Иногда нужно отойти от традиции, чтобы познать ее сакральный смысл – писанкарка Наталья Бабенко

1181
1


Наталья
создает уникальные «зернівки» — писанки из зерна. Запорожская мастерица открыла новое направление в писанкарстве, которое стало  известным в Украине и не только. Сегодня Наталья является организатором таких популярных социальных проектов, как «Всеукраїнський  фестиваль домашньої консервації» и соорганизатором фестиваля «Запоріжжя ­ місто з яйцями».  А поводом для нашего разговора стало творчество, а именно  возрождение писанкарства в Запорожье

Наталья, расскажите, когда Вы начали заниматься писанками

— Начало моего творческого пути совпало с провозглашением независимости Украины, было это почти 30 лет назад. По образованию я  ­ инженер электронной техники, как­то так сложилось, что я не нарочно начала заниматься творчеством. Все началось с того, что я увидела невероятно красивую вазу, выполненную в зерновой технике. Меня поразил тот факт, что из природных материалов можно создать шедевр. И я взялась за создание ваз. Потом начала создавать панно. Еще одно мое хобби — коллекционирование пасхальных открыток. И в какой­то момент я поняла, что красивое пасхальное яйцо можно сделать из семян. На тот момент я искала информацию в книгах, многого достигла методом проб и ошибок. С того момента, когда получилось первое красивое яйцо, меня уже ничто не могло остановить. До сих пор помню состояние тревожности и непонимания того, почему ранее никто не додумался делать писанки из зерна.

Основу для «зернівки» из чего создаете?

— Сначала я использовала обычный пластилин. Но потом поняла, что это аморфный материал, а мне хотелось, чтобы работы были долговечными. И начался мой поиск идеального рецепта. Главное условие — зерна должны вдавливаться в основу, а не клеиться. «Малая советская энциклопедия» 1928 года «раскрыла» мне рецепт пластилина, который я начала совершенствовать. Я варила и выжаривала пластилин, убирая оттуда жиры, просеивала глину, добавляла клей в массу и еще многое другое. В конечном итоге у меня все получилось, но рецепт не сохранился — в процессе модернизации я просто­напросто не записала его. До сих пор пользуюсь материалом, созданным тогда.

Когда состоялась Ваша первая выставка?

— У меня до сих пор хранится диплом с первой в истории независимой Украины выставки писанок. Проходила она в киевском «Народном доме» в 1992 году. А где­то в 2000 году каким­то образом мои работы попали на стол директора «Музея писанковой росписи» в Коломые Ярославы Юрьевны Ткачук. И 12 апреля 2001 года в музее я презентовала выставку своих работ. Это был прорыв, ведь я ­ первый человек из Восточной Украины, который приехал в Западную и показал новую идею. Выставка проходила полгода, нас  постоянно просили продлить ее. А после Коломыи я начала более серьезно изучать орнаменты, и все, что я делаю после, не случайно.

Какие зерна используете для создания писанки?

— Я использую только те, которые растут в Украине, хотя мне знакомые и друзья привозили экзотические семена из других стран. За десятилетия творчества я узнала, что есть около 10 видов кукурузы, которые отличаются по форме и цвету, есть черная, синяя, красная, желтая. Также я использую овес, пшеницу и переработанное пшено.

А как Вы подбираете зерна для фона?

— Раньше фон заполняла крупными зернами, но мне это очень не нравилось, да и заполнять пространство было сложно. А потом пришла к тому, что следует заполнять фон мелкими семенами, например, маком, которого, к слову, существует 5 оттенков. Знаете, зерновое писанкарство учит внимательности и тому, что красота вокруг нас, стоит только присмотреться.

Чем Вы покрываете поверхность писанок

— Обязательно покрываю лаком. А еще, прежде чем выкладывать семена на основу, я их обрабатываю от различных вредителей. Из опыта знаю, что насекомые очень любят кукурузу и пшено. Поэтому свои произведения всячески стараюсь уберечь от них. В моей коллекции сохранились работы, которым уже 30 лет. Я их показываю как наглядное пособие того, что мои писанки хранятся годами. А зерно само по себе очень прочный материал, который сохраняется тысячелетиями, о чем свидетельствуют археологические раскопки по всему миру.

А Вы продаете свои работы?

— Было время, когда они продавались, а потом я поняла, что мне очень жалко расставаться со своими творениями, ведь я никогда не повторяю рисунки на писанке, да и работа эта очень кропотливая. Хорошо, если остаются фотографии моих работ, но очень много писанок «ушло», и у меня не осталось даже снимка. Сейчас я работаю «на коллекцию», в которой около 50 работ, это маленькая часть того, что было создано мною за годы творчества. Периодически свои работы представляю на различных экспозициях. Параллельно собираю писанки других украинских мастеров, созданные в разных техниках. Моя коллекция насчитывает около 100 творений.

—  Орнаменты на «зернівках» заранее продумываете?

— Решаю по ходу. В принципе, с того момента, когда я положу первое зерно, понимаю, что будет в итоге. У меня есть определенные направления, с которыми работаю —  цветочный орнамент, «берегиня» или «дерево жизни». Когда после перерыва сажусь за писанку, то начинаю работу с «бесконечника». Сначала я делала это чисто интуитивно, а потом узнала, что издавна если писанкарка после долгого перерыва садилась за работу, то сначала рисовала «бесконечник», в котором запутывались весь негатив и все беды. Знаете, никогда не сажусь за работу в плохом настроении. Когда я беру в руки свои работы, сделанные более года назад, то чувствую то состояние, в котором их создавала.  Иногда разбираю и переделываю писанки, а бывает, что и уничтожаю, если чувствую от них какой­то негатив.

—  Не жалко уничтожать?

— Жалко только время, потраченное на создание той или иной писанки, не более.

—  Ранее считалось, что писанки имеют право делать только женщины, а мужчинам нельзя было даже входить в комнату, где создавалась работа

— Сейчас все меняется. В Украине есть известные мужчины, которые делают прекрасные писанки. Например, Александр Опарий, Андрей Керащук, Андрей Пушкарев, Дмитрий  Пожоджук, Арсен Романчук, еще несколько. Их не так уж и много, мужчин­писанкарей, но они есть.

А Вы расписываете традиционные писанки?

— Расписываю и писачком яйца, но мое мастерство не настолько высоко в традиционной технике.  Я всячески пропагандирую традиционную роспись — провожу мастер­классы и призываю к этому других мастеров.

Еще один вид писанкарства — «крапанка»…

—  Это самая простая писанка, которую можно сделать очень быстро и без писачка. Для ее создания нужно взять сырые яйца и обработать их содой, чтобы была чистая поверхность, потом протереть уксусом, дабы краска хорошо бралась. Далее берем яйцо, капаем на него воском с обычной восковой свечи в произвольном порядке. Затем опускаем нашу «крапанку» в светлый пищевой краситель — вытянули, высушили, протерли, опять капаем и опускаем в более темный краситель. Обычно для «крапанки» используют 3 цвета. Знаете, на фестивалях видела, как мастерицы умело соединяют традиционную писанку с «крапанкой» ­ получаются такие шедевры!

Какие цвета и орнаменты присущи для Запорожской области?

— Если опираться на исследования писанок Катеринославщины, то это желтый, коричневый и красный цвета. Что касается орнаментов, согласно исследованиям Эраста Биняшевского, это ­ дубовый лист (сила казачества) и «ружа» (солнце). Вообще на яйцах изображали символы земледелия,  рода, поля, зерна, воды, солнце и так далее.

Какова дальнейшая судьба писанок?

— Писанку никогда не ели. Ее освящали в церкви и хранили возле образов до следующей Пасхи. Можно сделать из расписного яйца сувенир, который будет храниться как оберег. А вообще писанки дарили. Такие презенты делали на свадьбу, рождение ребенка и на другие праздники. Раньше парень и девушка объяснялись друг другу в любви при помощи орнаментов, нанесенных на писанку. Кстати, расписные яйца дарили храмам, и благодаря церковным коллекциям мы имеем много информации, которую в XX столетии уничтожали. А еще можно закопать писанку на огороде, чтобы был хороший урожай.

А когда можно расписывать писанку

— По традиции яйца расписывали, начиная со Сретения Господнего и до Зеленых святок, т.е. с февраля и до конца мая. На Пасху расписывали яйца в более яркие цвета, на поминальные дни — в темные. Я считаю, что тема писанки недооценена. Мне очень жаль, что о ней вспоминают только накануне Пасхи. На самом деле писанкарство — вид искусства, которым должна гордиться Украина! Нам нужно развивать и культивировать   художественную писанку. Издавна этот вид народного искусства был простым и доступным каждому. Безусловно, были свои мастерицы, которым заказывали писанки. А еще в каждом регионе были свои традиции касательно цветовой гаммы и орнаментов,  которые запрещалось нарушать.

Сегодня это сохранилось?

— Есть мастера и специалисты, которые очень ревностно относятся к  отступлению от канонов. Есть и те, кто по­своему осмысливает это прекрасное искусство. Как по мне, иногда нужно отойти от традиции, чтобы прийти к осознанию сакральности древнего искусства и созданию чего­то нового. Сохранять и пропагандировать искусство традиционного писанкарства необходимо, но в то же время, я считаю, его следует развивать,  чтобы оно жило и молодежь им интересовалась. Кстати, на своих мастер­классах я всегда рассказываю как о традициях и различных техниках, так и о современных интерпретациях вечно молодого искусства.

Бытует мнение, что в Западной Украине писанкарство более развито

— Да, действительно, в Западной Украине традиции писанкарства сохранились в большей мере, несмотря на то, что и там в свое время их пытались уничтожить. В ХХ столетии была политика уничтожения украинских традиций. А когда в 60­е годы при Хрущеве наступила оттепель, то люди из глухих сел в горах представили первую ярмарку писанок. Потихоньку все начало возрождаться, но многое утеряно. В Восточной Украине тоже очень талантливые люди. У нас были разные условия и ситуации. Наше писанкарство просто­напросто уничтожили, а сейчас оно возрождается. Если говорить о творческом потенциале, то у нас также есть великолепные мастера, а на мастер­классы по росписи многие приходят семьями. Я считаю, что  вспоминать о традиции украинского писанкарства нужно не раз в году, ведь это великое искусство, которое родилось и развивается в нашей родной Украине.

Яна Петровафото из архива Натальи Бабенко