Берите! Берите! Говорят так некоторые кандидаты в депутаты о всевозможных подарках, которые традиционно раздают избирателям перед выборами. Берите, но голосуйте по-своему. «Мы доказали, что мы свободная нация», – заявил недавно один из запорожских мажоритарщиков, намекая, что подачки уже не смогут изменить этого факта. Лукавство и цинизм подобных заявлений впечатляют. Говоря о кардинальных изменениях в сознании избирателей, кандидаты продолжают и, по сути, поощряют методы, которые это самое сознание возвращают к недавней постсоветской действительности
Речь об ответственности граждан за собственный выбор. Многие ли из тех, кто голосовал за президента Януковича, разочаровались? Безусловно, какая-то часть пришла в ужас. Все же думается, что она не так велика, как того хотелось бы. Дело в благодарности, прекрасном чувстве обязанности. Человеку, который пакет с гречкой и консервами считает достойным подарком, трудно не оценить щедрость, трудно не возблагодарить. И неважно, что обещания остаются невыполненными, а прибавки к пенсиями не успевают за ростом цен. Этот миг ощущения нужности незабываем. Так создавался культ Януковича и микрокульты его последователей. Так искажалось представление об избирательном процессе.
Нынешние выборы вряд ли что-то кардинально изменят — по причине того, что проводятся по старому законодательству, в котором заложена коррупционная составляющая. Которое специально создано для манипуляций. Однако они покажут, насколько избиратели данным манипуляциям способны противостоять.
В Запорожской области уже зафиксировано несколько случаев попыток подкупа избирателей. Один раздавал слабовидящим очки, другой вдруг оплатил проезд в маршрутках. Ближе ко дню голосования столкнемся и с другими фактами.
Говорить о том, что не годится продавать свое будущее за однодневную пайку, стало общим местом. Но сейчас это стало еще и просто стыдно — после гибели людей. Об этом нужно помнить в первую очередь. Смерти осознанные и бессмысленные, идейные и глупые, они изменили все. Они повысили цену каждого из нас, даже тех, кого раньше можно было купить за пачку макарон.