ГАЗЕТА: Может ли стресс быть другом, а не врагом?

750
0

психолог Жадан

 

«Стресс, стресс, стресс…» — монотонно звучат слова в умственном диалоге. Это слово прочно вошло в речь жителя 21­го века, укоренилось в ней, описывая собой даже какие­то периоды жизни. Но всё ли правильно в нашем понимании стресса? Что ученые понимают под этим словом? На эти и другие вопросы я даю ответ в этой статье

 

Ученые мужи в ходе жарких дискуссий и пытливых исследований пришли к мнению, что стресс — это неспецифический (общий) ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Проще говоря, воздействие на организм окружающей среды длительное время или одномоментно и сильно приводит к тому, что в организме возникают определенные изменения. Это и есть стресс.

Этот научный термин вошел в исследовательский обиход с легкой руки канадского физиолога Ганса Селье, который обнаружил, что при попадании в организм чего­то ему чужеродного на первых этапах наблюдается всегда одинаковая реакция. Эту реакцию организма Селье сперва «обозвал» общим адаптационным синдромом, а позже дал ей всем знакомое название «стресс».

Стресс возник в природе очень давно, он является длительным эволюционным приобретением, его можно отследить и у одноклеточных растений, и у млекопитающих — короче говоря, у всех живых существ.

Обычно мы понимаем под стрессом нечто отрицательное, но на самом деле это не так. Главная задача стресса, для которой создала его природа, — обеспечивать постоянное, неизменное состояние внутренней среды организма. Ведь для жизни необходимо, чтобы лимфа, кровь и другие среды нашего организма имели определенные параметры. Именно стресс служит тому, чтобы сохранять эти параметры на наиболее оптимальном уровне, другими словами — чтобы поддерживать гомеостаз организма (постоянство внутренней среды).

Организм переживает стресс не только, когда сталкивается с чем­то негативным для себя, но и при встрече с позитивным, однако при условии, что этот «позитив» оказывает существенное влияние на него. То есть совершенно неважно (для организма, конечно, не для вас) повысили вам зарплату или, наоборот, не выплатили вовремя, на уровне физиологии реакция организма на первом этапе на оба эти события будет совершенно одинаковой. Для нашего организма не имеет особой разницы, переживаем ли мы ситуацию со знаком «плюс» или со знаком «минус». Для него важно лишь то, в какую сторону и насколько изменились характеристики крови, лимфы и прочих тканей организма и вообще возможно ли жить дальше с такими изменениями и как всё вернуть на прежний уровень. Как видите, стресс — это не болезнь, не что­то патологическое, а наоборот, нормальное явление жизни. Короче говоря, стресс — это нормально, а не тяжело и страшно.

Селье подразделил стрессы на два вида:

  1. Эустресс — это такой стресс, который не наносит вред организму. Он вызывается позитивными или слабыми негативными переживаниями, благодаря чему происходит мобилизация ресурсов организма.
  2. Дистресс — негативный стресс, который наносит вред организму. Возникает от длительных негативных воздействий.

К сожалению, хоть мы и наслышаны о стрессе, понимание этого явления не всегда правильное: большинство знает, что продолжительное или сильное воздействие вызывает стресс, но об эустрессе многие не знают. Именно поэтому любой стресс ошибочно стали воспринимать как дистресс. Это привело к тому, что некоторые люди позволили себе жаловаться, оправдывая свою беспомощность, лень и жизнь в позиции «жертвы» постоянным стрессом.

Если мы посмотрим на стресс через призму физиологии, то увидим, что стресс — это мобилизация организма для последующей физической активности. Таким способом организм готовится к трудностям, которых ожидает, изменяя параметры своей внутренней среды.

Татьяна Жадан