В этом году, несмотря на холода, начало весны горожане могут встретить в плаванье. Эту возможность им предоставили местные чиновники. С легкой руки городского головы они приняли решение открыть сезон навигации. Для сравнения: раньше корабли спускали на воду лишь в начале мая.
С чем связан перенос сроков, в каком состоянии находятся суда, кто именно будет бороздить просторы Днепра, узнавал журналист «Верже»
Поднять паруса! Присяга — не просто звук
Министерство инфраструктуры контролирует процесс открытия навигации с начала марта (ибо позволила погода). За это время движение постепенно возобновилось на всех участках большой реки.
Запорожье является важным звеном в этой длинной цепи. И как иначе, ведь еще в далекие времена казачества наш флот славился на весь мир.
А вот те, кто отчетливо помнят эсэсэровский период, не дадут соврать: тогда на «Ракетах» можно было добраться до любого города, расположенного вдоль русла.
С того времени функционирует и судоремонтный завод. Также процветает центр профессионально-технического образования водного транспорта. Ежегодно заведение выпускает в свет десятки студентов. Правда, те даже не надеются реализовать себя по профессии в родном городе, так как в этой сфере у нас вакансий нет. Вот и остается ребятам либо выбирать более мирскую специальность, либо искать счастье в других городах и странах.
К примеру, наш земляк Василий Огаренко собирается на службу в Великобританию или Францию. Сейчас парень грызет гранит науки в Одесской военной академии. Там идет подготовка курсантов Академии ВМС имени Нахимова, которые были передислоцированы из временно оккупированного Крыма. Поэтому, кроме основных предметов, будущие офицеры усиленно изучают английский язык.
Напомним, год назад Василий прославился на всю страну. Молодой человек отказался принять присягу на верность Российской Федерации во время мартовских событий.
Тогда Огаренко написал на своей странице в соцсети по-военному кратко: «Від-рахований з Академії ВМС за те, що не зрадив український народ!»
— Мне в Одессе нравится больше, тут у людей проукраинское настроение, — поделился курсант.
Василий весь год жил на стипендию в 245 гривен. В то время как его бывшие соратники, ныне граждане России получали по 15 тысяч рублей в месяц (это приблизительно 3,5 тысячи гривен).
Тем не менее Василий тверд в собственных убеждениях.
— Присяга для меня не просто звук, — отметил Огаренко. — Это клятва нашему украинскому народу, который я люблю и ни за что не предам!
О бывших товарищах курсант говорит неохотно.
— Общаемся, но очень редко, — делится он. — Некоторые ребята говорят, что в соседнем государстве им лучше, а некоторые с грустью вспоминают Украину.
А вот запорожец Олег сейчас работает помощником капитана на туристическом лайнере. Корабль ходит между Португалией и Испанией. Также судно периодически посещает берега Марокко.
Как рассказал «Верже» парень, у команды нет выходных. Но зато каждый день с 14 до 18 обслуживающий персонал уходит на отдых.
Олег работает за границей уже почти полгода. Объясняет, что попасть на должность легко, а вот удержаться достаточно сложно.
— Наш корабль называют «кораблем смерти». С начала года здесь скончались двое сотрудников. Один из них — девушка, у которой вовремя не диагностировали волчанку. А затем умер помощник повара. У парня случился сердечный приступ, — такие события Олег объясняет напряженной обстановкой и насыщенным графиком.
А совсем недавно судно загорелось в открытом море. Из девяти этажей пламя охватило два.
Тогда команда мысленно попрощалась с жизнью, потому что помощи извне ждать не приходилось. Впрочем, персонал потушил пожар собственными силами.
Олег говорит, что если удастся «закрыть» контракт, то ему откроют двери круизные лайнеры по всей Европе.
— Моего начальника знают на всем побережье. Он славится строгостью и точностью. Капитан занимает свое место более 20 лет. «Подсидеть» его сложно. Потому о дальнейшем развитии карьеры пока не думаю, — рассуждает наш земляк.
Тем не менее признается, что в плаванье уже насобирал на половину квартиры в Запорожье. В нашей стране такие деньги заработать сложно.
Дома Олега не ждет любимая. Потому он мечтает встретить свою судьбу во время плаванья.
— Совсем недавно мы уже сыграли одну свадьбу. Семьей стали жительница Хмельницкого и парень из Днепропетровска. Они познакомились на рабочем месте. Поженил голубков сам капитан в море. Но на берегу им еще нужно получить официальную регистрацию брака, — поведал Олег.
Человек за бортом
Через Запорожье, к сожалению, пока такие громадные лайнеры не ходят.
Сейчас наша навигация ограничивается несколькими прогулочными и дачными катерами. В этом году транспорт будет ходить по реке до 1 ноября.
Кроме того, по Днепру время от времени проплывают грузовые баржи.
Специалисты говорят: если бы количество перевозимых этим путем грузов увеличилось, расходы на местные дороги сократились бы.
Как рассказал министр инфраструктуры Андрей Пивоварский во время визита в наш город, многотонные грузы — виновники плачевного состояния путей. И впоследствии ремонт дорог требует крупного денежного вложения. Совсем другая ситуация с рекой.
Инфраструктура запорожской навигации — только несколько портов. Их активное использование позволяет значительно экономить.
Самый длинный маршрут для местных катеров составляет 40 км. По нему транспорт «путешествует» от парка «Дубовая роща» до Левшинского залива.
Речной транспорт часто выбирают дачники. Прежде всего, добираясь к своим земельным участкам по Днепру, они экономят несколько часов. А также имеют возможность отдохнуть и насладиться свежим воздухом.
Как выяснилось, для любителей земли даже существует отдельная «трасса» на реке. Ее называют фарватером. Дополнительные дорожки выделены для барж и частных яхт. Все они разделены специальными буями для безопасности.
По правилам движения, судна не выходят на соседний фарватер. Это происходит лишь в случаях ЧП. В частности, если плавсредство сбилось с пути или вынуждено совершить аварийную посадку.
Таким образом, вероятность столкновения между катерами минимальная. Кроме этого, профессионалы скрупулезно следят за исправностью транспорта.
Перед началом сезона весь «парк» проходит традиционную проверку. Правда, в ГП «Администрация речных портов» нам отказались продемонстрировать условия хранения катеров в зимний период времени. Но отметили, что все судна вышли из-под станка еще в 1980-х годах.
Там же «консервируют» бессменные «Хибины» и «Мон Блан». Катера «на своих плечах» перевезли не одно поколение запорожцев. В теплый сезон они курсируют по двум маршрутам: вокруг острова Хортица и через шлюзы Днепрогэса.
Корреспонденту «Верже» удалось побывать на борту одного из суден.
Автору этих строк сразу кинулся в глаза спасательный круг. Правда, спецсредство сиротливо лежало на видном месте в единственном экземпляре. Впрочем, после небольшого «допроса» команды выяснилось, что под каждым сиденьем пассажира катера лежит спасательный жилет. Всего их 242. По количеству возможных пассажиров.
Стоит отметить, что под завязку катер забит не бывает. Оптимальное количество пассажиров — около 150 человек.
В ближайшие пять лет в Запорожье не было зафиксировано крупных аварий с участием катеров.
Самые распространенные нарушения — управление транспортом подшофе. Обычно спиртным злоупотребляют владельцы частных яхт. Также управление плавсредствами может попасть в руки «зеленого» капитана. К примеру, если тот попросил порулить. За такого рода нарушениями следят представители Гос-флотинспекции.
В случае необходимости капитаны могут вызвать на помощь бойцов ГСЧС.
В нашем городе есть три коммунальные спасательные станции, которые в случае кораблекрушения обязаны оказать пострадавшим экстренную помощь. Одна из них находится в районе бульвара Шевченко, вторая — напротив порта Ленина и третья — рядом с речным вокзалом возле Дубовой рощи, в Ореховской бухте.
Но дозвониться спасателям не всегда получается.
Чаще всех с проблемами сталкиваются представители частного водного транспорта, а именно яхтсмены и водители моторных лодок.
– Одна из проблем, на мой взгляд, — это отсутствие финансирования в службе спасения, — рассказали в частном яхтклубе. — На просьбу о помощи они, как правило, отвечают, что нет бензина либо плавательных средств. А яхты ходят на большие расстояния — в Энергодар, Херсон, Николаев.
К примеру, спасательный катер «Амур», который призван штурмовать полутораметровые речные волны, в том же Каховском водохранилище рискует и сам затонуть, ведь там волны достигают двух метров. Кстати, тут же стоит отметить, что именно этот участок Днепра считается самым опасным и глубоким. Он находится в отдалении от спасательных служб, и в случае аварии помощи придется ждать несколько часов, которых у потерпевших, естественно, может и не быть.
Экзотика на Днепре
Еще один актуальный вопрос нынешнего сезона — подорожание проезда в речном транспорте. В правительстве уже приняли постановление об отмене льгот для пенсионеров. И уже с 1 июня этого года пожилые люди будут передвигаться к дачным участкам, приобретая билет по полной стоимости.
Но волноваться пока рано. Как отметил градоначальник Александр Син, чиновники уже ищут пути решения этой проблемы. Мэр заверяет, что проблему решат с помощью общественности. Поэтому пенсионеры могут рассчитывать на льготный проезд.
— Будем искать решение этого вопроса. Ведь многие пожилые люди привыкли ездить на катерах бесплатно. Поднятие цены для них станет шоком, — рассказал Александр Ченсанович.
Альтернативой общественному транспорту на Днепре может стать аренда яхт, лодок и байдарок. Пользование первыми может обойтись любителям волн от 250 гривен в час. В месяц эксплуатация «красавицы» стоит 50 тысяч гривен. Цены на байдарки более скромные — от 120 гривен в час.
Обычно экстремалы берут судно на 2-4 часа. Новичкам лучше начинать и вовсе с одного часа. Так как с непривычки у них в пути могут устать руки.
В летнее время на реке можно встретить и более экзотические виды транспорта.
К примеру, уже два года вокруг Хортицы наматывает круги под музыку и барабанный ритм драгонбот — каноэ с головой дракона, где находятся два десятка гребцов.
Кстати, этой забаве 2 тысячи лет, и придумали её в Китае, где всё, что связано с драконом, имеет магический смысл и весьма почитаемо. Больше всего этот вид спорта на сегодняшний день развит в Азии — здесь насчитывается около 150 миллионов человек, занимающихся и выступающих в турнирах. На ежегодных спортивных фестивалях за победу сражаются одновременно более 200 команд, представляющих свои страны, клубы и организации. И этот вид спорта обещает стать олимпийским в ближайшие годы.
В Украине тоже есть приверженцы драгонбота. Во многих больших городах — Чернигове, Харькове, Киеве — уже проводятся соревнования, созданы специализированные федерации. Довольно развито это направление в Днепропетровске. Присоединились к составу соседней сборной и запорожские ребята, которые увлекаются этим видом спорта. Раньше наш город «выпадал» из этого списка.
Спасибо, что живой
В целом же состояние запорожской навигации можно характеризовать как достаточно скромное. Но хочется сказать словами распиаренного фильма: «Спасибо, что живой».
На данный момент специалисты пытаются сохранить существующее наследие. И кто знает, возможно, через несколько лет на Днепре вновь оживет движение. И мы снова будем ездить в столицу и другие приднепровские города на «Ракете». И, как в детстве, свешивать за борт ноги, кидать на волны соломенные шляпы и ловить губами холодные брызги, вылетающие из-под мотора…
Инна Воронова