Если кто-то в Украине ожидал от доклада «Путин. Война» какихлибо сенсаций, то его ждет разочарование. Документ является пересказом информационной повестки украинских СМИ за последний год на 63 страницах
Его материал строится на заявлениях и расследованиях, опубликованных в украинской и российской прессе. В целом же он транслирует официальную концепцию Киева в отношении крымских событий и последующей войны в Донбассе. Украинского читателя документ может привлечь не новыми фактами, а их сжатым и последовательным изложением. Очевидно, что документ создавался прежде всего для россиян, большая часть которых продолжает получать информацию от кремлевских вещателей.
Собственно, об этом говорится во вступлении к докладу. Идея состояла в том, чтобы издать его большим тиражом и раздавать на улицах. Предполагалось, что люди должны быть поражены преступлениями и цинизмом путинского режима. Для этого используются несколько тезисов:
— крымская операция планировалась заранее для повышения рейтинга Путина, который стал значительно снижаться в 2011 году;
— последующие события в Донбассе начались изза уверенности окрыленного крымскими успехами Кремля в тотальной поддержке местного населения и слабости киевской власти. При этом отмечается, что путинское руководство больше опирается на поддержку войны в самой России, а не в Донбассе, независимость которого Москвой формально не признается;
— использование в войне российского оружия — неоспоримый факт, а российские военные участвуют в войне, координируя действия боевиков на высшем уровне, а также в виде добровольцев и так называемых отпускников, которые попадают в Донбасс через военкоматы и при содействии властей;
— за гибель пассажиров малайзийского Боинга несут ответственность боевики и российские военные, предоставившие им (боевикам) зенитный комплекс «Бук». В качестве доказательств приводятся расследования СМИ;
— действия РФ в Донбассе привели к гуманитарной катастрофе на его территориях, подконтрольных сепаратистам;
— конфликт на востоке Украины и аннексия Крыма стали причиной санкций, нанесших значительный ущерб российской экономике;
Справедливости ради нужно отметить, что доклад не склонен к преувеличениям, концентрируясь на сути событий, а не их масштабе. Например, число доказанно погибших на Украине россиян документ оценивает в 150 человек, хотя одновременно приводятся данные о том, что в Донбассе постоянно находятся до 6 тысяч военных из РФ. Прямые расходы на войну описаны как не слишком значительные в российских масштабах — 53 миллиарда рублей за 10 месяцев при 15триллионном годовом бюджете. Но с другой стороны, расходы на государственную программу «Развитие культуры и туризма» в 2015 году составят 95 млрд рублей, на программу «Охрана окружающей среды» — 30 млрд рублей, на программу «Развитие физической культуры и спорта» — 68 млрд рублей, утверждает доклад.
Значительно больше убытков российский бюджет понес изза присоединения Крыма — 2 триллиона рублей. Сюда вошли как сами расходы на выплату пенсий и пособий крымчанам, так и ущерб от роста цен в связи с падением курса рубля.
Расходы на пропаганду и лоббирование интересов подсчитать трудно. Однако их счет также идет на десятки, если не сотни миллиардов. Например, смысл существования телеканала Russia Today, на содержание которого в 2015 году российский бюджет предусматривает более 15 млрд рублей, его глава Маргарита Симоньян описывает так: «Когда войны нету, оно вроде как и не нужно. Но, блин, когда война есть, это прямо критично. Но нельзя создавать армию за неделю до того, как война началась».
Многие цифры приведены в докладе. Они действительно поражают воображение. Вопрос: с каким знаком, позитивным или негативным?
Летом прошлого года после ухода Игоря Гиркина (Стрелкова) из Славянска и развертывания наступления ВСУ в России требовали от Путина «ввести войска». От мала до велика. Большая часть из тех 86% населения, поддерживающих политику российского президента, одобрительно отнеслась к идее открытой войны с Украиной. Неужели эти люди не понимали, что это ввергает страну в огромные расходы и мировое осуждение, санкции от которого еще более губительны? Конечно, осознавали. Вот только идея правоты и необходимости ее утверждения оказалась дороже персонального комфорта. По крайней мере об этом заявлялось. (Родные погибших на Донбассе россиян наверняка имеют на эту войну свою точку зрения.)
Это значит, что, с точки зрения адепта русского мира и его правителя Владимира Путина, опубликованный доклад — перечень не преступлений, а как раз заслуг. Заранее возвращение Крыма планировал — дальновидно! Начал операцию на Донбассе — смело! Оружие дает, но не признается — хитро! И стоит война не так уж много, и самих россиян гибнет всегото 150 человек — хозяйственно! Русские руководят только, ишь ты! — а гибнут большей частью местные. И с самолетом не докажут ничего, потому что побоятся. Одним словом, всё у российского президента под контролем, всё в железном кулаке. А главное — с каждым днем укрепляется национальная гордость, и за это можно платить. Все равно большая часть россиян за пределы не то что Родины, а и своей области не собирается. А запрет на ввоз французского сыра только на пользу — свой будем делать, не хуже буржуйского.
Что касается россиян, осуждающих войну и политику Кремля в отношении Украины, то им и без доклада ясно, что война — страшное преступление, ответственность за которое чем дальше, тем больше ложится не только на личность Путина, но и на самих россиян.
И все же доклад нужен. Вопервых, дела плохи, но будет еще хуже, если не делать ничего. Вовторых, он нужен и в Украине, где, похоже, его ожидали с таким же, если не большим нетерпением, чем в России. Не изза его сенсационности — описанные факты миллион раз озвучены нашими СМИ. Документ — свидетельство того, что в России есть внятное видение других, лучших отношений между Украиной и Россией. Носители этой точки зрения, несмотря на усилия пропаганды и кровную вражду, остаются надеждой на будущее, в котором сама возможность войны России и Украины будет представляться чудовищным недоразумением.
Автор идеи доклада российский политик Борис Немцов был застрелен в центре Москвы 27 февраля 2015 года, спустя год после трагических событий на киевском Майдане. Над текстом работали бывший вицепремьер Альфред Кох, журналисты Айдер Муждабаев, Олег Кашин, члены оппозиционной партии РПРПАРНАС Илья Яшин, Леонид Мартынюк и Ольга Шорина.
Евгений ЗЮЗИН