«Если Вы всерьез хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, — идите в искусство». – Курт Воннегут.
Слова американского писателя как нельзя лучше отражают суть — искусство всегда находилось за гранью понимания простого люда. И если художник в семье – горе для всех, то когда муж и жена обустраивают семейный уют холстом и красками – сценарий может повернуться самым неожиданным образом, как это произошло в фильме «Девушка из Дании». Зрителям предстоит узнать историю реального датского пейзажиста-транссексуала Эйнара Вегенера (Эдди Редмэйн), который для начала сменил имя на Лили Эльбе, а после и пол. Началось все с невинных шалостей — его жена-портретист Герда (Алисия Викандер) попросила попозировать своего мужа в качестве женской модели. Примерив чулки и туфли, а с ними и кратковременную роль Лили, наш герой ступил в запретные степи вопроса гендерного самоопределения…
Британский режиссер Том Хупер, имея за пазухой режиссерский «Оскар» за историческую драму «Король говорит!», знает толк в историях с прицелом на награды. С этой позиции «Девушка из Дании» выполнена самым прилежным образом. Актуальная при любой погоде история отношений подана свежим взглядом на любовный треугольник между Эйнаром, Гердой и Лили. В нем рождается главный вопрос – как быть, если любимого мужчину тянет стать женщиной и лишиться практически всего, что их сближает. Причудливый сценарий обусловлен не столько яркой провокационностью, сколько возможностью взглянуть и постигнуть эмоциональное состояние чужой души.
Неудивительно, что по признаниям самого Хупера, он с самого начала работы над фильмом видел в роли Эйнара-Лили только Эдди Редмэйна. И, разумеется, поддержка земляка здесь ни при чем. Роль ученого, страдающего от бокового амиотрофического склероза, в прошлогодней «Вселенной Стивена Хокинга» показала, что актеру подвластно самое необычное амплуа. А полученный «Оскар» это только закрепил. Кроме того, опыт работы с режиссером в фильме «Отверженные» исключил вероятность недопонимания сторон. И к перевоплощению в многогранную личность Эйнара-Лили он подошел предельно скрупулезно. Ведь это больше, чем переброс макияжа и одежды. Это внутренняя борьба, мелкие поползновения к познанию и принятию внутренней сути через внешние перемены. По тому, как он упоенно перенимает женскую грациозность, постепенно отрисовывая на своем Эйнаре утонченную женственность Лили, выдает в нем главный козырь «Девушки из Дании». Эктоморфное телосложение и андрогинное лицо лишает его перевоплощение свойственной комичности. Редмэйн одинаково убедителен как женщина, так и мужчина.
А вот Алисия Викандер в роли спутницы жизни, увы, оказалась блеклой тенью, её страдания попросту не воспринимаются должным образом. Все потому, что любовь между героями передана неаккуратными мазками. Хупер с одной стороны не против сексуальной раскрепощенности на экране, но немногочисленные пикантные сцены сжаты и лишены полагающейся страсти. А других способов передать привязанность между героями, а с ней и неподдельность чувств, автор не предпринимает. И следить за душевными терзаниями в семье получается только номинально, для галочки.
Впрочем, ни о какой страсти не может быть и речи, когда тон у фильма размеренный, будто воспроизведенная хронология событий. Это было бы простительно, будь «Девушка из Дании» полноценным байопиком. Главный подвох в том, что она им не является. Реальная история получила крайне вольную интерпретацию. Реальный Вегенер умер после пятой (а не второй, как это показано в фильме) по счету операции. На момент смерти ему было 48 лет, из которых в браке прожил 26, а до первой операции в 1930 году он 18 лет (!) был трансвеститом. Длинная история, лишившись реальных подробностей, предстала в фильме (действия которого начинаются в 1926 году) быстрым и внезапным откровением. Более того, «супружеской» пара была лишь номинально – Вегенер был гомосексуалистом, тогда как Герда…открытой лесбиянкой. Во избежание гонений и косых взглядов, «пара» в 1912 году сменила место жительства на Париж, где уже в то время процветала толерантность.
В этом прелесть биографических фильмов — правда и факты. А то, что в фильме обошли стороной интимные утехи парочки после «перехода» красноречиво указывает, что с тональностью вышел явный перегиб в ванильную слезоточивость. В итоге, на выходе получилась эксцентричная и самостоятельная история с достойным уровнем актерской игры, для которой привязка к биографическому жанру пошла исключительно во вред.
Премьера состоится 21 января.