Украинцев беспокоит дискриминация по возрасту

2199
0

Устраиваясь на работу, люди после сорока лет нередко сталкиваются с дискриминацией по возрастному принципу. И хотя, как правило, проблема «хотим молодых» возникает при поиске места в сфере обслуживания, она насущна и болезненна для «жертв» такого подхода.

Кто­-то эту проблему считает надуманной. Однако запросы запорожских работодателей на страницах work­порталов довольно красноречиво свидетельствуют о том, что тема возрастной дискриминации или эйджизма не чужда и нашему городу, несмотря на то, что запрещена на законодательном уровне (ст. 24 Конституции Украины). В 50% изученных объявлений о поиске квалифицированных сотрудников, мы обнаружили чёткие ограничения по возрасту. Чем обусловлены такие «капризы» работодателей «Верже» узнавал у экспертов.

Эйджизм существовал во все времена, хотя, может быть, не назывался таким определенным термином, который возник только в 60­е годы в среде американских социологов. О таком явлении в нашей стране заговорили с 90­х гг. прошлого века, когда объявления о приеме на работу стали пестрить возрастными рамками.

Абсурд: «В 40 я чувствую себя вне игры»

Закон «О внесении изменений в законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации» Верховная Рада приняла 13 мая 2014 года. Его подписал и. о. президента на тот момент Александр Турчинов. Говорится, что принятие Украиной антидискриминационного законодательства, затрагивающего запрет на дискриминацию в трудовой сфере, в том числе и по признаку сексуальной ориентации – это обязательное условие подписания соглашения об интеграции с ЕС.

Позже Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в своём письме постановил, что нарушение равенства трудовых прав граждан недопустимо не только на основании признаков, указанных в ч. 2 ст. 24 Конституции Украины, ст. 21 КЗоТ, п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о недискриминации, но и по признакам возраста, цвета кожи, физическим признакам (вес, рост, нарушения речи, недостатки лица), семейного положения, сексуальной ориентации.

Однако, несмотря на запрет дискриминации, вакансии по-­прежнему включают в себя метки с возрастными «пределами».

«Так сложилось, что в 37 мне пришлось оставить работу. Дело в том, что у нас с мужем долго не было детей, но мы надеялись стать родителями, и вот чудо: в 36 я забеременела, в 37 родила сына. Пришлось оставить работу (по профессии я экономист). Через три года хотела вернуться, но частная фирма, в которой работала ранее, стала сокращать сотрудников. Убрали, в том числе, и меня: сунув поспешно трудовую книжку, попрощались с пожеланиями удачи. Сказать, что меня это как­то сильно расстроило – нет, я была уверена, что со своим опытом работу найду.
Каково было моё удивление, откровенно говоря, неприятное, когда, перебирая объявления, столкнулась с той самой возрастной дискриминацией. Значительная часть работодателей ищет сотрудников от 25­-ти до 40­-ка. Получается, что я как бы не вписываюсь в эту «золотую середину».
Ранее я даже не подозревала, что такое может быть, ведь в 40 сейчас все молодые…, несколько дней пыталась осознать к чему это всё и морально приходила в себя. Согласитесь, это же абсурд: в 40 я чувствую себя вне игры. Мне повезло: через месяц я устроилась на предприятие через знакомых, но опыт был неприятнейший», — рассказала «Верже» жительница Запорожья Елена Гонзалова.

Впрочем, как показывает практика, к людям до 25­ти лет иной раз также с предубеждением относятся в профессиональной сфере. И хоть в этом есть своя логика, поскольку качественный квалифицированный труд могут предложить опытные сотрудники, – это «опускает руки» молодёжи.

«Мне 22, я парикмахер. К сожалению, не в первый раз сталкиваюсь с несправедливостью в устройстве на работу, да и в самих рабочих отношениях. На первом своём рабочем месте проработала два года, но ушла из­за такого отношения, когда сотрудники постарше смотрят на тебя сверху вниз. Это очень сказывается на работе: всякий раз, когда приходилось «закрывать» праздники, выходные или оставаться во вторую смену, ставили меня со словами: «давай­давай, тебе как раз нужно опыт нарабатывать». При этом я считаю себя хорошим мастером, о чём говорят и мои клиенты. Я долго не сопротивлялась, ожидая, когда этот «подход» закончится, но два года практики на том месте показали, что «дембелем» мне стать не светит. После того, как ушла, далеко не сразу устроилась в подходящее место, потому как в объявлениях пишется «парикмахер с опытом работы» без указания возраста, а когда начинаешь звонить, то находятся всякие отговорки. По большому счету, никто не скрывает, что нужны мастера постарше. Говорят: «ну, у вас ещё мало опыта» и никому не докажешь обратное. Спорить бесполезно», — говорит запорожанка Наталья Ермак.

Обоснования для эйджизма находятся в любом возрасте. У молодых специалистов опыта мало, опытных профессионалов называют слишком старыми и опасаются, что они будут более квалифицированны, чем молодое руководство.
Более того, для женщин часто возникают дополнительные ограничения – возможность ухода в декрет. Женщине, например, могут отказать в работе, так как у неё как раз «возраст, чтобы завести семью и детей». Часто говорят: «вы забеременеете и уйдете», провоцируя сразу два вида дискриминации.

Закон, как дышло…

Итак, несмотря на закон, реальные результаты исследования международного кадрового портала hh.ua показали, что большая часть работодателей всё же ставит барьеры по возрасту. Так три четверти респондентов (74,2%) признались в том, что у них на работе есть специальности, для которых установлены возрастные рамки. В таких случаях почти всегда желаемый возраст кандидата указывают в объявлении о работе (так делают 75% работодателей). Еще на этапе рассмотрения резюме менеджеры по персоналу отсевают неподходящих по возрасту специалистов. «Подвинуть» ограничения, если кандидат подходит, готовы не более 20% работодателей.

 

«Это один из популярных видов дискриминации в сфере трудоустройства. На основе предубеждений, что, будто бы, молодые люди всегда энергичны и амбициозны, а старшего возраста ­ тяжелы на подъем и не могут воспринимать новую информацию. Если же женщина в возрасте, то, мол, ей можно мало платить», — прокомментировала «Верже» эксперт Коалиции по противодействию дискриминации, правозащитная активистка Ольга Веснянка.

Требования к возрасту кандидатов устанавливают почти для всех категорий офисных сотрудников – административного персонала, руководителей структурных подразделений, ТОП-менеджеров. Исследователи говорят, что больше всего шансов не попасть под возрастные ограничения у бухгалтеров и простых линейных специалистов.

Почти в половине случаев работодатели не желают связываться с кандидатами пенсионного и предпенсионного возраста (44%), часто возрастные рамки устанавливают под конкретную вакансию (42%).

Очевидно, те, кто лично столкнулся с «прелестями» возрастной дискриминации, не испытывают симпатии к такому подходу, считая его несправедливым. Хорошего мало, поскольку больше всего шансов не попасть под «возрастную вилку» у тех, кому посчастливилось жить «золотой промежуток» – от 25­ти до 35­ти лет. Остальным часто приходится изворачиваться и что-­то доказывать, сталкиваясь с дополнительными препятствиями. При этом только 46% опрошенных hh.ua считают, что за это совершенно необходимо наказывать.

Обоснования ограничений

Сотрудники Областного центра занятости подтверждают незаконность каких­либо возрастных ограничений, кроме тех, что предусмотрены законом.

«Есть отдельные профессии, где законом прописаны ограничения по возрасту и состоянию здоровья. Они, как правило, связаны с работой в тяжелых условиях», ­- рассказала «Верже» глава пресс-­службы областного центра занятости Ольга Тараканова.

Также и опрошенные нами запорожцы согласны с тем, что есть профессии, где ограничения необходимы. Чаще всего в этом списке называют специальности, в которых есть большие физические нагрузки и работу, где необходимо молодо выглядеть.

Эксперт Коалиции по противодействию дискриминации отмечает, что причиной эйджизма в профессиональной среде может быть также желание работодателей сэкономить на подборе персонала и упростить себе работу. Очевидно, что работодателю «дешевле» нанять молодого и активного сотрудника, чем более опытного. Также есть вероятность найти кандидата в «золотой середине», избежав каких­либо трений впоследствии.

В то же время, в нашем городе часто везёт людям предпенсионного возраста, но здесь также есть рамки.

Согласно ст.14 Закона Украины «О занятости населения», к одной из категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, относятся лица, которым до наступления права на «общую» пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет.

«Для трудоустройства таких сотрудников предприятиям с численностью штатных работников более 20 человек устанавливается специальная квота», -­ отмечает заместитель директора областного центра занятости Татьяна Кошечко.

Так что среди зарегистрированных безработных, трудоустроенных службой занятости в январе-­июле текущего года, 23% составили запорожцы, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет.

Ева Миронова