Как в Запорожье родить ребенка в комплекте с авто и креслом

736
0

На днях вступил в силу нашумевший закон, устанавливающий административную ответственность (штраф) за перевозку детей в автомобилях без специальных средств, позволяющих перевозить их достаточно безопасно. Документ этот стал самым обсуждаемым за последние несколько недель. В сети Интернет украинцы, и запорожцы в том числе, ведут баталии за и против этого закона, упрекая друг друга в безответственности, глупости, легкомысленности и прочих грехах

Люди в дискуссиях переходят на личности, общаясь в стиле «сам дурак», не желая трезво разобраться, что меняет новый закон, кроме штрафных санкций виновным? Является ли он новым? Какие имеет особенности и нюансы?
Не оспаривая важность безопасной перевозки детей, мы попытались разобраться в некоторых моментах.
ЗАКОН С ПОДВОХАМИ
Начнем с того, что, как многие уже поняли, новый закон не является «законом об автокреслах» (что утверждают те, кто еще не понял).
20 ноября вступил в силу закон №224­IX: документ вносит изменения в ст. 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях и вводит штрафы за неправильную перевозку детей.
Как следует перевозить детей в авто, прописано в законе «О правилах дорожного движения», и сами нормы не изменились. Как и раньше, правила запрещают «перевозить детей ростом менее 145 см или не достигших 12­летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, без использования специальных средств, которые дают возможность пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства».
Вот текст этих правил:
«КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
ПОСТАНОВА
від 10 жовтня 2001 р. № 1306
Київ
Про Правила дорожнього руху
21.11. Забороняється перевозити:
а) пасажирів поза кабіною автомобіля (крім передбачених цими Правилами випадків перевезення пасажирів у кузові вантажного автомобіля з бортовою платформою або в кузові­фургоні, призначених для перевезення пасажирів), у кузові автомобіля­самоскида, трактора, інших самохідних машин, на вантажному причепі, напівпричепі, в причепі­дачі, в кузові вантажного мотоцикла;
б) дітей, зріст яких менше 145 см, або тих, що не досягли 12­річного віку, ­ у транспортних засобах, обладнаних ременями безпеки, без використання спеціальних засобів, що дають змогу пристебнути дитину за допомогою ременів безпеки, передбачених конструкцією цього транспортного засобу; на передньому сидінні легкового автомобіля ­ без використання зазначених спеціальних засобів; на задньому сидінні мотоцикла та мопеда».
Однако ранее административной ответственности за нарушение подпункта «б» 21.11 ПДД не предполагалось. Моральная ответственность лежала на родителях, что вполне логично. Теперь штраф за первое нарушение составит 510 грн, за повторное нарушение в течение года – 850 грн.
АВТОКРЕСЕЛ НЕТ, СОВСЕМ НЕТ…
Итак, в законе нет ни одного упоминания именно об автокресле для перевозки детей. Здесь оголтелые критики переходят в атаку на личностно­эмоциональном уровне с воплями: «Раз вы так говорите, значит, хотите убить своих детей». Давайте воздержимся от эмоций и посмотрим фактам в глаза: понятно, что ни один здравомыслящий человек не станет спорить с тем, что перевозить детей в специальных креслах гораздо более безопасно, чем без них. Однако в законе речь не идет именно о креслах. Зато четко написано о спецсредствах, которыми могут служить и правильно подобранные бустеры­подкладки, автолюльки и, да, кресла­трансформеры.
«Согласно европейскому сертификату безопасности ECE R44/04, устройства делятся на несколько категорий в зависимости от возраста ребенка. Для самых маленьких предусмотрены автолюльки, для детей постарше – автокресла. Для верхней возрастной группы (8–12 лет) можно использовать бустеры-­подкладки, при помощи которых ребенка фиксируют стандартным ремнем безопасности. Существуют также и кресла-­трансформеры, которые могут подстраиваться под ребенка по мере того, как он растет», ­ говорят специалисты.
Примерно то же говорят и в патрульной полиции Запорожья:
­ Закон недавно вступил в силу. Конечно, как и сказано, он предполагает административную ответственность за нарушение правил перевозки детей. Но мы прекрасно понимаем, что там есть много нюансов, непонятных пока еще нам самим. То есть не прописаны подробности. По сути, как и ранее, говорится, что ребенок должен быть пристегнут ремнем безопасности с использованием специальных средств, которые позволят перевозить малыша безопасно. Но только ли это автокресло или это может быть бустер, или специальная накладка на ремень, которая даст возможность пристегнуть взрослого ребенка? Нет подробностей. Об этом не написано. То есть остается на усмотрение родителей. Факт, что ребенок должен быть пристегнут и достаточно безопасно ­ это да, ­ говорит глава пресс­-службы патрульной полиции Екатерина Шевченко.
Ещё один нюанс касается старых авто: если, к примеру, в вашем старом ВАЗике на заднем сидении заводом­изготовителем не было предусмотрено ремней безопасности, то и материальную ответственность за транспортировку детей без спецсредства вы понести не можете. Разве что моральную, как нерадивый родитель.
­ Если завод-­изготовитель ремни не поставил, то, да, вас никто не сможет оштрафовать. Если заводом предполагались ремни, а собственник авто их снял, то тогда, конечно, будут вопросы, ­ говорит глава пресс-­службы патрульной полиции.
Отметим, что в странах ЕС требования к перевозке детей прописаны достаточно четко, потому исполнительность их на более высоком уровне.
«Моя внучка родилась в Польше. Машины у детей нет. Автокресло купили в комплекте с коляской сразу же. И спокойно забирали дите из роддома на такси. Сейчас куплено уже второе автокресло, побольше. Потому что ни в машине, ни в маршрутке никто ребенка без автокресла не повезет. Альтернатива ­ большой автобус, дети в колясках», ­ пишет Елена Ялова.
Примерно такая же ситуация в США. Если нет своего авто, приходится придумывать другие пути решения вопроса перевозки детей:
«На жаль, це складно, так… Але. В США досі існує така ж проблема для тих, у кого немає своєї машини (такі існують, хоча і не в такій кількості…). Таксі може відмовити і не повезти з дитиною, якщо у вас немає свого автокрісла. Коли нам потрібно було в аеропорт їхати, довелося просити знайомого, щоб туди під’їхав і забрав наше автокрісло…. Для дітей трохи старших проблема менша, бо бустери легше возити з собою», ­ констатирует уроженка Запорожья Ольга Скиба, живущая в США.

НА ТАКСИ НЕ В БУЛОЧНУЮ, А С РЕБЕНКОМ
Если у вас нет личного авто, но есть маленькие дети, найдутся «умники», которые забросают вас упреками в стиле «что вы за родители, раз не позаботились о транспорте? Зачем рожали?». Другие порекомендуют пользоваться услугами общественного транспорта или такси (если нужно срочно, далеко, с комфортом).
Мы узнали о том, как обстоят дела с готовностью запорожских таксофирм к перевозке детей до 12 лет и/или ростом до 145 см.
Как стало известно, на днях одна их запорожских таксомоторных компаний уже отказала маме с ребенком в поездке, что вызвало негодование общества. Об этом сообщили в одной из групп в сети Фейсбук. Дело в том, что женщина пыталась вызвать такси, чтобы поехать с ребенком в больницу, но ей не нашли подходящее авто, так как ни одна из машин не была оборудована автокреслом или иным приспособлением для фиксирования ребенка. Благо, в больницу семье нужно было не срочно.
«Сегодня дочка не смогла попасть на прием к врачу с ребенком. Пыталась вызвать такси… Но. Его так и не смогли прислать. Нет автокресла. Это хорошо, что ей нужна была только справка на выписку. А если на прием с больным ребенком, то что, нужно скорую помощь вызывать?» ­ написала в «Типичном Шевчике» Оксана Ефимова.
Накануне вступления в силу закона о безопасности перевозки детей мы пообщались с таксистом местной компании «Оптима» на предмет наличия безопасного места для ребенка.
­ Нас еще не собирали на общее собрание, поскольку закон пока в силу не вступил, но уже сказали, что кто из водителей хочет и может, тот приобретет детское автокресло за свой счет. Естественно, каждому из нас хочется, чтобы оно окупилось, потому за детское оборудованное место клиенту нужно будет доплатить. Поездка с ребенком будет стоить для клиента +50 грн к общей сумме стоимости. Я подумываю о том, чтобы купить автокресло б/у на всякий случай. Почему бы и нет? Будет лежать в багажнике, чтобы была возможность возить детей. Но далеко не все мои коллеги собираются покупать кресла. Многие не в восторге от этой идеи, говорят, что лучше вообще мам с детьми возить не будут, ­ рассказал водитель.
После вступления закона в силу мы также узнавали возможности фирмы по перевозке маленьких детей. Оператор «Оптимы» заверила, что если понадобится детское автокресло, то автомобиль они, разумеется, найдут. Цена услуги составит +30 грн (к общей цене поездки). Однако если родители готовы везти маленького ребенка без кресла, то водитель возражать не станет. Везти никто не откажется. Решение и ответственность только на родителях малыша.
Что касается поездки с несколькими маленькими детьми в местных такси, то пока это проблема. Опять­таки, проблема родителей, поскольку едва ли сегодня найдется таксист, который сможет безопасно везти двоих малышей. По крайней мере, мы такого в родном городе не нашли. В таком случае следует вызывать два авто с креслами (бустерами) или пользоваться общественным транспортом.
«Когда я серьезно готовилась к родам, перечитала множество форумов и пришла к выводу, что такси в роддом надо заказать с автокреслом для самых маленьких. Ну что сказать… ни в одной из крупнейших служб такси такую машину мне не нашли тогда», ­ пишет запорожанка Светлана Минакова.

НА СЕМЬ БЕД ОДИН ОТВЕТ
Как правильно передвигаться многодетным семьям с маленькими детьми, пока тоже неясно. Вопрос безопасности для детей в маршрутках поднимать нет смысла, потому как нет там никакой безопасности. Основная часть маршрутных такси не предназначена для перевозки маленьких детей. Это подтверждают как в горсовете (чиновники рекомендуют пользоваться большими автобусами), так и в компаниях­перевозчиках, где просто разводят руками. Так куда деваться маме с двумя или тремя маленькими детьми? Сидеть дома? Или… «нечего было рожать?».
­ Я в целом согласна с новым законом, поскольку нахождение ребенка в кресле в машине существенно повышает безопасность проезда. Для семьи с одним­двумя детьми и машинами тут вопрос в большей мере финансовый (купить кресло или бустер). Но возникают существенные трудности для семей с тремя и более детьми. И тут есть ряд нюансов, ­ говорит запорожский психолог, мама двоих детей Елена Филь.­ Во­первых, хорошо было бы для начала следить за соблюдением скоростного режима. Очень часто наблюдаю, как сама полиция ездит на скорости, значительно превышающей разрешенные 50 км/ч по городу. Отдельный вопрос ­ маршрутный транспорт! Как обеспечить безопасный проезд в нем (и не только детям)? Вопрос уже скорее риторический! Что касается такси, было бы хорошо, чтобы в законе был прописан четкий процент машин с автокреслами для каждой компании. В общем, если цель этого закона ­ повысить безопасность передвижения, то, на мой взгляд, есть и без автокресел огромное поле деятельности, где законы приняты, но не работают. Что касается нашей семьи, то мы запланировали покупку бустера для старшего сына (младший ездит в автокресле). Но мы достаточно часто подвозим друзей с детьми. Как быть в этом случае ­ вопрос. Ну и совсем уж утопическая идея по поводу целевого использования штрафов: перечисление денег на счет, с которого можно приобрести только автокресло (для водителя, который штраф платит, если у него нет ещё кресла, или для службы такси), ­ подытожила Елена Филь.
Впрочем, в полиции (пока!) успокоили панику многодетных семей насчет тотальных штрафов за «неправильную» перевозку детей:
­ Маршрутки трогать никто не будет, потому что там вообще ничего не предусмотрено. Пока все довольно поверхностно, потому панику сеять не стоит. Правила перевозки детей существуют давно, но в Кодексе об админнарушениях был введен пункт 121, ч.10­я ­ это штраф за первое нарушение и повторное нарушение ­ часть 11­я. Однако никто не будет специально останавливать машину с ребенком и мерить рост вашего ребенка или требовать документы, чтобы узнать, сколько ему лет. Закон не предполагает наличие у родителей свидетельства о рождении ребенка. Пока это только превентивная работа со стороны полиции и никто не будет специально останавливать авто с ребенком, чтобы оштрафовать. Этот закон больше рассчитан на ответственность родителей, ­ отмечает Екатерина Шевченко.
Выводы делаем сами.

Ева МИРОНОВА