Итоги недели

1561
0

mobiliz

Снова война? ВСУ перешли в наступление

 

Нынешняя эскалация конфликта на Донбассе ставит один-единственный вопрос: зачем? Кому и для чего нужны новые наступления, обстрелы и жертвы?

Боевики ДНР и ЛНР активизировались на прошлой неделе. Согласно заявлениям пресс-центра АТО, обстрелы усилились по всем направлениям. Наиболее ожесточенные бои проходят в Донецком аэропорту. Башня нового терминала, в которой продолжают находиться «киборги», уже наполовину разрушена. Боевикам удалось заложить взрывчатку под перекрытия. Обвалившись, они ранили находившихся внизу украинских военных. ВСУ смогли обеспечить поддержку защитникам Донецкого аэропорта. В СМИ разнеслась информация об их героическом подвиге, которому способствовала блестящая операция поддержки. Президент Порошенко на траурном митинге по погибшим в результате обстрела под Волновахой заявил, что Украине по силам «отвоевать мир».

Уже спустя два дня после этого заявления СНБО сообщил о вторжении на территорию Украины подразделений регулярной армии РФ. Обрывочные данные с фронтов, часто противоречащие официальным заявлениям Киева, говорили о тяжелом положении. К вечеру 20 января появилась информация об отступлении с 31-го блокпоста под Луганском. По состоянию на среду там продолжаются артиллерийские обстрелы, зафиксировано боевое столкновение, рассказали в пресс-центре АТО. Одновременно боевики активизировались и в районе Мариуполя. Под угрозой обстрела — украинские военные под Дебальцево. Данные об убитых и раненых противоречивы. Однако из сообщений украинских военных и сепаратистов можно понять, что счет пошел на десятки жертв, в том числе среди мирного населения. Появились новые кадры последствий артиллерийских обстрелов Донецка. Президент Петр Порошенко вынужден был прервать свой визит в Давос, где проходит экономический форум. Очередное обострение конфликта свидетельствует о нежелании искать компромисс между боевиками и украинскими военными, Путиным и Порошенко, Западом и Россией. В большой политической игре разменными фишками остаются человеческие жизни. Объяснить усиление боевых действий на Донбассе можно лишь одним — необходимостью отвоевать сильные позиции на новых международных переговорах. Как бы прискорбно это ни звучало.

Дело в том, что, несмотря на невысказанность, позиция украинского руководства в отношении Донбасса вполне ясна: путем экономической, транспортной и энергетической блокады продемонстрировать невозможность каких-либо серьезных политических переговоров с ДНР и ЛНР до тех пор, пока они не согласятся применять украинские законы. Цель невыполнимая в ближайшем времени, но вполне оправданная в виде долгоиграющей стратегии. Однако такая позиция ограничивает возможности манипулирования Кремля. Его главным требованием, в очередной раз озвученным российским МИД в связи с трагедией под Волновахой, является изменение конституционного строя Украины. В понимании Москвы это предоставление широких прав восточным регионам, которые смогли бы ограничить прозападный вектор Украины. Не важно, будет  это федерализация или автономия. Главное, чтобы формально Донбасс остался частью Украины, а реально его многомиллионное население, в большинстве своем находящееся в российском информационном поле, намертво приковало Украину ко всем российским экономическим и геополитическим проектам.

Для этого использовались разные виды риторики. От защиты русскоязычного населения от нацистов-бандеровцев, через опереточный проект «Новороссия» до заявлений о Донбассе как «интегральной» части Украины. Все оказалось тщетно. Санкции, падение курса рубля и цен на нефть до крайности ограничили ресурс Путина. Кроме того, европейские лидеры, долгое время игравшиеся в «серьезную обеспокоенность», наконец начали демонстрировать тенденцию к пониманию полной недоговороспособности российского президента и его окружения. Как следствие — рост недовольства населения в самой России. Гражданам, выслушивающим в телевизорах отчеты о новых успехах и увеличениях поступлений в бюджет в результате роста доллара, пришлось прийти в магазины и увидеть нечто обратное пропагандистским заявлениям. В этой ситуации кратковременное облегчение может дать лишь одно — переключение внимания, новые военные успехи. Аналогично тому, как на второй план отошел вопрос захвата Крыма после начала войны на Донбассе, сейчас общественное внимание россиян со внутренних проблем в очередной раз переключается на демонстрацию мощи российского и пророссийского оружия. Одним словом, маленькая победоносная война — и ничего нового. Из десяти центральных сообщений в российских информационных агентствах семь приходится на Украину и войну в Донбассе.

К трагедии Украины, Российская Федерация обладает бесконечным ресурсом для организации новых и новых вспышек конфликта. Каждое слово Порошенко о скорой победе и возвращении Донбасса оборачивается поставкой очередной колонны российской военной техники в зону АТО. Неизменность этой риторики усугубляет конфликт. Эту горькую правду нужно признать и вновь задать себе вопрос: сражаться до конца или спасти жизни переговорами и взаимными уступками? Пока что мир любой ценой недостижим, а значит — снова война.

Евгений ЗЮЗИН