ГАЗЕТА: Кто победит в борьбе за независимость Украины — Россия или США?

731
0

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

После помпезного парада в России, на который не приехали лидеры самых влиятельных европейских стран, они все ­таки поочередно посетили РФ и имели встречу с г. Путиным после 9 мая. Визит А. Меркель изначально планировался на 10 мая, а вот визит госсекретаря США Д. Керри оказался в некотором смысле неожиданностью

 

В Украине визит Д. Керри в Россию посчитали почти предательством, договором за спиной Украины, перед фактом которого Украину поставила сотрудница американского Госдепартамента и «кормилица» Майдана В. Нуланд. Ее визит в Украину и встреча с П. Порошенко проходили почти тайно, без присутствия СМИ, без каких­либо заявлений с обеих сторон. К слову, в демократических странах у политиков обычно нет тайн от народа. А появление тайны мгновенно обрастает различными слухами и нехорошими предположениями.

В России визит Д. Керри был оптимистично воспринят как победа В. Путина и очередная попытка перезагрузки российско­американских отношений. Первую попытку перезагрузки президент США Б. Обама предпринял после своей первой победы на президентских выборах 2008 года. Под перезагрузкой политических отношений понимается их коренное изменение, улучшение, переход от недоверия к поиску согласия, координации совместных действий на международной арене. Перезагрузка, похоже, не получилась ни тогда, ни сегодня. И связано это, скорее всего, с традиционным поведением двух сверхдержав по законам холодной войны. Несмотря на декларацию демократических принципов и уважительного отношения друг к другу и к другим народам обе державы по­прежнему соперничают за мировое лидерство. Россия отчаянно пытается его возобновить, а США — сохранить. Обе страны по­прежнему сталкиваются в тех регионах мира, которые считаются стратегическими, пытаясь обеспечить себе приоритет и влияние в этих регионах.

Вытеснение России из Ирака и Афганистана считается победой США, а закрепление России на Кавказе (в Чечне, Абхазии и Южной Осетии), соответственно, ее победой. Сегодня таким стратегическим регионом оказалась Украина. Действительно, Украина — одна из крупнейших стран Европы, являющаяся буферным государством между Европой и Россией, и обретение Украины в качестве союзника может считаться в геополитическом измерении крупной победой либо США, либо России. К сожалению, ни Россия, ни США до конца еще не преодолели «синдром холодной войны», и часто многие страны и народы оказываются заложниками продолжающегося соперничества двух сильных держав.

И этим странам­заложницам приходится либо искать себе «крышу» и покровительство со стороны сильной державы, либо добиваться реальной независимости от обеих сверхдержав и уметь защищать свои национальные интересы, ни на кого не оглядываясь, но и никому не угрожая. Второй вариант намного сложнее, но он вполне возможен. Например, Япония и Израиль сумели этого добиться, хотя и шли к этому долго. Япония, оказавшаяся абсолютно деморализованной после Второй мировой войны, приняла все условия США. Согласно американо­японскому договору Япония стала нейтральной страной, доверив США собственную безопасность и безопасность АТР (Азиатско­Тихоокеанского региона). Обе страны честно выполняли условия этого договора. США нейтрализовывали влияние СССР, Китая и Северной Кореи в этом регионе, а Япония тратила лишь один процент своего ВВП на армию и оборону. Но при этом Япония успешно осуществила экономические и политические реформы в стране, и в годы ее «экономического чуда» один процент от ВВП в абсолютном выражении составлял существенную сумму. Несмотря на провал «экономического чуда» в 90­е годы, Япония осталась сильной экономической и военной державой, готовой сегодня отказаться от нейтрального статуса и играть иную роль в мировой политике. Возможен и пересмотр американо­японского договора. Япония сумела стать не американским сателлитом, а самостоятельной державой, способной вести ответственную и неагрессивную внешнюю политику.

Израиль с момента образования своего государства в 1948 году стал стратегическим партнером США и под их «прикрытием» создал ядерное оружие, сильную армию и одну из лучших разведок мира. В отличие от Японии, Израиль находится в более сложной и агрессивной среде, часто сам вынужден проявлять агрессию и часто игнорирует замечания своего американского партнера и покровителя. Кстати, замечания эти почти всегда справедливы и демократичны. Нисколько не оправдывая политику Израиля на Ближнем Востоке, нужно отметить, что она никогда не была абсолютно зависимой от американской воли. Израильские политики не проявляли ревности или недоверия к действиям американского партнера, потому что рассчитывали больше на себя и свои силы. Партнерство в конечном счете получилось равноправным. Политика и Японии, и Израиля не стала ни проамериканской, ни проевропейской или какой­либо еще, кроме направленности на собственные национальные интересы при уважительном отношении к своим партнерам. А партнерам пришлось согласиться на постепенное сокращение своего влияния в чужих регионах и переключение внимания на другие регионы, в которых их сила и влияние, возможно, окажутся более значительными.

Какой путь выберет наша страна: метаться между сверхдержавами или двигаться к реальной самостоятельности, которую все окружающие страны будут уважать? Нужно отдать должное, США с большим достоинством принимают тот факт, что их абсолютное лидерство остается в прошлом. Россия воспринимает этот факт болезненно и агрессивно, не оставляя надежды на возвращение биполярного мира. Говорят, их двух зол выбирать нужно меньшее, но дружба с любой сильной державой не должна вредить национальному достоинству. В этой дружбе нужно придерживаться заповеди Ж.­Ж. Руссо: «Если не можешь помешать тому, что тебя проглотят, постарайся, чтобы тебя не смогли переварить». Это и будет путь к настоящей независимости.

Татьяна Николаева