Буддизм, деньги, два ствола и протекающие трубы…

1005
0

На днях Запорожский ТЮЗ представил на суд зрителя премьеру ­ остросюжетную комедию «Мафия и sentiments». Автор пьесысовременный французский актер и драматург Люк Шомар, который в 2010 году создал классическую комедию положений «Мафия и нежные чувства»

Французская комедия – любимый во всем мире жанр, ее любят за легкость, наивность, шарм и блеск! При умелом обращении и мастерстве ­ это лакомый кусочек для режиссера ­ благодатная почва для создания искристой водевильной истории, насыщенной приключениями. Поэтому, когда театралы нашего города узнали, что главный режиссер ТЮЗа, заслуженный деятель искусств Украины Геннадий Фортус возьмется за пьесу Шомара – стали томимы ожиданием и еле дождались премьеры, которая состоялась при полном аншлаге и имела оглушительный успех! Итак, обо всем по порядку…

Как и положено в классической комедии положений – сюжет строится на постоянно сменяющих друг друга непредвиденных ситуациях ­  не то сказал, не так понял, не за того принял… Действия происходят в просторной квартире Этьена – именно здесь в один день собрались несколько человек и по стечению обстоятельств произошла протечка в ванной в квартиру соседа.

Этьен – преуспевающий адвокат возраста «за сорок», влюблен в девушку чуть более двадцати лет отроду ­ Стефани, которая по совместительству дочь его лучшего друга Карлоса ­ крестного отца сицилийской мафии. Ну, конечно, как типичный мафиози, Карлос вооружен и очень опасен! Он замечен в различных махинациях и контрабанде. При этом ­ очень любит свою дочь и готов порвать на части любого ради нее. Совсем недавно Карлос узнает, что у дочери появился любовник, поэтому хочет его застрелить. С этой мыслью мафиози приходит домой к Этьену, у которого в этот момент как раз свидание со Стефани… Также в эту квартиру попадает сосед снизу Буддист ­ с жалобами на протечку и испорченные трубы. О, конечно, бедолага оказался не в том месте и не в то время… Но ведь так и задумано! Все ­ в стиле жанра!

Перед тем, как перейти к амплуа артистов, мне бы хотелось остановиться на общей стилистике постановки – признаюсь, она меня впечатлила. Зрительскому взору предстает  квартира с элитным дизайном и «дорогой» мебелью. Ведь хозяин квартиры – не просто статусный адвокат, он еще и дружит с мафиозными структурами. Диван и стулья ­ в бирюзовых тонах, лаконичные формы, торшеры стилизованы под автомат Томпсона – томми­ган, ножка под абажуром полностью повторяет гангстерское оружие. Сам Этьен расхаживает по квартире в дорогой шелковой пижаме, покуривая сигары и воркуя с молодой любовницей. Согласитесь, отличное решение для создания атмосферы остросюжетной истории с привкусом богатой жизни, грязных денег и пороков. Но больше всего впечатляет кресло! Да­да, именно кресло я бы назвала еще одним действующим «лицом» этой комедии! Выполненное в стиле известного в кругах дизайнеров гениального архитектора Ле Корбюзье ­ кресло стало пародией на элемент престижа и статуса. Его образ умышленно утрирован ­ жутко неудобное, похожее на стоматологическое, постоянно двигающееся, и, я бы сказала, «живущее своей жизнью» кресло стало удивительно смешным и удачным акцентом этой истории. Это тот случай, когда обыграны желания иметь пусть неудобные, зато статусные дизайнерские вещи. Весь этот прекрасный антураж продуман до мелочей художником­постановщиком, членом Национального Союза художников Украины Татьяной Власенко, с которой нам удалось пообщаться:

­ Этьенэстет, который любит все красивое, престижное, поэтому было важно подчеркнуть это состояние. При этом была задача ­ не отвлекать внимание зрителя от действия, а, наоборот, дополнять его, в связи с чем ­ квартира выполнена в лаконичных решениях. Также нужно подчеркнуть комедийный жанр, убрать серьезность ­ я добавила яркие бирюзовые и другие сочные акценты, ­ поделилась Татьяна Власенко.

В постановке режиссер задействовал два состава артистов: Этьен (заслуженный артист Украины Юрий Драненко/артист Максим Игнатьев), Карлос (заслуженный артист Украины Максим Березнер/артист Евгений Дзыга), Стефани (Яна Новицкая/Дарья Чебаненко), Буддист (Олег Абакуменко/Назар Баранников). В который раз зритель имел возможность убедиться – насколько всегда точное попадание в цель при выборе артистов у режиссера Геннадия Фортуса. Оба состава получились яркие, при этом каждый со своими изюминками. А еще на сцене эпизодично присутствует помощник Карлоса – Альберто (в обоих составах – Михаил Графский), который, несмотря на безмолвную роль, выглядит колоритно, напоминая одного из братьев Гавз из знаменитых «Утиных историй». Мы побывали на спектакле с участием Максима Игнатьева, Евгения Дзыги, Дарьи Чебаненко и Назара Баранникова и готовы поделиться своими впечатлениями.

Адвокат Этьен в исполнении Максима Игнатьева с первых минут вызывает симпатию. Он влюблен в Стефани, однако знает, на что способен Карлос, поэтому начинает бояться за свою жизнь. Артист ярко раскрывает романтичность своего героя, в их отношения со Стефани «веришь», страсть и чувства переданы профессионально. Кстати, интересное совпадение – между артистами разница в возрасте составляет также 22 года, как и между их героями в пьесе. Максим Игнатьев прокомментировал работу над ролью:

­ С самого начала мы получили от режиссера задачу: все происходящееочень серьезно, ведь это история про мафию ­ решаются вопросы жизни и смерти. Поэтому никакого комичного поведения на сцене быть не должно. В этом направлении и работали, и моя задача была ­ максимально правдиво показать переживания и волнения Этьена, который любит Стефани, но опасается, что его могут убить. С партнерами по сцене было очень комфортно взаимодействовать, роль многому меня научилаи в профессиональном, и в межличностном планах.

С ролью мафиози Карлоса блестяще справился Евгений Дзыга – таким артиста зритель еще не видел! Он четко передал эстетику поведения настоящего крестного отца итальянской мафии – жесткий и вспыльчивый, но обладающий определенным кодексом чести. И, конечно, он напомнил зрителю, что настоящий мафиози, как представитель криминальной элиты ­ это образец стиля. С достоинством и шиком Евгений носил костюм из «дорогой» гладкой ткани в полоску, в стальных оттенках, красную «шелковую» рубашку, начищенные до блеска ботинки, увесистый сапфир на пальце, шелковый галстук и, конечно, шляпу. Евгений в этом амплуа смотрелся органично ­ настоящий криминальный авторитет, каким мы его знаем по кинематографу. Артист поделился впечатлениями:

­ Когда я готовился к роли, мне пришлось «выдавливать» из себя гуманитария, учиться мафиозной «масти» и «породе». Я вдохновлялся образом Роберта де Ниро и подсматривал интересные моменты в американской комедии про мафию «Анализируй это». Особенно мне пригодились идеи, когда мафиози проявляет слабость, отступает от образа убийцы и вершителя судеб и трансформирует это в качества человечности и семейные ценности.

Дочь Карлоса ­ прекрасная Стефани в исполнении Дарьи Чебаненко, думаю, с первых минут пленила своей красотой и обаянием сильную часть зала. Кокетливая, страстная, при этом хорошо воспитанная и интеллигентная, в этой истории она – словно яркий и свежий цветок! В такую девушку однозначно может влюбиться мужчина любого возраста! А еще в ее сумочке, как у представительницы клана, непременно должен быть дамский… пистолет! Выстрелит ли он? В этом лучше убедиться, посмотрев спектакль. О том, как это ­ быть дочерью мафиози, мы поинтересовались у артистки:

­ Дочь мафиозиэто в первую очередь определенный статус, мне было важно ему соответствовать. Необходимо постоянно держать планку высокого социального уровня, который соблюдается даже в экстремальных ситуациях. Я получила колоссальное удовольствие от работы!

Яркой в прямом и переносном смысле фигурой этой постановки является Буддист, характер которого сочно передал Назар Баранников. Чтобы подчеркнуть комичность персонажа, его образ намеренно гиперболизирован. Думаю, в этом и состояла задумка режиссера – показать собирательный образ человека, религиозность которого скорее наносная. Такой человек, как правило, состоит не столько в конкретной религии, сколько в своем представлении о ней и желании казаться, а не быть! При таком подходе ­ чем больше намешано – тем лучше, и весь внешний вид – некий маскарад, за которым легко прятаться. Здесь и буддистские оранжевые одеяния как символ смирения и аскетизма, и неожиданно соседствующие с буддизмом дреды на голове, и тканевая сумка хенд­мэйд, мешочки с успокаивающими травами, пестрые штаны­алладины, браслеты, бусы, сандалии, косички… Одним словом – «религиозный» с головы до ног! Но как только вопрос коснулся возможного обладания большой суммой денег, аскетизм и праведность нашего героя улетучились в одно мгновение! Не иначе, как по велению богов! А что? Все средства хороши для очистки кармы, особенно чужой! Надо срочно спасать богатого человека от греха, забрав у него чемодан с большой суммой денег! Назар Баранников в который раз удивил метаморфозами – ему всегда удается быть разным и интересным. Он поделился с нами комментарием:

­ Для меня как артиста очень важно, чтобы мои герои в спектаклях не были похожими друг на друга. Сегодня я постарался показать буддиста, который на самом деле не такой уж праведный. Мы с Олегом Абакуменко, который играет это же амплуа в другом составе, много обсуждали этот образ, узнавали о стилистике, изучали мантры, особенности поведенияхотели сделать образ максимально ярким и запоминающимся.

Образы героев действительно получились яркие ­ артисты неожиданно раскрылись с новых сторон, а сама история вышла объемной и многогранной. Конечно, определяющая заслуга в этом режиссера и художественного руководителя Геннадия Фортуса. Мы обратились к нему за комментариями:

 ­ Образ мафиози для актеров и режиссераочень привлекателен. Мы экспериментировали в этом направлении и сделали своего «крестного отца». Карлос попадает в разные ситуации, зачастую тупиковые, мы даже музыку подбирали серьезнуюкак в настоящих историях про мафию. Мне также было важно показать наших новых актеров Евгения Дзыгу и Максима Игнатьева (артисты ранее работали в театре им. Магараред.). Они работают на высоком интеллектуальном уровне, обладают ценными для артиста качествами. Оба состава артистов во время репетиций работали очень дружно, вдохновлялись игрой друг друга, все происходило в духе содружества, а не соперничества. А еще мы ввели в постановку новый персонаж, которого сами придумали, его нет в пьесеАльберто ­ его играет Михаил Графский. Очень приятно, что публика так тепло его встретила. Надеемся, у нас получилась хорошая комедия.

Что ж, комедия заслуживает того, чтобы быть увиденной, она подарит зрителю прекрасное настроение, положительные эмоции, скрасит пасмурные дни театральным уютом и интересным сюжетом! Что ждет наших героев в финале, сработает ли теория о том, что если на сцене показали оружие, то оно обязательно выстрелит? Будут ли жертвы и останутся ли влюбленные вместе? На все эти вопросы вы получите ответы, посмотрев театральную новинку. Но могу сказать точно ­ эта история однозначно будет пользоваться популярностью среди зрителей!

Ксения Шаповалова, фото автора