В четверг, 27 ноября, Верховная Рада 8-го созыва торжественно начала свою работу. Более пафосного и патетического начала работы законодательного органа Украины не было за все годы ее независимости
В первый же день была создана коалиция, выбраны спикер и премьер. Во всех голосованиях торжествовало конституционное большинство, то есть более 300 голосов. Речь бывшего и вновь избранного премьера, а также речь президента были повышенно эмоциональны и оптимистичны. А. Яценюк и П. Порошенко говорили о небывалом единстве и патриотизме страны, не замечая отсутствия аплодисментов со стороны депутатов «Оппозиционного блока». Не замечено было, кстати, многое, в том числе то, что принято называть «дежавю», то есть навязчивые воспоминания и ассоциации с прошлым.
Возле Верховной Рады, когда она начала работу, собралась небольшая группа людей — гражданских активистов, против которых был выставлен такой кордон милиции, как если бы на ВР наступала армия врага. По этому поводу среди активистов звучало законное и справедливое недоумение — от кого так усиленно охраняется ВР. Ведь собравшиеся активисты — это бывшие участники Майдана или люди, симпатизировавшие ему, которые собрались, чтобы напомнить депутатам обо всех требованиях Майдана и о том, что люди не забыли всех жертв Майдана ради новой демократической Украины, а потому эти люди готовы контролировать работу новой власти и не допустить короткой памяти ее депутатов. Но новая власть продемонстрировала этим людям пренебрежение, увидев в них возможных провокаторов и угрозу для работы нового парламента.
Откровенно говоря, я тоже полагаю, что работе Верховной Рады никто не должен мешать и многочисленные собрания возле правительственных учреждений — не самое лучшее проявление демократии. В политической науке, которой я занимаюсь давно, есть великолепная теория общественного договора, которая формулирует суть демократии следующим образом: люди договорились о том, что они добровольно отдают свои природные права на власть и управление правительству, которое берет на себя ответственность за грамотную, эффективную политику при условии, что народ уже не вмешивается в процедуру власти. Если политика не будет отвечать требованиям народа, на следующих выборах победят другие партии и политики, то есть прежнему правительству будет отказано в доверии. Разумеется, любая теория — это искусственное интеллектуальное изобретение, которое не отражает существующую реальность в полном объеме. Но если теория правильно и грамотно сформулирована, то ей обеспечена долгая жизнь. Теория общественного договора — уважаемая и признанная в цивилизованных демократиях вот уже более трех веков. Она же предполагает, что захват правительственных учреждений и грубое вмешательство в их деятельность со стороны народы недопустимы, даже если гнев народа справедлив и праведен. И народ, и правители должны учиться культуре толерантности и не допускать радикальных методов по отношению к друг другу.
Однако украинские политики, которые сегодня взяли на себя ответственность за грамотное, эффективное управление и реформы, год назад с восхищением приняли Майдан со всеми его требованиями и методами. Они не возмущались год назад захватами правительственных учреждений, коктейлями Молотова, развороченной брусчаткой на центральных улицах Киева, закопченными от сжигаемых шин историческими зданиями столицы. Они знали, что народ прав, и даже сами предлагали сносить возведенные ограждения возле ВР и Кабмина. Что же изменилось сегодня? Почему недавно собравшихся возле администрации президента людей грубо разогнали, а перед собравшимися возле ВР выставили непреодолимый кордон милиции? Создается впечатление, что гнев народа на Майдане ловко использовали для прихода к власти, а нынешний гнев народа расценивается как нарушение общественного договора и создание незаконных препятствий для работы власти. Что это, как не политика двойных стандартов? Выглядим некрасиво, неприглядно, аморально, и мы еще раз можем убедиться, что наши политики видят соринку в глазах своих оппонентов, не замечая бревна в собственном глазу. Конечно, известно, что мораль и политика несовместимы, но известно и другое: народ всегда будет оценивать деятельность политиков по морали, а не так, как политики хотят, чтобы их оценивали, то есть по принципу «мы сделали всё, что могли». Сегодня в украинском обществе ширятся слухи о возможности третьего Майдана, и не признать его законность и справедливость нынешняя власть уже не сможет. В противном случае она окажется в политической ловушке, которую сама себе выстроила политикой двойных стандартов.
В своей речи перед новым парламентом президент с удовольствием отметил преображение и обновление его состава почти на 50%. Это, кстати, тоже было требованием Майдана. Более того, президент отметил значительное омоложение парламента. При этом камеры операторов останавливались на молодом депутате одного из винницких округов А. Порошенко. Здесь тоже почему-то возникает эффект дежавю и ассоциации с двойными стандартами. На парламент-ских выборах 2008 г. люди возмущались присутствием в партийном списке «Нашей Украины» брата тогдашнего президента В. Ющенко. На выборах 2012 г. семейственность была оглушительной. Дети президента, премьера, генерального прокурора уверенно шли по партийным спискам и одномандатным округам и уверенно проходили в парламент. А сегодня о семейственности скромно молчат, зато используют старые, знакомые аргументы: дескать, молодые люди, несмотря на известные фамилии, являются вполне достойными, а главное, самостоятельными и не зависимыми от своих известных родителей. И разумеется, эти молодые политики докажут народу свою состоятельность. Доказали ее прежние однофамильцы, неизвестно, но под закон о люстрации попали. Грозит ли это новым однофамильцам? Ну что же, будем надеяться, что очередное совпадение фамилий не станет семейственностью и коррупцией и молодые политики будут не только делать личную политическую карьеру, а добиваться того политического мастерства, результатом которого станет улучшение жизни людей и повышение их доверия к украинской политике. И даже феномен «клана Балоги» войдет не только в Книгу рекордов Гиннесса, но и в копилку политических успехов Украины.
Подчеркнутая патетика в сессионном зале ВР явно диссонировала с происходящим за ее пределами. Экономический спад, обнищание людей, отсутствие обещанных реформ, растущие цены и падающая гривна. Гибель ребят в АТО и оглушительный бюрократизм по отношению к тем, кто прошел ад войны, но сегодня не может доказать одного — что был ранен на войне и нуждается в государственной помощи. Нарастающее отчаяние жителей Донецкой и Луганской областей, которые, слава богу, поняли, что не нужны ни России, ни ее нанятым бандитам, и доказательством тому стали голодные бунты на территориях, контролируемых боевиками. Но эти жители начинают понимать и свою ненужность украинской власти. Пока президент, премьер и спикер позировали перед камерами, демонстрируя громкий патриотизм и единство, волонтеры взяли на себя практически все государственные функции и доказали всему миру, какое мощное гражданское общество сложилось в Украине. Но одновременно они показали, какое слабое и безразличное к своим людям у нас государство. Этот диссонанс ничего хорошего не сулит.
Но давайте не будем спешить. По общественному договору новая украинская власть получила очередной шанс завоевать и сохранить доверие людей, доказать силу и народный характер государства. В противном случае наступит вторая фаза общественного договора.
Татьяна НИКОЛАЕВА