В этом году, вероятно, все водители маршруток были хорошими мальчиками. Потому что Дед Мороз приготовил им к Новому году подарок: с 1 января проезд в общественном транспорте вновь повысился. На этот раз всего на 50 копеек. Но работники за баранкой на достигнутом останавливаться не собираются. Водители обещают добиться «справедливости» и увеличить стоимость перевозок еще больше
Журналист «Верже» решил выяснить, насколько целесо-образны представленные в горсовете расчеты, в каком случае горожане имеют право не платить за проезд, а также узнать о печальной судьбе трамваев.
Вооружитесь терпением, мы от-прав-ля-ем-ся буквально через 5 минут :).
Двойной тариф
Давайте для начала расставим все точки над «і». Тариф на услуги маршрутного такси включает в себя заработную плату водителей, расходы на топливо и обслуживание машины. Также перевозчик должен иметь возможность платить по счетам. Ни для кого не секрет, что большинство таких выплат носят теневой характер.
Далее: в 3,50 (средняя цена проезда) входит оплата аренды центрального офиса и территории для отстоя машин. Плюс расходы на услуги медиков, которые осматривают водителей каждое утро.
Все это стало, по словам водителей, скорее роскошью, чем основной потребностью. Причина ясна: рост курса долларов.
Для того чтобы изучить обоснованность повышения тарифов, была создана специальная рабочая группа, которую возглавил заместитель городского головы Сергей Гладченко.
Как отчитался чиновник, перевозчики предложили повысить стоимость проезда на сумму от 25 копеек до одной гривны, в зависимости от длины маршрута.
— Мы все прекрасно понимаем, что стоимость проезда должна быть такой, чтобы собственники маршрутных такси могли закупать запчасти, технические средства (видеорегистраторы и GPS-навигаторы), поддерживать нормальную структуру салона (вовремя менять кресла, обивку и т.д.), — отметил Гладченко.
А вот член исполкома Татьяна Бордюг придерживается противоположного мнения.
— Тарифы повышали летом, а зарплаты у людей не изменились. Повышение с 3 гривен до 4 гривен, а в некоторых случаях с 4 гривен до 5 вызовет массу критики. Нужно подумать о людях, — заявила Бордюг.
К слову, в последний раз тариф подскочил только в мае 2014 года. Тогда повышение также составило 50 копеек. А до этого увеличение стоимости происходило аж в далеком 2011 году.
Мэр Запорожья Александр Син решил в этом деле придерживаться нейтралитета. Градоначальник постарался дать «и нашим, и вашим». Он поддержал инициирование повышения. Но попросил перевозчиков сократить свои аппетиты.
Достаточно критично в этом вопросе высказался председатель профсоюза работников автотранспорта Дмитрий Сарьян. В эфире одного из местных каналов он заявил, что повышение цены является незаконной. По его информации, депутаты примут подобное решение лишь в апреле этого года. Мол, рассмотрение пройдет уже постфактум. Так что решение депутатов можно предугадать.
Сарьян объяснил, что решение было вынесено на основании экономического обоснования. Его составили сами перевозчики, только вот забыли упомянуть небольшой нюанс — их реальные заработки.
— Все расчеты привязаны к сумме 100 гривен. По официальной информации, именно столько зарабатывает каждая машина, — разъяснил Дмитрий Сарьян. — Данную ситуацию мониторил общественный совет.
И тут мы подходим к одной из важных проблем запорожского транспорта — отсутствию возможности зафиксировать пассажиропоток.
Как рассказал специалист, многие машины находятся в аренде либо используются по доверенности. Поэтому почти половина заработка автоматически попадает в карман автовладельца. Причем именно эта сумма не облагается налогами.
Потому, если городские власти смогут устранить эту тарифную составляющую, цену можно опустить как минимум на 1 гривну (ту самую, желанную).
Напомним, на данный момент начальник управления транспорта Юрий Дроздов находится в СИЗО. Чиновника подозревают в совершении вымогательства в особо крупных размерах.
45 дней
без выходных
Запорожец Иван работает водителем маршрутки последние 15 лет. Мужчина гоняет машину за город и обратно. Его дорога пролегает через ряд сёл. Поэтому проезд в машине стоит 5,50 гривен.
По мнению мужчины, такая цена вполне оправданна.
— Праздники… — задумчиво произносит он. — В это время люди на работу не ездят, так что маршрутку приходится гонять полупустой. Также резко подорожали комплектующие на авто.
В распоряжении Ивана несколько машин. Их заработал непосильным трудом. Рассказывает, что за рулем одной из них ездит самостоятельно. На другой работают посменно два водителя. Тем не менее Иван совсем не спокоен за свое будущее. По его словам, автоперевозки — жестокий бизнес, полный сюрпризов.
— Как-то приходит ко мне «кум-сват» нашего хозяина и говорит, что будет теперь ездить на собственной маршрутке в мое время. Объяснил свое решение наглец просто: «Ты занял часы, в которые легче всего заработать». Но я-то маршрут набиваю не первый год. Меня все знают. Иногда пассажиры умышленно не садятся в другую машину, чтобы мог заработать…
Иван делится секретами: пассажиров возит в кредит. Поэтому в день может заработать 300 гривен, а может и ничего.
Что касается мифических заработков водителей, то наш герой кратко поясняет: «Все деньги на проспекте Ленина».
По его информации, попасть в ряды бравых маршрутчиков, колесящих по центральной улице, не так просто. Там без знакомств не продержаться и дня.
К тому же, по мнению Ивана, в последнее время на этом рынке выросла конкурентоспособность. Совсем недавно, чтобы их фирма выиграла тендер, водители покупали специальный пандус для инвалидных колясок.
Правда, признается, чудо-техникой пользоваться приходится редко. Тем не менее приобретение добавило несколько баллов на счет перевозчиков.
— Сколько приходится ежемесячно платить за возможность работать? — выдаю давно заготовленный вопрос.
Иван таинственно улыбается:
— Об этом не принято говорить.
— Намекните хотя бы: эта сумма в последнее время уменьшилась?
— Кто вам сказал? На Западном фронте без перемен.
— Хоть водителям и не принято задавать подобные вопросы, но все-таки: попадали ли вы в серьезные ДТП?
— Несколько раз было. Однажды перед моей маршруткой выскочила легковушка, которая пыталась проскочить на красный. Я резко затормозил. И от этого маневра беременная женщина, сидевшая на переднем сидении, ударилась головой и получила сотрясение мозга. Мне пришлось высадить всех остальных пассажиров и везти ее в больницу. Потом еще три недели носил пострадавшей апельсины :).
— А как относитесь к увеличению количества аварий с участием общественного транспорта, которое наблюдается в городе?
— Я к этому не отношусь (смеется). А если серьезно, коллегам нужно быть внимательней. У меня есть знакомый, который 45 дней без выходных работал. И скажите, как такому человеку можно доверить жизни десятков пассажиров?
— А когда у вас был последний раз выходной?
— Три дня назад. И завтра собираюсь снова…
Время «рогатых» прошло?
Дополнительная возможность уменьшить стоимость проезда в маршрутках — модернизировать трамваи и троллейбусы.
По последним данным, в нашем городе функционируют около десяти трамвайных и столько же троллейбусных маршрутов. При этом существует почти сотня автомобильных направлений. Причем, как отмечают эксперты, некоторые из них повторяют друг друга.
На данный момент предприятие «Запорожэлектротранс» является убыточным. И ни о какой сверхприбыли речи даже не идет.
И это неудивительно, ведь в некоторых случаях транспорт уже превосходит по возрасту своих водителей. Многие машины уже разменяли четвертый десяток. Новых трамваев сейчас почти не закупают. Максимум — модернизируют бэушные.
Кстати, несколько лет назад произошел показательный случай. Один из меценатов при участии городских властей презентовал модернизированный трамвай. Во время торжества транспорт сломался на глазах чиновников. Заела дверь, которую механики так тщательно ремонтировали.
Непоправимый урон электротранспорту нанесли и двое бывших мэров: Александр Поляк и его последователь Евгений Карташов. Градоначальникам показалось, что старые вагоны не особо гармонируют с обновленным проспектом Ленина. Поэтому рельсы сняли с центральной улицы города. И, к слову, унесли в неизвестном направлении. Так как получить отчеты о том, на какую сумму был сдан металлолом и куда израсходовали эти средства, журналистам так не удалось.
Вместо убранного с проспекта трамвая сулили открыть транспортную сеть на улице 40 лет Советской Украины.
Также чиновники мечтали (по другому не назовешь) о метро, которое бы прокладывало путь аж до самого памятника Ленина.
По проекту, в Запорожье намечали две ветви мелкого заложения. Одна из них должна была пролегать от Южного микрорайона. А другая — соединять Хортицкий жилмассив с запорожскими промышленными узлами. Что интересно, проходить подземный поезд, по задумке, мог прямо под островом Хортица.
Забросал обещаниями горожан и нынешний мэр. Александр Син, к примеру, после серии трагических аварий обещал закупить вместительные автобусы. А на остановках, по планам Дроздова (того самого, сидящего в СИЗО), власти хотели установить жидкокристаллические мониторы. С их помощью горожане могли бы наблюдать за передвижением транспорта. В теории это бы позволило им не мерзнуть на остановках.
Справедливости ради нужно отметить, что на данный момент в Интернете функционирует сайт bustrack.com.ua, где можно отслеживать маневры транспорта. Но там отображаются далеко не все машины. Потому что не все маршрутки оснащены необходимым оборудованием.
Ну, а пока пассажирам приходится довольствоваться тем, что есть.
Мы каждый день возвращаемся на маршрутках с работы домой и обратно, платим 3,50 (а кто-то и больше), ругаем инфляцию и кризис. И втайне мечтаем о том, что доллар опустится, под проспектом начнет громыхать метро, а все горожане станут жить долго и счастливо.
И давайте не будем добавлять: «Вот и сказочке конец…». Потому что… а вдруг?
Инна Воронова