Театр начинается с вешалки — так считал один из классиков. Но с запорожской обителью муз все гораздо сложнее. Современные актеры вынуждены думать не только над тем, что чувствовал во время убийства Отелло, но и за какие деньги добраться после спектакля домой. В эти сложные для Украины дни людям как никогда важно быть ближе к искусству. Но, как выяснилось, на этом пути в нашем городе зачастую встречаются кочки и крутые повороты
Темой сегодняшнего номера стали проблемы местных театров. Дамы и господа, поставьте свои мобильные на беззвучный режим, мы начинаем…
Сколько стоит запорожская культура
В прошлом году на развитие сферы культуры депутаты выделили из городского бюджета более 80 миллионов гривен. Такую же сумму обещают заложить на расходы в следующем году. Об этом стало известно во время заседании бюджетной комиссии в мэрии.
Начальница управления Ирина Черныш выступила перед присутствующими с высокопарной речью:
— Без культуры мы никогда не выстроим систему стабильного развития государства. Именно культура должна объединить все общество. В свое время Черчилль, когда его попросили снять деньги с культуры и направить на оборону, сказал: «А что мы тогда будем защищать?» Я прошу депутатов прислушаться к этим словам, — подчеркнула Черныш.
Ну, а теперь к конкретике. На зарплату служителям (именно служителям) культуры планируется потратить около 77 миллионов из общей статьи расходов. Вот и считайте, сколько остается на развитие отрасли. Учитывая то, что далеко не все средства идут на театры.
На данный момент на балансе города находится всего одно театральное заведение. Остальные курируют областные власти.
В общей сложности в Запорожье работает четыре театра: академтеатр имени Магара, ТЮЗ, театр-лаборатория Vie и Новый театр. Кроме этого, функционируют мелкие театральные образования, кружки и курсы.
Самый первый и самый крупный театр города появился в далеком 1929 году. Тогда он еще носил имя Щорса, а со временем попал «под эгиду» Владимира Магара.
Несомненное преимущество «храма культуры» в его здании. Оно считается одним из красивейших во всей стране (в рейтинге следует сразу за Одесской оперой).
За это время в театре не раз делали ремонт, а вот до внешнего фасада так и не добрались. В плачевном виде сейчас находятся скульптуры, расположенные на крыше. А вот репертуар театра заслуживает похвалы.
Как рассказал главный режиссер Евгений Головатюк, прошлый сезон был рекордным по количеству премьер и наград. В начале осени в театре состоялся фестиваль «Амплуа». В нем приняли участие талантливые драматурги современности. Гости декларировали со сцены свои произведения. Это стало толчком для создания в нашем городе такой себе лаборатории по производству кадров.
Справедливости ради хочется отметить, что на данный момент в Запорожье наблюдается дефицит режиссеров. Главные люди в театре просто не находят работы. Поэтому молодые таланты уезжают на ПМЖ в Киев, либо и вовсе в другую страну.
Самовыражение по-французски
Запорожанка Анна Тен уже более пяти лет покоряет театральные подмостки Франции. За это время девушка из рядовой актрисы превратилась в руководителя заведения.
Анна — организатор ежегодного фестиваля DIMANCHE ROUGE (в переводе «Кровавое воскресенье»).
Говорит, в столице Франции Париже, в отличие от Запорожья, очень высокая конкуренция между театрами. Там в «урожайные» сезоны может проходить около 50 премьер в день. Для сравнения: у нас в будние дни показывать спектакли не принято. А на выходных одновременно идут всего две-три постановки.
Классическими спектаклями в европейском государстве уже никого не заинтересуешь. Многие мастера уже давно работают в ритме лабораторий.
— Это позволяет освободиться от всех ограничений, — рассказала Анна. — Иногда актеры сами не знают, чем завершится пьеса.
Одна из любимых работ нашей землячки — работа по мотивам произведения римской поэтессы Сульпиции.
— Для участия в проекте мне пошили пышную юбку из кусков газет. Главную мысль постановки мы передавали через пластику и игру цвета. Чтобы более глубоко погрузить зрителя в действие, за спинами актеров установили большой экран. На нем транслировали силуэты участников постановки. Это помогло передать двойственность нашего мира.
Кстати, нередко Анна изображает на сцене мужчин. Делится: иногда настолько вживается в образы, что начинает мыслить и действовать, как представитель сильного пола.
Поначалу у Тен проскакивал акцент, особенно это было заметно во время чтения длинных монологов.
— Настоящий театр не должен иметь никаких рамок в плане самовыражения. Мы постоянно импровизируем на сцене. Причем нами не руководит строгий режиссер, которому нужно подчиняться. Нередко бывает, что перед премьерой с коллегами даже не знакомы между собой. Приходится узнавать друг друга уже по ходу спектакля. Это несложно. Главное — внимательно случать партнера.
Анна отчетливо помнит свое первое выступление. Она участвовала в постановке, где актеры должны были эмоционально реагировать на кадры, транслируемые на большом экране.
— Мы даже не представляли, что нам покажут. Поэтому реакции были довольно неожиданные. Зрителям очень понравилось все действо. Некоторые из них даже приняли эстафету и присоединились к нам на сцене, — вспоминает девушка.
Еще одна наша землячка — Настя Косодий — отличилась в Москве. Молодой драматург приняла участие в российском фестивале «Любимовка» в этом году. Девушка сразу заверила: никакой политической подоплеки мероприятие не имело. Краски не сгустились даже, когда Анастасия презентовала свое произведение, посвященное силовому разгону Майдана в Запорожье.
Для тех, кто подзабыл, прошлой зимой, в ночь с 25 на 26 января, правоохранители и так называемые титушки избили мирных демонстрантов возле ОГА. Люди пришли туда, отстаивая идеалы киевского восстания.
Анастасия также стала участницей этих событий. Под ночную «раздачу» драматург не попала. Зато застала первую часть — штурм админздания. Тогда впервые за всю историю в толпу кинули шумовую гранату.
Главными героями пьесы стали бывший глава ОГА Александр Пеклушенко, руководитель областного совета Виктор Межейко и самый узнаваемый милиционер Андрей Долинный.
Отметим, первые два чиновника сейчас являются фигурантами по делу о разгоне. Их судят в Кировограде.
— Та ночь стала ключевым событием для Запорожья за последние двадцать лет, — рассуждает Анастасия. — Ранее ни штурмов, ни разгонов у нас не случалось.
Драматург заверяет: москвичи восприняли постановку положительно. Правда, ее глубинного смысла так и не поняли.
— Весь сюжет восприняли как хаос в голове человека, задавленного информацией со всех сторон. Я другое подразумевала на самом деле. Но в постмодернизме автор умер, так что все желающие могут трактовать показанное на сцене как угодно, — говорит Анастасия.
Отметим, в пьесе есть реалистичные эпизоды — беседа в новостной студии с лидером казачества, митинги на площадях, за-хват запорожской ОГА. Они чередуются с мистическими сценами, в которых представители то одной, то другой стороны называют себя вампирами и пускают в ход острые зубы, появляется призрак главной героини, орудуют у котла три ее бабушки, похожие на ведьм из шекспировского «Макбета».
Если повезет, возможно, пьесу покажут и на сцене театра имени Магара.
Неудобно, но пойду
Еще одна сложная проблема наших театров — неудобное расположение. Особенно страдают из-за места дислокации учреждение имени Магара и театр Vie.
В первом случае неудобства чувствуют зрители, так как театр слишком близко находится к проспекту. Поэтому пришедшим (точнее, приехавшим) в буквальном смысле негде развернуться. Во втором же случае любителям постановок приходится несколько километров идти по лесу. Так как театр-лаборатория располагается хоть и в живописном, но все же отдаленном месте — на Хортице.
Кстати, за многие годы городские власти так и не обеспечили «островитян» автобусом, который доставлял бы зрителей на премьеру. Также сложнее добираться сюда стало из-за масштабной стройки злополучных мостов. Работы почти перекрыли подъезд к Vie. И чтобы пробраться в здание, приходится экспериментировать. Так что привычный театральный дресс-код (смокинги и вечерние платья) здесь пришлось отменить.
Достаточно сложно у запорожских актеров обстоят дела с гастрольной деятельностью. Труппы выезжают редко, но метко.
На этом поприще активно выделяется Новый театр. Коллектив разъезжает по Запорожской и соседним областям. Хотя это вполне объяснимо. Театр не находится на дотации у государства, поэтому его актеры вынуждены крутиться как могут. В остальных же случаях расходы на спектакль покрываются из казны.
Цены на билеты регулирует управление культуры. На данный момент они вполне демократичны — в среднем от 50 гривен. В Новом театре — немного больше.
Добавим, затраты на спектакль могут доходить до 100 тысяч гривен.
Выходом из положение может стать своеобразная дружба театров и спонсоров, которых принято называть друзьями «храма Мельпомены».
Чем больше таких товарищей у театра, тем чаще там происходят ремонты и гастрольные выезды. Некоторые театры даже практикуют участие «друзей» в спектаклях. К слову, публика такой шаг воспринимает на ура.
Заинтересовать зрителей можно и другими способами. К примеру, как-то во время спектакля «Моли Суини» организаторы поменяли местами актеров и зрительный зал. В итоге пришедшие сидели на возвышенности, а герои исполняли свои роли у их ног.
Пользуется успехом и неожиданное завершение постановки. Шокировать своих поклонников любят актеры театра Vie. По задумке авторов, там герои могут погибнуть в последнем действие, хоть, как говорится, ничто не предвещало беды.
Стал городской сенсацией и пластический спектакль, презентованный театром-лабораторией. За несколько часов показа актеры не произнесли ни звука. Все чувства они передавали лишь языком тела.
Что касается публики, то в наших театрах она разношерстная. В последнее время, несмотря на кризис, заведения могут только похвастаться повышением внимания (культурное воспитание делает свое дело).
В этом году активно развлекают переселенцев из зоны АТО.
— Чтобы поддержать морально переселенцев из зоны боевых действий, в прошлом сезоне мы показали им ряд спектаклей, как выездных, так и стационарных. Вход на постановки был свободным, — рассказал Евгений Головатюк.
Это мое пальто!
Хочется похвалить и здешний ТЮЗ. Три года назад театр получил звание «академический». Причем до него подобной чести удостоился только киевский Театр юного зрителя.
Этот статус позволяет улучшать материально-техническую базу заведения. Также автоматически зарплата всего персонала увеличивается в два раза (академнадбавки как-никак).
Таким образом, самые скромные зарплаты имеют все те же театралы с острова. Возникают у них проблемы и с реквизитом. Но сам статус лаборатории позволяет решить этот вопрос безболезненно.
Костюмы делают собственноручно актеры. Также некоторые атрибуты жертвуют на развитие театра зрители.
Как-то раз во время спектакля «John Lennon. Forever» случился казус. Тишину в зале нарушил бодрый голос из зрительного зала, который заявил, что узнает на герое свое пальто. Впоследствии обнаружилось, что этот человек действительно еще во времена открытия театра пожертвовал для костюмерной свою верх-нюю одежду, которая там очень пригодилась.
На данный момент остро стоит вопрос о предоставлении жилья работникам театра и реорганизации светового, звукового и механического оборудования сцены. Кроме этого руководство Vie мечтает облагородить прилегающую к театру территорию.
Профессиональное образование актера у нас можно получить в ЗНУ. Но работу по профессии найти не так-то легко. Как уже было сказано, количество театров в Запорожье из года в год почти не меняется.
Студенты находят оригинальный выход из положения — открывают собственные театральные студии, которые занимаются подготовкой праздников, модных показов и других торжеств.
Тут уже актеры не скромничают и вовсю набивают себе цену. К примеру, актеры-профессионалы из ТЮЗа (не будем называть имен) обойдутся на новогоднем корпоративе в 500 гривен каждый. Роли будут исполнять привычные — Деда Мороза и Снегурочки.
Немного меньше стоит заказать героя популярного мультфильма на день рождения ребенка.
Если вы хотите стать актером, но на это не хватает времени и денег, в Запорожье работает аматорский театр «Покажи». Его задача простая, но в тоже время достаточно сложная — подготовить премьеру для людей с ограниченными способностями, то есть инвалидов. В постановках могут принять участие все желающие.
Стоит отметить, что достойную конкуренцию театрам в нашем городе составляет областная филармония.
Около года назад фасад здания отреставрировали и подсветили. Общая стоимость ремонтно-восстановительных работ составила 54 миллиона гривен.
Не проходите мимо
Вместо традиционного P. S. хочется вспомнить слова актера из постановки «Ретро вдвоем», которую успешно уже второй год подряд показывают в ДК имени Кирова: « Вокруг столько всего интересного, и всё идет мимо нас. Точнее, мы идем мимо…»
В этом спектакле показывают судьбы двух пожилых людей, которые на заре жизни обрели друг друга.
Так что не отворачивайтесь от тех духовных даров, которые преподносят нам местные театры. Может, они пока и не дотягивают до мирового уровня, но и мы-то далеко не профессиональные зрители…
Давайте развиваться вместе. Чтобы в нашем городе почаще слышались овации и крики «Бис!».
Всё. Занавес.
Инна Воронова