С первых дней… За дружескими рукопожатиями первых назначений Верховной Рады стоит противостояние, угрожающее проведению реформ

991
0

1

С первых дней работы новой Верховной Рады стало ясно, что она одинаково далека как от парламента предыдущего созыва, так и от идеала. Несмотря на отсутствие долгих спикериад и премьериад, невооруженным глазом видны стремления политических акул проводить решения вопреки лозунгу «жить по-новому»

 

После вторничного заседания ВР имеем новый Кабмин и понимание неизбежности нарастания противоречий между участниками коалиции. События 2 декабря очень быстро затмили праздничную атмосферу первого заседания Верховной Рады. Радостные рукопожатия и объятия, демонстрирующие единство новой власти, отошли на второй план. Не прошло и недели, как по сессионному залу раскатилось недовольное эхо неуслышанных голосов. В огромной парламентской люстре отразились незамеченные мнения.

За новое правительство проголосовали пакетом уже после семи вечера. Торги шли весь понедельник и вторник уже в ходе заседания парламента. Несмотря на логичное требование представителей как коалиции, так и оппозиции проголосовать за каждую из министерских кандидатур отдельно, на голосование было поставлено именно пакетное решение. Кабмин утвердили 288 голосов из 302 коалиционных. Против наиболее активно выступала «Самопомощь». Во фракциях БПП, «Народного фронта» и Радикальной партии Ляшко тоже выявились недовольные, хотя и молчаливые.

Что мешало проголосовать за каждого министра в отдельности, тем более с учетом того, что почти весь список был согласован? Снова страх. Тот самый, который заставлял минувшую власть закручивать гайки. Боязнь альтернативных мнений, замечаний и комментариев, пусть даже и безобидных, родила когда-то в парламенте знаменитую руку депутата Чечетова. По ее взмаху дружно голосовала вся многочисленная фракция Партии регионов. И сегодня, аргументируя необходимость проголосовать всех министров гамузом, экс-спикер, а ныне глава фракции «Народный фронт» Александр Турчинов требовал продемонстрировать единство коалиции.

Дело в том, что квотный принцип формирования правительства никуда не делся, как бы от него ни отнекивались. Наибольшее число кандидатур выдвинули «Народный фронт» и «Блок Петра Порошенко», плюс министры обороны и иностранных дел, которые подает президент. В то же время в маленьких фракциях «Самопомощи» и «Батькивщины» выдвинули лишь по 2-3 министра. Не все из протеже крупняков сочли нужным отчитаться перед мелкотой, что и стало официальной причиной недовольства. Но внизу этого айсберга возмущения находится огромная глыба непонимания того, как будут распределяться парламентские комитеты. Ими торговали одновременно с министерскими постами. Таким образом, в ходе голосования за каждого из министров могли бы выявиться противоречия внутри коалиции, чего и опасались. Фарс же состоит в том, что они и так выявились. Особенно когда премьер Яценюк начал форсировать представление министров, фактически забрав руководство процессом у спикера Гройсмана. «Потом вопросы зададите», — говорил премьер. Не успели.

«Парламент не место для дискуссий», — заявил когда-то глава российской Госдумы Борис Грызлов. Ситуация, когда все решения принимались в кулуарах, а голосование оставалось лишь формальностью, до недавнего времени наблюдалась и в Украине. Но это время должно уйти в прошлое. Сейчас коалиция ведет себя как девочка, первый раз надевшая мини-юбку и стесняющаяся своей привлекательности. Так и новое большинство боится перед голосованием показать весь спектр мнений. Но ведь именно этого от него и ждут. Чего будут стоить заявления о смене системы, если вместо обсуждений наступит тотальный одобрямс? Нет, не нужно затягивать процесс на недели, но нужно дать высказаться, показав таким образом, что демократические силы остаются не только едиными, но и по-настоящему демо-кратическими. А в том, что в коалиции, состоящей из пяти партий, есть разные взгляды, нет ничего страшного. Лишь бы они в главном были едины.

Все же приняли, что приняли. Новое правительство еще моложе предыдущего. В нем появилось три иностранца, спешно получивших украинское гражданство. Бывший грузинский министр Александр Квиташвили возглавит Министерство здравоохранения. Литовское дарование Айварас Абромавичус станет министром экономического развития и торговли. Американская гостья Наталья Яресько возьмет под контроль Министерство финансов. Появление варягов в правительстве было анонсированным. А вот информация о новом министерстве, появившаяся буквально накануне заседания, стала неожиданностью. Речь о Министерстве информационной политики. На деле его пока не существует. Но благодаря пакетному голосованию уже утвержден его глава — Юрий Стець, один из руководителей «5-го канала», ближайший соратник Петра Порошенко. Об опасности создания такого министерства первыми заговорили депутаты-журналисты, окрестив его оруэлловским «министерством правды». Мало ли какую политику оно начнет проводить, если попадет в руки другой власти? Это не говоря о том, что создание нового министерства специально под конкретного человека переплевывает многие эпизоды из практики «любих друзів».

Помимо двух президентских министров Степана Полторака (Минобороны) и Павла Климкина (МИД), сохранят свои должности в новом Кабинете министров еще трое представителей «уряду камікадзе». Минобразования продолжит курировать Сергей Квит. МВД остается за Арсеном Аваковым, несмотря на все потуги со стороны Олега Ляшко занять его должность. Новый министерский срок на старом месте начнет и глава Минюста Павел Петренко — на него возлагают проведение важнейшей судебной реформы. В ближайшем номере мы подробно расскажем о новых людях в правительстве.

И все же правительство новое, а премьер старый. «Камикадзе» вместо того, чтобы сгореть в борьбе за реформы, совсем даже наоборот — поднялся на новую высоту. Победа на парламентских выборах по партийным спискам дала понять Яценюку, что он выбрал правильную позицию. В военное время его мрачное лицо, прогнозирующее большие проблемы, но и выражающее готовность им противостоять, оказалось привлекательнее улыбающейся физиономии Президента. Головокружение от успехов может сыграть злую шутку. Облеченный доверием и властью премьер поддается искушению использовать их не для проведения реформ, а для концентрации потоков в своих руках. Этому теоретически должны мешать президент, Генеральная прокуратура и, конечно, наше гражданское сознание.

Реформы вместо борьбы за власть, публичная парламентская дискуссия вместо кулуарных решений с последующим одобрямсом, долгоиграющее коалиционное соглашение вместо сиюминутных популистских действий — и в добрый путь, новая власть. С первых дней желаем удачи, а там посмотрим.

 

Евгений Зюзин