Элина Околит: «Мир — это я и ты»

818
0

Человек-­позитив — так можно охарактеризовать фотографа Элину Околит. С этой прекрасной девушкой впервые мы встретились два года назад, тогда она рассказала нам о канистерапии (метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак – прим. ред.). Как рассказала Элина, еще тогда она увлекалась фотографией, но не признавалась, что влюблена в это искусство, осторожничала. Сейчас же девушка активно совершенствует свои навыки, часто посещает мастер-­классы в разных городах Украины. Помимо этого, она является «больничным клоуном», часто посещает детские дома, а также ведет активный образ жизни, как пример, участие в «Ярком забеге». Элину сложно застать на одном месте, и то, что она передвигается на инвалидном кресле, ничуть не замедляет ее темп. Человек-­энерджайзер Элина рассказала нам о сегодняшнем культе фотографии и фотосессиях

— Элина, с чего началось твое увлечение фотографией?
— Любовь к этому виду искусства возникла еще когда дедушка показывал мне старые фотографии. Снимки были очень «живыми», настоящими. Меня «цепляло» и то, что их передавали из поколения в поколение. Когда я выросла, начала фотографировать «для себя». Практиковалась на друзьях, обновляла им аватарки (смеется) и не только. В 2015 году я посетила мастер­класс, узнала много полезного, но все равно не была уверена в своих работах. Думала, что вокруг много хороших фотографов, а я снимаю «для себя», не более. Где­то 1,5 года назад мой знакомый поставил мне ультиматум ­ либо я создаю в Instagram страницу со своими работами, либо мы перестаем общаться. И я рискнула! В конце концов осознав, что ничего не потеряю, я опубликовала свои работы. Правда, и это не прибавило мне уверенности. Но весной 2018 года в моей жизни случился переломный момент… Я поняла, что время быстротечно, неизвестно, что случится завтра, поэтому нужно действовать, а не сомневаться. Тогда я серьезно занялась фотографией.
— Недавно Вы посетили два мастер­-класса по фото…
— На такие мероприятия приглашают профессиональных фотографов, которые делятся своим опытом. На «Canon­фотомарафоне» в Днепре я познакомилась с фотографом, который меня вдохновляет, зовут его Дмитрий Малей. А вот во Львов на мастер-­класс я ехала ради Марины Карпий. Вообще, стараюсь часто посещать подобные мероприятия, ведь все меняется и нужно держать нос по ветру.
— А такие мастер­-классы не «стирают» индивидуальный почерк?
— Бывает, что после таких мероприятий участники начинают копировать «почерк» именитого фотографа. Я сама через это проходила, но приняла для себя решение — буду учиться на своих ошибках. На мастер­классах я фильтрую информацию. Например, к Илье еду, чтобы получить знания по колористике, но что­то свое все же «оставляю», ведь фотографировать нужно «сердцем».

— Элина, а как проходит съемка?
— Перед фотосессией я обязательно должна встретиться с клиентом, дабы наладить контакт. Если на фотосессии будет некомфортно одной из сторон, то хорошего результата мы не добьемся. Съемка представляет собой прогулку, во время которой мы смеемся, танцуем, кричим, разговариваем. Обязательно мы делаем перерыв, чтобы «модель» отдохнула. На съемке я не только фотограф, но и психолог. Порой попадаются «тяжелые» люди, после таких съемок я сутки ни с кем не общаюсь, т.к. «выжата», как лимон. Но стараюсь отсеивать «не своих» людей.
— Сценарии для фотосессий продумываете?
— Я заранее обсуждаю с клиентом, что ему хочется увидеть в кадре. Есть то, что я никогда не буду снимать…
— Что это?
— Все траурное и мрачное — табу. Также я не могу передать fashion. Когда-­то я сделала одну fashion-­фотосессию, но не «почувствовала» эту съемку, и, по моему мнению, другой фотограф сделал бы это лучше. Я за жизнь, искренность и любую эмоцию в кадре.
— А по поводу сценария?
— Очень классная штука Pinterest (социальный фотосервис ­ прим. ред.). Я делаю скриншоты интересных снимков и показываю своим клиентам, чтобы они примерно понимали, как им нужно стать в кадре. Если я буду постоянно подходить и «поправлять» человека во время съемки, то он «закроется» и кадры будут не очень. Да, я даю маленькие подсказки, но не более. Все должно проходить естественно.
— Была какая­-то запоминающаяся съемка?
— На фотомарафоне была интересная история. По условиям одного из конкурсов за 2 часа нужно было сделать снимок «Летнее настроение». «Искать кадр» мы с подругой направились в близрасположенный сквер. Когда поднимались на холм, к нам подошел мужчина с внуком и предложил свою помощь. И в этот момент я заметила, что мальчика Льва заинтересовала техника. В итоге я сделала много кадров с мальчишкой, но самым удачным оказался снимок, который сделала буквально за 2 секунды. Из хаба, где проходил фотомарафон, вышел видеооператор Леша, и я переключила внимание мальчишки на него. Когда Леша присоединился к нам, Лев пальчиком дотронулся до объектива, в этом момент у обоих были искренние эмоции, которые мне удалось запечатлеть. Теперь эта фотография стоит у меня дома и напоминает о том, сколько счастья принесла эта съемка.
— Сложно совмещать творчество и коммерческие съемки?
— Я бы все съемки делала на волонтерских условиях, но за «спасибо» ничего не купишь, а технику обслуживать нужно. Я учусь называть стоимость за съемку, и сейчас говорить о цене чуть проще, т.к. нужно обновлять технику и я знаю, во сколько мне это обойдется (смеется). Для некоторых коммерческих клиентов я делаю бонус в виде мини­фотосессии, если у меня есть интересные идеи, которые хочу воплотить. Иногда мне предлагают поснимать мероприятия, но я работаю только на тех, которые меня «цепляют».
— Мне казалось, что фотосессии «для души» делают состоятельные фотографы…
— Это зависит от человека. Если будет выбор — поснимать детей в детском доме или пойти на коммерческую съемку — выберу первое. Обязательно 2 раза в месяц я провожу социальные съемки, ведь, для того чтобы «отдавать», мне нужно быть наполненной. Был случай, когда ко мне обратилась девушка по поводу фотосессии, но после встречи с ней я поняла, что это «не мой» человек, и направила ее к другому фотографу, который сможет ее «почувствовать». Как результат — и модель, и фотограф остались в восторге от фотосессии.
— Элина, а то, что Вы передвигаетесь на инвалидной коляске, как-­то отражается на работе фотографа?
— Нет. Я делаю все то, что и мои коллеги — ложусь, присаживаюсь ради удачного кадра (смеется). Когда нужен кадр сверху, я поворачиваю экран. Но есть моменты, когда нужно продумывать работу на локации. Фотосессию на скалах я могу сделать, но мне нужен будет помощник. Сейчас люди начали привыкать к тому, что человек с инвалидностью, такой же, как и все. В начале своего пути я немного переживала, воспримут ли меня как профессионального фотографа, но, как оказалось, зря. В свое время мне часто говорили: «Мы видим твои работы, но не понимаем, как ты делаешь кадр?». А ответ один — беру фотоаппарат в руки и делаю снимок. Все ограничения лишь в нашей голове!
— Сегодня в Instagram все блогеры превратились в фотографов. Вас это не обижает?
— Всему есть место быть. Знаете, кто­-то свой внутренний мир показывает через стихи, картины, а я с помощью фото. Да, Интернет перенасыщен снимками, причем некоторые фото доведены до идеала, но я за естественность. Фотошоп хорош в меру, например, можно «удалить» мусор или сделать цветокоррекцию. Но если я не хочу видеть в кадре много людей, меняю локацию. Я не люблю, когда фотографии «вылизывают» в идеальную картинку, там нет жизни.

— А есть желание создать свой фотопроект?
— Возникает. Фотография — это инструмент, с помощью которого можно «сказать» без слов о важных вещах. Своими снимками я хочу вернуть людей в реальность и показать, что все «рамки», условия, несчастья в нашей голове. Планирую снимать простых людей с интересными жизненными историями, которые, возможно, кому-­то помогут в жизни. Над проектом я буду работать еще где­-то год, сейчас он на стадии «вынашивания» идеи.
— А выставку своих фоторабот планируете?
— Мой фотопроект будет представлен на персональной выставке, дабы каждый смог прийти и посмотреть снимки. Я также являюсь «больничным клоуном» и привожу из дома ребенка «Солнышко» много снимков мальчишек и девчонок. В соцсетях они находят отклик, многие пишут, что хотят каким­то образом деткам помочь. Я хочу, чтобы мои работы привлекали к чему­то большему, ведь все меняется тогда, когда мир — это «я и ты», а не только «я».
— Элина, дайте несколько советов начинающему фотографу.
— Не бойтесь и не сомневайтесь в себе. Первые кадры именитых фотографов не были шедеврами. Слушайте только ту критику, которая важна для вас. Не теряйте свое «я» — Вы это Вы. Ну, и практика. Берите в руки фотоаппарат, идите снимать и у вас все получится.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
— Снимать на пленочную камеру или «цифровик»?
— Пленка учит ценить кадр, и снимки выходят настоящие. Правда, я только мечтаю пофотографировать на пленку.
— Фото без фильтров или с применением «жесткого» фотошопа?
— Без фильтров.
— Пейзаж или портрет?
— Портрет ­ он может рассказать историю жизни человека.
— Снимать в студии или на природе?
— Природа.
— Но на природе снимать значительно сложнее — дождь, ветер, прохожие в кадре?
— А это и есть жизнь. Все вышеперечисленное делает кадр «живым».
— Черно-­белое фото или цвет?
— Черно-­белое: больше глубины, жизни, искренности.
— Фотосессия для одного человека или компании?
— Сложно ответить… Когда фотографируешь семью, много позитива, к тому же можно сделать портрет каждого члена семьи.
— Снимать взрослого человека, ребенка или животных?
— Детей — они искренние, и у них нет «стоп­крана». Но если снимать взрослого, ребенка и собаку, будет самая искренняя фотосессия.
— Чьи работы тебя вдохновляют?
— Работы таких фотографов, как Марина Карпий, Дмитрий Малей и Питер Линдберг.

Яна ПЕТРОВА