Директор запорожского БТИ и депутат городского совета Неонила Сепп рассказала в каком режиме работает бюро после недавних реформ, из-за которых часть обязанностей отошла Укргосреестру
Бюро технической инвентаризации города ведет государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости. Специалисты БТИ оценивают приблизительную стоимость объектов недвижимости на рынке, ведут учет проведенных капитальных ремонтов, перепланировок, имеют данные о владельцах недвижимости. Справки из БТИ требуются при совершении любых сделок с недвижимостью как физическим, так и юридическим лицам.
— Неонила Васильевна, так какие реформы коснулись бюро технической инвентаризации в прошлом году?
До 1 января 2013 года государственную функцию по регистрации прав выполняло только бюро технической инвентаризации. Но сегодня меняется правовое поле, меняются понятия защиты собственности, поэтому люди не успевают осознать всю важность этих реформ, которые проводятся во блага наших граждан. Одна из таких реформ — это реорганизация работы БТИ, и создание новой государственной структуры — Укргосреестра, которая работает уже год. Я думаю, что это правильный шаг. Нам часто звонят и спрашивают работаем ли мы вообще. Так вот, мы работаем и будем работать! Мы продолжаем выполнять техническую инвентаризацию объектов недвижимости, независимо от их принадлежности, оценку имущества, судебно-технические экспертизы для судов по разделу имущества, готовим проекты решения по выделу и разделу домов.
— То есть вы уже не занимаетесь регистрацией имущества?
Регистрация отошла в регистрационную службу. Меня всегда просят рассказать именно о ней, но я считаю, что это неэтично, потому что там есть свои руководители, которые знают свою роботу может быть лучше чем я.
— С какими проблемами cтолкнулось БТИ после внесения изменений?
С 1 января 2013 года были внесены очень «несимпатичные» изменения в инструкцию по технической инвентаризации. А именно, БТИ независимо от их формы собственности были лишены монополии. До 1 января 2013 года инвентаризацию могли выполнять только БТИ. Тогда обследование всех объектов недвижимостиперед любой транзакцией было обязательным. Теперь же нотариус может взять техпаспорт любого года обследования объекта и лишь проверить точность составления. А это создает почву для нарушения Закона и ухода от уплаты налогов. Теперь инвентаризацию могут выполнять любые субъекты хозяйственной деятельности у которых есть хотя бы один специалист с лицензией. Получить её можно довольно легко. Пятидневный курс лекций «молодого бойца» и специалист готов к работе. Я считаю, что такая подготовка кадров имеет место быть, но не решен вопрос по поводу материалов, которые ведут такие специалисты. Неизвестно куда денутся документы с которыми работал такой «свободный художник». Если они пропадут, то сразу теряется история существования объекта. Еще одной проблемой является потеря части функций БТИ, которая сказалась на численном составе БТИ. Из 230 членов коллектива остался лишь 91 человек.
— Когда же человеку нужно обращаться в БТИ?
После окончания строительства или реконструкции для оформления права собственности на недвижимость человеку нужно обязательно выполнить техническую инвентаризацию в БТИ и изготовить техпаспорт для последующего права собственности.
— Как лично вы относитесь к этой реформе?
Я думаю, что эта реформа все-таки была нужна. Если бы она проходила более плавно всем было бы легче. Когда мы переходили на электронный носитель в 2003 году, было сложно, но все справились. Для всего нужно время. По каким-то сложным вопросам мы обращались в Министерство юстиций, а сегодня это сделать чуть сложнее. Сегодня город обращается в область, область обращается в Облюстицию, а Облюстиция в свою очередь в Укргосереестр, что занимает очень много времени.
— Правда, что теперь ваши услуги стоят дороже?
До реформы все цены и тарифы утверждала Облгосадминистрация, а после внесенных изменений мы работаем по договорным тарифам. Регистрационный отдел требует свою сумму, а мы свою. Но ведь дешево не всегда значит хорошо!
— А как не стать жертвой аферистов, которые смело отбирают и продают чужую недвижимость?
К сожалению, такое случается часто. Аферисты впереди планеты всей! И продают недвижимость, когда хозяина нет, и ремонты делают без соответствующих проверок и документов. Максимально уменьшился бы риск для граждан, если бы они все-таки приглашали техника, который должен сделать оценку имущества. Ведь заплатить ему около 300 гривен, чтобы он нес всю ответственность лучше, чем потом столкнуться с проблемами. Если затеяли грандиозный ремонт, то обязательно нужно разрешение на перепланировку!
— Вы же еще депутат 5 и 6 созыва. Как обстоят «депутатские дела»?
Я могу гордиться тем, что мне удалось помочь многим людям. Еще в 2009 году ко мне обратились жительницы бесхозного дома на улице Грекова 9, которые хотели его приватизировать. Я боролась за этот дом 4 года. 31 января я и мои коллеги депутаты проголосовали и все же завершили этот проект. Оформление права собственности перейдет этим жительницам. Также мы оказываем материальную помощь детским больницам, роддому.
Я очень признательна коллегам депутатам за то, что в прошлом году мы совместили депутатский фонд и помогли трехлетнему мальчику, который имел злокачественную опухоль. Ребенок до этого пережил 12 химиотерапий и около трех операции. После нашего вмешательства он наконец-то прошел реабилитацию в Киеве.
Большая робота проведена в отношении подготовки документов на аренду, выкуп и реконструкцию разрушенной школьной теплицы. На ее месте мы планируем построить детскую спортивную школу по дзюдо под руководством заслуженного тренера Украины Андрея Бондарчука.
— Часто люди обращаются к вам за помощью?
Каждое обращение для меня – это боль. Тяжело когда люди приходят на прием, и стесняются попросить помощи. Я стараюсь помочь, чем могу. Будучи депутатом горсовета 5 и 6 созыва понимаешь, что всем помочь невозможно, но нужно с чего-то начинать. Если бы каждый занимался честно своей работой, мы жили бы намного лучше!