В Запорожье завершилась реставрация древней «Чайки»

989
0

В запорожском ангаре на Хортице, где был открыт выставочный зал для обзора древних судов, завершили реставрацию «Чайки». Об этом «Верже» рассказал гендиректор заповедника Хортица Максим Остапенко.

Напомним, что лодку обнаружили ещё в конце 90-х годов на дне Днепра в Запорожье. Запорожские археологи подняли чайку на сушу и приступили к изучению и реконструкции. Лодку восстанавливали из мелких частей, поскольку под водой оно оказалось еще около 300 лет назад, в 1738 году, после боев казацкой флотилии против Османской империи.

Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI — XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Чайки были весьма быстроходны и позволяли совершать большие морские переходы.

Длина около 18 метров, ширина 3,6 метра и высота бортов 1,6 метра. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс (снопы, (фашины)) диаметром около 60 сантиметров. Такой «Спасательный круг» часто помогал казакам прятаться от вражеских судов — в случае опасности «чайка» загонялась в плавни и утапливалась, при этом благодаря фашинам лодка получала нейтральную плавучесть, то есть держалась на плаву в затопленном состоянии. Судно имело поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10—15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4—6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта.

Вместе с «чайками» казаки использовали и другие лодки, как речные, так и морские, и с другими названиями: дубы (их делали из дуба) и байдаки. Собственно, в неформальном музее запорожского судоходства одним из экспонатов также является байдак и лодка-долблёнка.

Что касается внешнего вида судов после реставрации, то, по словам сотрудника заповедника Виктора Кривоносова, в методике реконструкции не предусматривается полная обшивка деревом – дюбель-шлюпка, как и «чайка», представлены как бы в разрезе, что позволяет зрителю иметь представление о том, как корабль выглядит внутри.

Отметим, что музей казацкого флота на Хортице создан на основе двух старинных кораблей, поднятых со дна Днепра в этих местах. Решение о закладке верфи на Хортице было принято в 1737, в разгар первой русско-турецкой войны, когда русские корабли не смогли пройти к Черному мори через днепровские пороги. Здесь велось строительство дюбель-шлюпок и судов казацкого типа — байдаков и лодок, подобных казацким чайкам, а также бригантин «русского манера». В 1739 года на Хортице базировалось около 400 кораблей Днепровской флотилии. Часть из них затонула во время паводка. Сохранившийся на дне под песком корпус казацкой чайки был обнаружен в 1998 году, и год спустя судно было поднято на поверхность. В 2007 году подняли обнаруженную там же бригантину, а позже — дюбель-шлюпку, байдак и лодку-однодеревку. Находки были законсервированы и помещены в реставрационный эллинг рядом с Конным театром.