ГАЗЕТА: Девять кругов коммунального ада. Горожане сражаются с «драконом» ЖКХ

1151
0

Безымянный

Для того, чтобы понять всю сущность происходящего в системе ЖКХ, начну с описания из рук вон выходящего случая. Впечатлительным читателям сразу предлагаю пропустить несколько абзацов и присоединиться к нам позже…

 

Остальные же, устраивайтесь поудобней и представьте такую картину: один из 16-этажных домов в центре Запорожья почти два года не имеет штатного дворника. Потому коммунальщики с метлами туда заходят «в гости» в лучшем случае раз в неделю или даже раз в месяц. Такая же обстановка с уборкой подъездов. Местные жители устали клеить у лифта объявления: «Не курить», «Не бросать мусор» и т. д.

Также жильцы вынуждены выйти на тропу войны с наркоманами. Зависимые люди пригрелись на одной из лестничных площадок дома. Всё бы ничего, но незваные гости оставляют за собой не только мусор, но и следы крови.

Однажды утром, когда лифт по техническим причинам был отключен, жильцы прогуливались по лестнице и увидели страшную картину: стены в пролете между двумя этажами были обильно забрызганы красной жидкостью. Вероятно, кровь расплескалась из вены во время введения в нее жидкости из шприца.

О проблеме тут же уведомили службу 15-80. Но оператор вежливо сообщил, что день уборки в доме еще не пришел. И если местных смущают следы на стенах, они могут «вооружиться» тряпками самостоятельно.

Впрочем, при этом с запорожцев не забывают ежемесячно снимать деньги за обслуживание дома….

Эта история закончилась далеко не хеппи-эндом. По крайней мере для коммунальщиков. Жильцы дома обратились в редакцию нашей газеты. После чего дворников обязали прибраться на территории.

А тем временем журналисты «Верже» выясняли, как эффективно бороться с коммунальщиками, чтобы не прибегать к чужой помощи…

 

А у нас в квартире газ

 

В топ-10 самых популярных проблем горожан входят трудности с отключением и подключением газа в домах. Обычно это выглядит так: синее топливо «отрезают» на время, чтобы проверить трубы в квартирах. Но затем оказывается, что одного из жильцов нет дома. Потому коммунальщики ограничены в доступе в его «хоромы». И терпят соседи, пока бедолагу не разыщут. А на это в некоторых случаях уходят недели.

И радуйтесь, если пропавший не уехал на заработки за рубеж. В таком случае его сожители обречены на безгазовое существование в ближайшие несколько лет…

Подобная ситуация возникла в доме №6 на улице Опытная станция. Нам пожаловались горожане из 43-й квартиры. Говорят из-за владельца квартиры под номером 59 страдают все остальные.

Как отметил Альберт Витальевич, на доме еще числится немалый долг. Но, естественно, его имеют не все жильцы. А вот возможности приготовить пищу лишили все квартиры, находящиеся по одному стояку. Его опечатали газовщики. Прогнозов на подключение не дают.

А немного ранее с таким ходом событий столкнулись на Бабурке. В доме №31 на проспекте Советском также затянулось обследование газовой трубы. Жильцы возмущаются: в этом случае необходимо пройти девять кругов бюрократического ада.

Специалисты «Запорожгаза» лениво посоветовали местным искать соседа из квартиры, к которой закрыт доступ. Те же в ответ разводили руками, газ-то — не игрушки. Ведь во время испытания герметичной системы газоподачи могут ждать сюрпризы. К примеру, в злосчастной квартире, возможно, открыт кран. Либо наблюдается небольшая утечка, которая в будущем способна привести к большой трагедии.

— С подачей газа ситуация может стать аварийной. И мы не можем, как газовики, так рисковать, — рассказал журналистам начальник городского эксплуатационного управления ПАО «Запорожгаз» Сергей Морозов. — Это просто нонсенс, который мы никогда не сделаем. Поэтому нам однозначно нужен доступ во все квартиры…

Помочь в решении конфликта способны чиновники из КП «Основание». Но на то у них должен быть серьезный повод. В частности, если газовая служба предоставит документы с доказательством рисков для населения, то в специалисты ЖКХ смогут выдать разрешение на вскрытие «бесхозного» жилья…

В целом у любой головоломки существуют несколько путей решения. Ваша же цель — привлечь к задаче внимание. Можно это сделать несколькими способами. Один из них — обратиться в СМИ. Но тут следует помнить, что чиновники обязаны реагировать лишь на публикации в газетах. Также можно прыгнуть «через голову» и пожаловаться «верхам». Для этих целей раз в месяц в городе проводят горячую линию с губернатором или его заместителями. Все жалобы, озвученные в стенах ОГА, находятся в дальнейшем под пристальным контролем.

Номера телефонов и время приемов можно уточнить на сайте zoda.gov.ua.

 

Летающие балконы

 

Но есть ряд жалоб, на которые представители ЖКХ не могут ответить: «Это ваши проблемы», так как трудности становятся, так сказать, достоянием общественности.

Красочный, но далеко не позитивный пример случился более недели назад. Так, в тихий субботний вечер со второго этажа дома №81 на улице Грязнова сорвался вниз… кусок балкона.

 

 

В этот момент на террасе находилась пенсионерка — владелица жилплощади. Одной ногой женщина стояла на безопасной части конструкции, другой же зависла в воздухе. Такого нервного потрясения пенсионерка не выдержала. После ЧП ее тут же увезла «скорая» в больницу.

Как оказалось, о шаткости балкона жильцы заявляли на протяжении двух лет. Потому совершенно непонятно, почему «воз и ныне там».

Как рассказали нам в КП «Основание», реставрировать лишь одну лоджию сложно. Поэтому нужно готовить проект, который включает в себя ремонт всех конструкций дома. Даже по самым скромным подсчетам, такие работы затянут на 1,5 миллиона гривен.

Между прочим, в обновлении нуждаются почти 200 тысяч балконов в Запорожье. А еще 2,5 тысячи конструкций требуют текущих ремонтных работ. Добавим, что срок эксплуатации каждой составляет 100-150 лет. Но при больших нагрузках эти цифры в разы сокращаются. Таким образом, в зону риска попадают дома из старой части города.

Вот и считайте…

Хотя тут можно вспомнить о поговорке «на других надейся, а сам не плошай».

Некоторые запорожцы давным-давно забыли об обязанностях коммунальщиков и разбираются с последствиями ЧП самостоятельно.

Как подсчитали журналисты «Верже», ремонт балкона в среднем стоит 15 тысяч гривен. Желательно его делать хотя бы раз в 20 лет.

Некоторые жильцы решают свои вопросы за счет спонсоров. Например, отдают конструкции под рекламу. Время от времени встречаются случаи такого «меценатства». Так один богатенький местный способен решить трудности всего подъезда.

К примеру, так в свое время поступил экс-мэр (ради интриги не будем раскрывать его имя), проживавший в одном из домов на Фестивальной. Градоначальник сделал качественный ремонт в своем подъезде. Он даже порадовал жильцов причудливыми обоями в общественном месте.

Но можно еще и «бити батька гуртом». То есть делать ремонтные работы в складчину. Такую практику ввели работники кооммунального предприятия «Основание». Ее схема довольно проста: жильцы собирают деньги на строительные материалы, а коммунальщики выполняют необходимые работы.

Особенно этот способ эффективен во время латания крыш.

К слову, в будущем свои за-траты можно «отбить» у предприятия через суд. А так как наши бюджетные организации имеют имидж нищенских, служители Фемиды могут добиться компенсации лишь в виде урезания оплаты за услуги.

Так поступили запорожцы, проживающие на проспекте Ленина. Жильцов несколько лет подряд беспокоила протекающая крыша. Во время дождей их дом мог составить конкуренцию Ниагарскому водопаду. Некоторое время активисты самостоятельно сражались с системой. А затем обратились за помощью к профессиональным юристам.

Правоохранители посоветовали вызвать комиссию, которая задокументировала дефекты, приводящие к течи. Затем горожане пригласили независимого эксперта. Оценщик подсчитал затраты, нужные на ремонт. Далее работы были выполнены собственными силами. И уже после был подан иск в суд. На все про все у горожан ушло около полугода.

 

О платных услугах

 

В решении жилищных проблем все способы хороши. Именно поэтому часть запорожцев выбирают более экономный путь — жалобы. Они заваливают письмами все официальные инстанции. Требуют обычно одного — пересчета тех самых тарифов.

Здесь не забывайте отслеживать регистрацию «писем счастья». Требуйте у секретаря, чтобы ваше обращение внесли в журнал. Иначе оно рискует затеряться в кипе нерассмотренных документов.

«Контрольным выстрелом» может стать обращение в Комитет по защите прав потребителей. Но для этого нужно обзавестись договором с ЖЭКами о предоставлении перечня услуг (как ни странно, многие жильцы до сих пор его не имеют). Лишь этот документ дает вам право «наезжать» на коммунальщиков.

Если бумага до сих пор не подписана — поторопитесь. Договор заключается с начальником ПРЭЖО. Он имеет типовой вид. В документе должны быть указаны предоставляемые услуги, их стоимость и сроки исполнения.

Согласно постановлению Кабмина, коммунальщики обязаны следить за чистотой на лестничной площадке. Также работники КП должны осуществлять уборку придомовой территории. В их работу входит также вывоз мусора. Прилагается к обязанностям и содержание в чистоте подвалов, крыш и технических этажей.

Обслуживание лифтов и диспетчерских систем — неотъемлемая часть обязанностей предприятия. Его сотрудники отслеживают состояние канализации и систем, поставляющих воду и тепло.

Дополнительно коммунальщики обязаны убирать вентиляционные шахты и дымоотвод. В поле их работ добавлены уход за противопожарной системой, все виды ремонтов внутри здания и вокруг него. Этого нужно добиваться взамен ежемесячных оплат.

Многие не знают, но реставрация детских площадок входит в перечень услуг. Так же, как и подготовка зданий к холодам.

Но тут же стоит сделать ремарку: на все вышеперечисленные блага вы имеете право лишь при условии своевременной оплаты за квартиру. Иначе в ЖЭКе вам имеют право отказать.

Обращение традиционно подкрепляется подписями хотя бы трех жильцов. В бумаге желательно указать срок, который вы отводите на рассмотрение жалобы. Традиционно он составляет 2-3 дня. И как знать, возможно, вода все-таки камень сточит…

 

Плата за трагедию

 

Требуют запорожцы от ПРЭЖО и компенсацию за моральный ущерб. К примеру, Татьяна Тимошова получила денежную плату за полученную травму в темном подъезде. Несчастье с женщиной случилось несколько лет назад.

В один из вечеров января Татьяна Васильевна решила сходить в магазин. Спускаясь по лестнице в темном подъезде, она оступилась и кубарем скатилась по ступенькам. В итоге попала в больницу с повреждением связок левого голеностопного сустава. Пробыв две недели на лечении, Тимошова твердо решила наказать коммунальщиков, которые устроили в подъезде «темную».

Судебная тяжба затянулась на полгода. Женщина требовала возместить ей 3 000 гривны, потраченные на медикаменты, аи некоторую сумму как моральный ущерб. Судья вынес решение в ее пользу, обязав ПРЭЖО № 2, в чьем ведении находится дом, выплатить Татьяне Тимошовой неустойку.

А в декабря прошлого года с запорожского КП взыскали 1,5 миллиона гривен за смерть беременной девушки в неисправном лифте.

Трагедия произошла пять лет назад. Тогда двери зажали молодую Яну Лепехину, после чего подъемник самопроизвольно поехал вверх. Несчастную женщину просто раздавило о свод лифтовой шахты. Суд постановил, что ответственность за неисправность лифта в конкретном случае лежала на сотрудниках КП «Основание».

В своем иске мать погибшей беременной Яны требовала компенсировать ей моральный ущерб в размере 6,5 миллиона гривен. Но представители КП «Основание», ссылаясь на тяжкое материальное состояние предприятия, заявили, что не в состоянии выплатить такую сумму. В итоге настоящие виновные в трагедии так и не были наказаны.

Инна Воронова