как исключение. Заочниками недавно легко было представить старшеклассников или студентов, сегодня же в 5–11 класс на заочную форму, например, 328-й киевской школы, образовалась очередь.

Дистанционная форма была введена отдельным положением в 2013 году. Для родителей она удобна тем, что не требует обоснований. Необходимо только пойти в учебное заведение, которое имеет соответствующую аккредитацию, написать заявление и оплатить обучение.

Женщина добавляет также, что при переходе на домашнее обучение есть два варианта поведения:

  1. Как уже говорилось, путь наименьшего сопротивления – дистанционная форма в тех школах, где это возможно.
  2. Драка за экстернат в любой государственной школе. Родители могут доказать свое право обучать ребенка, опираясь на старый Закон об образовании (ст. 57), Положение об экстернате (часть 1 п. 1.3), Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола 1). Это реально – есть прецеденты.

В новом Законе об образовании наконец-то появилась семейная (домашняя) форма получения образования. Но для того, чтобы родители могли прийти в произвольную школу и договориться о семейной форме обучения, нужно отдельное положение о том, кто и как аттестует «семейников», – говорит Алина Туз.

Основными аргументами родителей, выступающими за домашнее образование, являются не только несовершенство современной школьной системы: перегруженность детей (отсутствие свободного времени для развития своих способностей), отсутствие индивидуального подхода к ребенку, авторитарная оценочная система в школах, – но и полная уверенность в естественной потребности каждого человека познавать мир.

Именно последнее подводит некоторых «несистемных» родителей к выбору анскулинга – необучения. Здесь, в отличие от хоумскулинга, не должно быть вообще никакой системы образования и привязки к школе – только живой интерес ребенка, подпитываемый родителями.

Анскулинг означает свободное обучение, без привязки к школе. Родители ориентируются не на тесты, программы, учебники, а на интересы, увлечения и темпы развития ребенка. В некоторых штатах США и Канаде родители могут сами выдать документ об образовании: «Мы, родители такого-то, имеем высшее образование такое и такое, учили ребенка дома», – все! В Украине раз в месяц, семестр, год ребенок должен пройти оценивание, чтобы попасть в следующий класс. Так или иначе, он должен усвоить содержание программ МОН и получить аттестат государственного образца. Считаю, что из-за такой жесткой привязки к стандарту анскулинг у нас невозможен, – подчеркивает Алина Туз.

Возвращаясь к возможностям домашнего образования в нашей стране, обратимся к наиболее распространенным вопросам родителей, которые готовы дать детям относительную свободу в обучении в рамках системы. Опытные родители хоумскулеров уверяют, что зачастую дети, получающие домашнее образование, в разы быстрее и увлекательнее проходят школьную программу. При этом у начинающих хоумскулеров одним из самых актуальных остаются вопросы, насколько далеко в школьную программу сможет углубиться сам родитель и где та черта, за которой он просто не сможет быть проводником знаний для своего ребенка в силу сложности программы старших классов?

По моему субъективному опыту, родитель может уверенно курировать школьную программу до 6-го класса включительно. Но здесь следует учесть и количество детей. В моей семье на домашнем образовании трое детей – это 3-й, 5-й и 7-й классы. Если ребенок один – можно дойти и до 11-го класса, вместе с ним изучая тот или иной предмет. Надо только научить ребенка работать с информацией. Очень советую послушать вебинары М. Ягодкина, основателя Аdvanced, об умении структурировать и запоминать информацию. Важно также помочь старшим детям организовать процесс – выделять время для занятий, соблюдать дедлайны, – говорит автор семейной школы.

Что до естественных мотиваций в обучении, удержания интереса ребенка и систематизации, то опытный родитель хоумскулеров настаивает на том, что четкого непоколебимого и неизменного распорядка дня следует избегать, чтобы не превратить домашнее образование в ту же школу.

Что такое хоумскулинг для запорожских родителей и насколько сложно адаптироваться ребенку-«домашнику» при необходимости в классической школе, рассказала мама троих детей, основатель центра осознанного родительства «Цветок жизни» Таисия Степина.

Считаю, что хоумскулинг – сплоченное семейное решение, это стиль жизни, а не спонтанные необдуманные действия. В нашей же ситуации получилось все довольно спонтанно, в силу образа жизни. С первого класса моя дочка была на домашнем обучении. И получилось так не из-за каких-то принципов, а из-за того, что мы все время путешествовали. Мы решили учиться дома, но при этом я понимала, что сама не смогу все это дело осилить. Нам повезло, что был на примете очень хороший учитель – творческий человек, который работал частным образом. Мы пригласили ее поработать к нам домашним учителем. Потом, посмотрев на то, насколько загружены дети в школе, мы пришли к выводу, что хотим и далее заниматься дома. Однако в пятый класс нам пришлось пойти в школу, поскольку мы уже не могли финансово позволить себе обучение на дому, – поделилась Таисия Степина.

Сейчас дочь учится в лицее «Перспектива», и, по словам мамы, ей там очень нравится, и не было никаких проблем с адаптацией. Что до оценок, Таисия уверена: они не имеют решающего значения в жизни дочери, ведь главное – это отношения, присутствие здесь и сейчас.

Скептики в вопросе домашнего образования часто говорят о большой моральной ответственности родителей, принимающих решение давать ребенку домашнее образование. Однако само родительство – уже огромная ответственность, которой не избежать, так стоит ли бояться идти навстречу свободе в воспитании и обучении своего ребенка, предоставляя ему самому выбор и место для творчества? Здесь, пожалуй, единственно важный вопрос – это вопрос мотивации родителей будущих хоумскулеров.

Все стремятся к лучшему для детей. Но мало взрослых готовы отдать им львиную долю своего времени и внимания. Если родители любят и хотят быть с детьми – это лучший повод для хоумскулинга. Обычно мыслящие люди просто вынуждены не отдавать ребенка в школу, чтобы не покалечить его. Иногда этого основного инстинкта хватает для домашнего обучения, иногда нет. В конце концов, обучение на дому требует значительных вложений времени, денег, усилий и не может быть панацеей, – отмечает эксперт.

В то же время мама хомскулеров считает, что для обучения ребенка на дому родителю вовсе не обязательно полностью отказываться от себя и своих интересов. Но и не продумать свой стиль жизни, не взвесить все за и против заранее – глупо и безответственно.

Если вы забрали ребенка из системы, но не создали условий для обучения на дому – ничего хорошего не получится. Лично знаю 4 примера, когда работающие мамы переводили подростков на домашнее обучение, а через полгода-год возвращали в школу из-за непрерывных компьютерных игр и лени. Но и жертвовать собой, с головой погружаясь в детский мир, не стоит. Хоумскулинг хорошо сочетается с фрилансом, дистанционной работой, проектами под заказ, если профессия позволяет. Можно рассчитывать, что на обучение ребенка без репетиторов нужно по 2–3 часа в день, – констатирует Алина Туз.

Иногда ответом на вопрос «школа или дом?» может стать настоящий взгляд не только на себя – собственные возможности, – но и на своего ребенка: какой он, каковы его желания и устремления? Ведь, по словам нашего эксперта, есть дети, которым показан коллектив. Здесь важен аспект разумного выбора коллектива, который не сломает, а поможет и вдохновит.

Ева Миронова