Запорожский медицинский университет в эпоху биоэтики и современных технологий

1831
0

Нам уже как­-то приходилось рассказывать, что Запорожский государственный медицинский университет — четвёртый среди всех вузов Украины по количеству иностранных студентов. При сотнях университетов и академий, при наличии пяти мощнейших центров высшей школы — Киева, Львова, Харькова, Одессы и Днепра — ЗГМУ четвёртый в стране по важнейшему, на наш взгляд, показателю

Требование времени
Этим, естественно, можно и нужно гордиться, но это накладывает на коллектив университета и большие обязательства. ЗГМУ должен шагать в ногу со временем и стараться соответствовать всем принятым в мире стандартам высшей школы.
Учитывая, какие «общемировые» стандарты нам навязывают иногда в общественной жизни и поведении, в науке тоже существуют свои нюансы. Например, с 1970­х годов в моде биоэтика, которая коснулась и вопроса подготовки студентов. Если у нас и ранее, и сейчас студент с определённого курса постоянно находится на кафедрах в клиниках города, общается с пациентами, присутствует на операциях и различных процедурах, то во многих странах этого давно нет. Живого пациента студент видит после получения диплома и поступления в ординатуру.
Вот здесь молодых врачей и ожидает первый шок. Ибо очень качественные манекены и многие другие современные учебные пособия — это одно, а живой пациент, которому сегодня и сейчас (и без всяких оценок!) нужно оказывать помощь, это совсем другое.
Тем не менее, в ЗГМУ просто обязаны учитывать современные тенденции медицинского образования. И тратить на это, между прочим, не какие­-то целевые деньги из госбюджета, которых в отличие от тех же университетов Европы просто нет, а свои собственные заработанные средства.
А дальше мы, максимально щадя нервную систему читателя, постараемся рассказать о некоторых новейших приобретениях нашего медуниверситета. Ведь с точки зрения упомянутой биоэтики сегодня не только Леонардо да Винчи с его анатомическими исследованиями оказался бы, скорее всего, вне закона, но и академик Павлов со своими подопытными собаками тоже…

Виртуальный труп
Впрочем, «в самый последний раз» разработчики современной техники, видимо, получили добро на работу с человеческими телами. Вот что нам рассказала заведующая кафедрой анатомии человека, оперативной хирургии и топографической анатомии профессор Елена Григорьева:
­ В музее университета недавно появился т.н. анатомический стол, который называется Anatomage. По сути, это большой электронный планшет, в котором отображается человеческое тело в натуральную величину.
Стол содержит программу, разработанную на основании распила в трёх плоскостях четырёх тел. Речь о трупах людей разного возраста и различного прижизненного состояния здоровья, которые были соответствующим образом обработаны. Это и позволило получить как послойное изображение человеческого тела, так и секционные срезы отдельных его фрагментов в трёх плоскостях. Помимо этого, данное устройство позволяет достаточно детально изучить сосудистое русло, периферическую нервную систему, центральную систему путём удаления тех или иных слоёв, а также посредством наложения дополнительных структур.
Для работы с анатомическим столом два сотрудника нашей кафедры прошли соответствующее обучение и, начиная со следующего года, Anatomage будет активно использоваться на практических занятиях и лекциях.
Можно будет посмотреть любые органы и системы по отдельности и в целом. В чём преимущество устройства? В том, что мы можем топографически оценить взаимоотношение органов и различных систем, и не только их, но ещё и сосудистого русла в трёх измерениях. Режимов работы в Anatomage множество, поэтому можно не только демонстрировать студентам те или иные срезы, но и оценивать их знания. Анатомический стол позволяет даже устраивать популярные ныне квесты на анатомические темы.
Например, здесь можно оставить только сердечно-­сосудистую систему и скелет, посмотреть, как все вены и артерии проецируются на скелет в любых комбинациях. Т.е. из систем органов можно выбирать любые по анатомическим областям и обеспечить только их визуализацию. Допустим, оставить визуализированный кровоток лишь в бассейне той или иной артерии. И это всё обеспечивается очень наглядно.

Наука и практика
­ Современный метод диагностики, — продолжает Елена Анатольевна, ­ компьютерная томография. По сути же, показать томографические срезы часто не представляется возможным. Этот же стол позволяет в реальном времени оценить прохождение от плоскости среза вниз, т.е. как бы опуская срезы всё глубже и глубже. Таким образом мы можем выстроить детальные топографические взаимоотношения.
Проще говоря, виртуальный срез тела выглядит так, будто бы человека перерезали, например, пополам. Видны желудок, селезёнка, оставшееся лёгкое. Когда делают компьютерную томографию, то в целом видят точно такие же срезы, только чёрно-­белые.
Впервые подобную методику предложил ещё в XIX веке знаменитый хирург Николай Пирогов. Он осуществлял распилы замороженных трупов. Есть уникальнейший атлас в трёх томах, где представлены рисунки распилов замороженных трупов в трёх плоскостях. Его метод и лежит в основе томографии.
Наш анатомический стол помогает всё это визуализировать. Для понимания топографической анатомии ­ это неоценимая вещь.
Кстати, а чем топографическая анатомия отличается от традиционной? Тем, что последнюю изучают по системам — костная система, мышечная, пищеварительная, а топографическая анатомия изучает уже по областям: отдельно шея, отдельно грудь и т.д. И студенты теперь видят, как различные органы и сосуды в этих областях расположены.
С технической точки зрения внизу анатомического стола расположен компьютер с большим объёмом оперативной памяти и такая же мощная видеокарта. Что и позволяет проецировать визуальную информацию на несколько мониторов. А значит, прямо отсюда можно вести лекцию на большую аудиторию.
Анатомический стол — это очень большой набор функций. Например, мы нажимаем на планшете на печень, и появляется печень с возможностью её микроскопического исследования. В принципе, такую же картину можно увидеть, исследуя пациента на цветном УЗИ.
Кроме того, на нашем устройстве есть программы по гистологии, эмбриологии и даже анатомии животных. Или вот, например, показан патологический случай — аневризма (выпячивание стенки артерии) за брюшиной. Естественно, на анатомическом столе можно увидеть и переломы, и результаты других исследований, как на УЗИ.
Anatomage нужен для подготовки врачей всех специальностей. Ведь анатомию изучают и фармацевты, и стоматологи. Это самая базовая наука, наряду с биохимией и физиологией.
Рядом с анатомическим столом расположена мультимедийная панель. По сути, это тоже очень большой планшет. Здесь очень удобно и читать, и слушать лекции для небольшой аудитории. Преподаватель, например, может включить графический редактор — органы, о которых он ведёт речь, могут быть растянуты, увеличены и т.д.

Виртуальный пациент
А вот что нам рассказала специалист первой категории Межкафедрального тренингового центра, врач неотложных состояний Ирина Скоба.
­ Ещё одним примером современных технологий обучения студентов является т. н. виртуальный пациент. Он максимально приближен к реальным задачам практикующего врача и к реальному человеку. Т.е. устанавливаются условия задачи, а также даётся время на её решение. Есть также уровни сложности и отделения, или отрасли деятельности (урология, пульмонология, кардиология, эндокринология, педиатрия и т. д.).
Как всё происходит? Выбираем конкретный случай, нажимаем инструктаж, он нам даёт задачу, которую нужно решить. Например, поступил в отделение мальчик с бронхиальной астмой, состояние которого не улучшилось, несмотря на применение ингаляторов. Его привезли в детское отделение из детского сада. Студенты это прослушали, по описанию предположили какой-­то диагноз и должны представить, каким образом они будут лечить данного пациента.
На мониторе мы видим ребёнка, который кашляет, задыхается, т.е. всё, как в реальной жизни. Дальше нажимается функция «диалог» и можно спрашивать у виртуального пациента или его виртуальной мамы всё, что считают нужным для постановки диагноза. Ситуация максимально приближена к реальной.
Далее можно провести медицинский осмотр: послушать ребёнка фонендоскопом — лёгкие, сердце, всё, как в жизни. Измерить давление, ЧСС (частоту сердечных сокращений), частоту дыхания, измерить температуру, снять кардиограмму. Наш виртуальный пациент тоже всё это позволяет.
Все данные обследований отображаются на экране. Но дальше мальчика ведь нужно лечить? Наши молодые «врачи» могут вызвать интенсивную терапию, если посчитают нужным. А можно, например, поставить пациенту кислород или катетеры, через которые подаются внутривенно лекарственные препараты. Можно дать выпить лекарства, можно ввести препараты из представленного перечня.
А дальше смотрим время. Прошло 20 минут, а состояние больного ухудшается (изменение ЧСС, дыхания). Значит, видимо, препараты не те, малая дозировка… Если виртуальному пациенту становится хуже, синеет лицо и т. д., то под каждый случай «вызываются» определённые специалисты. Кроме того, есть возможность посмотреть тесты: биохимия, общий анализ крови, артериальное давление. В результатах анализов видна норма и фактические показатели.
Если же случается, что виртуальный пациент «умирает», то на электрокардиограмме показывают изолинию. Нужно, как в жизни, сделать непрямой массаж сердца, дефибрилляцию (электроимпульсную терапию нарушений сердечного ритма). Это тоже всё на мониторе можно отследить. Если пациент выжил, есть возможность ввести медикаменты по методике реанимации.
По истечении времени студенту выдаётся несколько вариантов диагноза. И тот должен выбрать среди них правильный. А дальше всё, как в светофоре: правильный ответ выделяется зелёным, неправильный — красным. После этого на экране появляется табличка «активность», и наши молодые коллеги могут узнать, что они сделали правильно, а что неправильно. По медпрепаратам также появится табличка, какие из них по итогам опроса и объективных показаний нужно было дать в первую очередь, а какие второстепенные. Кроме того, учитывается не только правильный препарат, но и правильная дозировка, рассчитанная на массу тела пациента.
С виртуальным пациентом будут работать студенты 4­5 курсов, когда у них уже начинается изучение клинических дисциплин.
У нас также есть много манекенов ­ и мужчин, и женщин, у которых можно сгибать руки, ноги. Есть манекены рожениц, новорожденных детей, детей постарше. Есть отдельно манекены рук, показано, как делать инъекции.
­ На манекенах прошло обучение около 200 человек из ГСЧС, ­ сообщила нам помощник ректора университета Наталья Пидкович. ­ Мы им помогали научиться оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях. Например, при тех же авариях. Медуниверситет выиграл тендер осенью прошлого года на проведение подготовки полиции и ГСЧС в Запорожской области.
­ Добавлю также, ­ завершила свой рассказ Наталья Васильевна, ­ что современные технологии ­ дело очень недешевое, но чрезвычайно эффективное. Весь мир идёт в этом направлении, и мы стараемся не отставать…

Светлана Третьяк