Про ответственность и возможности Или кто виноват и что делать?

822
0

Когда нам что-­то не нравится, или мы не получаем ожидаемого, мы пытаемся выяснить, кто виноват в этом. Для чего? Отчасти, чтобы с него потребовать­-таки исполнения наших желаний, а отчасти, чтобы снять с себя очень неуютное чувство вины.

Ведь на ком была ответственность, тот и отвечает, тот и виноват. При этом мы не всегда успеваем осознать, что сняв ответственность, мы избавляемся от возможности управлять процессом. Это универсальный принцип. Чем младше ребенок (или ранг сотрудника), тем больше ему прощается и тем меньше у него прав и свобод в принятии решений о своей жизни или своем поведении: ребенок всё время отчитывается родителям о своих решениях и событиях в жизни (сотрудник руководителю), постоянный контроль режима дня (или графика работы)

Психология уверяет нас, что с возрастом и зрелостью приходит четкое понимание своих желаний и потребностей. И человек испытывает сильное желание принимать самостоятельные решения, иногда даже наперекор не только родителям­начальству, но и здравому смыслу.

И это хорошо, если человеку хочется взять на себя ответственность за свою жизнь и окружающий мир, за своих близких. Это такое состояние, когда я понимаю, что или я сделаю это, или, есть вероятность, что не будет никаких перемен. Я ощущаю ответственность через причастность к процессу или к общности людей (ощущение себя гражданином страны, жителем города или двора, учеником школы или студентом конкретного вуза).

Это настолько мое, что мне важна их судьба, и я готова нести за них ответственность, рисковать чем­то или лишаться чего­то (покоя, денег, времени, отдыха) ради своего и общего блага.
Так появляется желание делать социально­полезные вещи. Конечно, есть дела, которые даже самый ответственный человек не сможет выполнить в одиночку.

Но тогда ответственный и зрелый принимает решение найти единомышленников и действовать сообща. Все социально значимые процессы двигаются энергией группы людей. Есть инициатор или инициативная группа, к которой с течением времени и после приложенных усилий примыкают другие.
В социологии есть понятие социальной ингибиции (ухудшение индивидуальных результатов в присутствии других людей) и социальной лености (склонность работать хуже, с меньшей интенсивностью, если над решением той же задачи работают и другие люди). Эти феномены доказанные и хорошо исследованные в разных человеческих популяциях.

Избежать их яркого проявления можно только усилив персональную ответственность, понимание важности личного вклада и личного примера. Не буду сама заниматься спортом ­ никто не будет прислушиваться к моим рекомендациям по этому поводу; не буду сама сортировать мусор ­ никого не смогу убедить в важности раздельного сбора отходов. И так во всём.
Если я не беру ответственность на себя, кто­-то другой будет принимать за меня решения и влиять на мою жизнь. Да, возможно, этот кто-­то будет причиной моих несчастий, но жить с этими несчастьями мне. Только я сама знаю, что мне нужно, как я хочу жить и куда я иду. Так что уж лучше взять пакетом: и ответственность, и возможности.

Анна Пришутова, психотерапевт, консультант, директор консалтинговой компании «Пситрон»