ГАЗЕТА: Куда же движется Украина после Майдана?

1007
0

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На прошлой неделе украинские шахтеры проводили свой съезд и акции протеста в Киеве. Их главными требованиями были выплаты зарплат, задержки которых составляют в ряде случаев 5­6 месяцев, уважение к отечественной угольной промышленности и отставка министра угольной промышленности

 

По сути, протесты были направлены против власти, которая закупает импортный уголь, игнорируя отечественный, закрывает шахты, оставляя людей на произвол судьбы. С шахтерами отказались разговаривать все, кроме «Оппозиционного блока», депутаты которого демонстративно покинули заседание парламента и вышли к протестующим шахтерам. Справедливости ради нужно сказать, что и при их власти в недавнем прошлом проблемы шахтеров не решались.

Самым резким выступлением с трибуны парламента стала речь лидера фракции БПП Ю. Луценко, который назвал выступления шахтеров плохо организованной акцией, в которой видна рука олигархов. А когда люди в 2013 г. вышли на Майдан, это была чья рука? Кстати, кое в чем г. Луценко, несомненно, прав: Майдан был великолепно организован, просто вопрос «Кто и на какие деньги организовывал Майдан?» уже не имеет значения. Возмущение людей и тогда, и сегодня было справедливым, а действия власти и тогда, и сегодня остаются циничными. Тогда людей обманули, долго дразня сладкой европейской конфеткой, которую затем отняли, и сказали, что это была шутка. Сегодня власть преклоняется перед Майданом, не скупится на торжественные и восторженные слова в его адрес. Причина понятна: Майдан привел к власти тех, кто сегодня вновь обманул народ. Конечно, от курса на евроинтеграцию, за который Майдан стоял почти полгода, новая власть не отказалась. Но какими путями нас повели в Европу? По уровню и качеству жизни мы оказались не в Европе, а в тропической Африке. Разумеется, Москва не сразу строилась, да и война не лучший спутник в Европу. Но, похоже, войной и «временными трудностями» наша власть все­таки злоупотребляет.

Вместо стремления к европейским социальным стандартам, нам предоставили почти абсолютное обнищание, непосильные тарифы, замороженные и сокращенные зарплаты и пенсии в обмен на стремительно растущие цены. Часть депутатского корпуса, к его чести, нашла в себе мужество показать правительству и всему народу необоснованность завышенных тарифов, несправедливость и, главное, бессмысленность экспроприации зарплат и пенсий. К этой части депутатского корпуса относятся «Оппозиционный блок», «Батькивщина», Радикальная партия, отдельные члены «Самопомощи» и БПП, а также некоторые внефракционные депутаты. Большая часть коалиции посчитала подобный демарш своих членов предательством и расколом, не подумав о том, что предательство народа, особенно того, который стоял на Майдане, еще хуже. Но не реагировать на недовольство народа все­таки не стоит, т. к. стихийные протесты против политики власти стали возникать всё чаще. И парламент возвратил часть научных пенсий, приступил к пересмотру тарифов. Теперь главный вопрос — кто кого: парламент правительство или наоборот?

Интеграция в Евросоюз, разумеется, нелегкий и драматичный процесс, но он не может осуществляться исключительно за счет простых людей. Если уж мы решили идти в Европу, то нужно у нее учиться толерантному отношению к собственному народу. Европейская политика базируется на признании равной значимости экономической и социальной сфер, на обязанности государства гарантировать населению определенный уровень благосостояния и ограждать людей от кризисов и потрясений. Кризисы возникают по вине политиков, и перекладывать эту вину на плечи людей, по европейским меркам, недопустимо. Так почему мы двигаемся в Европу таким варварским и дремучим путем? Неужели Майдан заслужил это?

И еще одни неприятный антиевропейский «прокол» допустили наши политики. Польский президент назвал большой политической ошибкой украинского парламента официальное признание УПА героями в борьбе за независмость Украины. Дело в том, что европейские политики доверяют Нюрнбергскому процессу, на котором приводились факты сотрудничества УПА с нацистской армией.Сталинский режим, который осудили украинские политики недавно, был действительно преступным. И одно из его преступлений состояло в договоре с нацистской Германией в 1939 г., в котором содержался тайный протокол о разделе Европы. Но сказав «а», нужно говорить и «б», то есть признавать любое сотрудничество с нацистским режимом преступным и недопустимым. Конечно, историю делают люди, которые могут ошибаться, не всегда понимать, с кем идут на временное сотрудничество, но всегда нужно помнить, что за ошибки приходится платить, в том числе исторической правдой. А выборочное осуждение одного (пусть временного) сотрудничества с нацистским режимом и признание героическим другого (пусть временного) сотрудничества с этим режимом — политическое лукавство, которое уже не нравится в Европе. Игнорировать мнение Европы и отвечать ей, дескать, это наше внутреннее дело, увы, нельзя, раз уж заявили, что у нас единственный путь — это в Европу. Борьба за независимость своей страны — это предмет гордости любого народа. Но выбирать союзников в этой борьбе тоже нужно с умом и осторожностью. Как говорил немецкий ученый Ф. Шлегель, «всемирная история — это всемирный суд». Но в любом случае нужно признавать свою историю такой, какая она есть, со всеми ее сложными, сомнительными и неприятными страницами. А вычеркивать и забывать одни странички, но выпячивать другие — это тоже политическое лукавство, которое может дорого обойтись. И последнее. Нужно учиться у европейцев умению приносить покаяние за самые трагические и неприятные страницы своей истории. Чтобы они никогда не повторялись.

 

Татьяна Николаева