Игорь Данилюк: «Наш долг – спасение жизни!»

1436
0


DSC02152

Накануне Дня спасателя журналист «Верже» побывала в главном управлении ГСЧС Запорожской области и узнала у Данилюка Игоря Владимировича, помощника начальника смены оперативно-координационного центра, майора службы гражданской защиты, о тяжелой службе спасателей и боевом кодексе

Главное управление Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций является главным (ведущим) органом в системе местных органов исполнительной власти в сфере гражданской защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций. На каждый вызов отряды эмчеэсников реагируют оперативно и слаженно.

— Игорь Владимирович, расскажите, как давно вы несете эту нелегкую службу.

— Сейчас я занимаю должность помощника начальника смены оперативно-координационного центра. Работаю я с 1994 года, когда была еще пожарная служба. Всего у меня 20 лет выслуги. За все годы службы повидал немало.

В прошлом году пожарная служба переквалифицировалась в МЧС, а сейчас это уже управление ГСЧС. Ранее мы только тушили пожары, а сейчас у нас множество других функций. Самой основной, конечно же, является спасение людей в чрезвычайных ситуациях. Также одной их специфик нашей работы стали техногенные катастрофы. Но тушение пожаров осталось одним из основных направлений. Тем более в летний период, когда их случается огромное количество.

— Какими качествами должен обладать будущий спасатель и что нужно, чтобы им стать?

— Будущий спасатель первоначально должен отслужить в армии, почувствовать себя, так скажем, «в сапогах», почувствовать, надо ли ему все это. Некоторые, попадая в армию, не могут перестроиться, выполнять приказы. К сожалению, не всем это дано. Самое главное для спасателей — оперативно выполнять приказы и быть готовым нести службу. Кто-то приходит, пробует себя в этом и уходит. Что касается подготовки, то существует так называемая «первичная подготовка». Человек приходит в ГСЧС и проходит стажировку сроком три месяца. Потом будущих спасателей направляют на экзамен получать должность пожарного спасателя. Там их обучают всему – вязанию веревки, работе с аппаратами для дыхания, специфике тушения пожаров и т. д. Если человек решил остаться в части, то снова проходит здесь стажировку, чтобы получить допуск работы на высотах. Для того чтобы получить звание командира отделения, наши сотрудники едут на курсы повышения квалификации, где обучаются около трех месяцев. А вот для получения звания офицера есть вузы в Киеве, Харькове. Там можно учиться как заочно, так и на дневном отделении.

В основном к нам приходят добровольцы со средним образованием. Главное — желание помогать людям. На сегодня наш коллектив довольно омолодился. Многие боевые товарищи ушли на пенсию. В нашей работе опыт — самое главное. Пытаемся его передавать молодежи. На данный момент штат укомплектован полностью, мы не испытываем нехватки кадров. Все потому, что у нас ограниченное количество личного состава.

— С какими трудностями сталкиваются спасатели, выезжая на вызовы?

— Есть у нас боевые части, которые постоянно, круглые сутки выезжают на вызовы. Поэтому служба у нас круглосуточная. А есть объектовые части, которые только охраняют какой-то один объект. Им, конечно же, полегче.

В этом году была сильная засуха, соответственно — огромное количество пожаров. Ветер только раззадоривал пламя. Многие наши сотрудники даже в часть заезжать не успевали. Ездили с одного пожара на другой. Много раз ломалась техника, из строя выходило оборудование. Но мы справились с поставленной задачей и не допустили сложных ситуаций. Остро стоит вопрос нехватки солярки и бензина.

— Как выходите из этой ситуации, кто вам помогает?

— Нам помогает город: городские власти, райадминистрации и даже обычные фермеры. Они с удовольствием делятся всем необходимым с нашими бригадами, которые несут службу рядом с ними. В сельских советах сейчас функционируют пожарные команды, которые состоят из двух-трех человек. Это очень «полезная» мини-команда. Ведь, пока приедет наша пожарная бригада издалека, эти люди успеют спасти поля и чьи-то дома.

— Часто вам звонят телефонные хулиганы? Как вы с ними боретесь?

— Ложных вызовов поступает очень много. У нас автоматически высвечивается мобильный или городской номер абонента. Вот только сразу мы не выезжаем. Диспетчеры перезванивают на номер. Если человек подтверждает, что видит пожар, только тогда служба выезжает на тушение пожара. Если абонент не берет трубку или телефон уже отключен, мы не реагируем на вызов. Все гораздо проще. Когда что-то горит, то вызовов нам поступает сразу несколько с одного места. Вот тогда ложным звонок уже не назовешь.

— У вас очень тяжелая профессия. Работают ли со спасателями психологи?

— Да, повидали мы все немало. Лично я вынес из пожаров семь человек. Это наш долг. Мы ведь работаем не за спасибо. А сколько ситуаций, когда спасти уже никого нельзя! Осадок от такого остается надолго. Обидно, что пожары в основном происходят из-за человеческой халатности. Редкие случаи — короткие замыкания и т. д. За все годы службы немного уже идет очерствение души. И ты уже привыкаешь к таким зрелищам. Насчет психологов. Они в нашем управлении, конечно же, есть. Ежегодно все мои коллеги проходят тестирование. Каждый спасатель должен уметь правильно общаться с пострадавшими, с пониманием относиться к людям и знать, как избежать паники. В сложных ситуациях, когда речь идет о суицидниках, психологи также имеют право выезжать с нами.

Очень многие жители мешают работе наших сотрудников. Бытует у народа такая фраза, что «пожарники приехали без воды». Во всех интервью говорю и буду говорить, что автомобиль никогда не возвращается в часть, не заправившись водой по дороге. И никогда не приезжает пустой в часть! Чтобы вы понимали, 2,5 тонны воды израсходуется всего за 10 минут.

Но есть, конечно же, и те, кто находит нас и искренне благодарит за проделанный труд. Это придает сил и заставляет нести службу и дальше.

— В нынешней сложившейся ситуации в стране вы помогаете как-то беженцам?

— Конечно. Согласно распоряжению Кабинета министров Украины при Главном управлении ГСЧС Украины в Запорожской области теперь работает областной штаб по приему переселенцев (ул. Грязнова, 65, первый этаж). По состоянию на сегодня, 15 сентября, в Запорожье на сегодняшний день временно проживают 7889 вынужденных переселенцев. Из них 2956 — дети, 623 — инвалиды и люди пожилого возраста. Перед поселением в места временного проживания людей жилье проверяется на соответствие условиям обитания.

— Что бы вы пожелали запорожцам?

— От чистого сердца желаю быть аккуратными и осторожными. Ведь от вас самих зависят человеческие жизни. Из-за халатности страдают семьи, дети, природа, животные. Прежде всего нужно быть человеком и уважать чужой труд. Спасатели работают круглосуточно не за спасибо, а потому что это наш долг. Мира всем нам!