ГАЗЕТА: Первый прошел. Год правления Порошенко стал наиболее сложным в истории Украины

792
0

 

petro poroshenko

«Я недоволен своей работой», — заявил Президент Украины Петр Порошенко в своем обращении к Верховной Раде на прошлой неделе. Первый год его правления стал самым сложным в новейшей истории Украины: стране грозила утрата государственности. В своей речи Президент отметил, что этого не произошло лишь благодаря совместным усилиям украинцев. Выражая благодарность соотечественникам, Порошенко заявил о новых планах. В то же время год после инаугурации дает возможность проанализировать старые обещания главы государства. Многие из них оказались заведомо невыполнимыми, другие все еще находятся в работе — речь о реформах, борьбе с коррупцией, расследованиями событий на Майдане зимой 2014 года

Ключевым посланием предвыборной кампании Порошенко являлись заверения в скорейшем достижении мира. На момент инаугурации были оккупированы Славянск и Краматорск. К началу июля эти города, служившие форпостом «русского мира» перешли под контроль Киева, однако группировке тогдашнего «министра обороны» ДНР Игоря Гиркина (Стрелкова) удалось беспрепятственно уйти в Донецк и продолжить бои. Эйфория от стремительного сокращения оккупированных территорий сменилась паникой окружений под Иловайском, Амвросиевкой и Старобешево. Позже Порошенко заявит, что миру в Донбассе и обещанному завершению АТО «за считаные дни» помешало вторжение российских регулярных частей. Украина потеряла надежду на восстановление границы от Луганска до Новоазовска — под угрозой удара оказался Мариуполь.

Последующие переговоры в Минске, с одной стороны, дали возможность приостановить активные боевые действия в Донбассе, с другой — внесли неоднозначность в происходящее. Мир на бумаге обернулся ожесточенными сражениями в Донецком аэропорту. Порошенко обвинили в тайных договоренностях с Владимиром Путиным, вспомнили о его фабрике «Roshen» в Липецке. Тем не менее перерыв, который дала дипломатическая игра, позволил частично восстановить бое­способность украинской армии. Существующая сегодня линия разграничения удерживается на протяжении более 8 месяцев, если не считать потерю Дебальцевского плацдарма в конце февраля — сразу же после подписания новых соглашений в Минске.

Оказалось, что в вопросах достижения мира далеко не всё зависит от Порошенко. В актив ему можно записать усилия по восстановлению престижа армии и усилению ее обороноспособности, в пассив — медленное переформатирование Генерального штаба, отсутствие результатов расследования окружений под Иловайском, слабая кадровая политика.

Назначения Порошенко стали его слабым местом и во внутренней политике. На высшем уровне в качестве реформаторов были приглашены иностранцы, получившие украинское гражданство. Однако в регионах во власти фактически мало что поменялось. Ярким примером стала наша Запорожская область, долгое время остававшаяся без главы администрации. Назначенный в марте Валентин Резниченко не успел проработать и месяца. На смену ему в качестве абсолютно управляемой фигуры пришел хорошо знакомый запорожскому бизнесу представитель одного из местных кланов Григорий Самардак. Отсутствие лавки запасных привело к возвращению на должности, утверждаемые президентом, многих представителей старой власти. Для проведения заявленного курса на реформы и движение в Европу это может стать бомбой замедленного действия, так как в наиболее населенных регионах Украины растет электоральная поддержка экс­регионалов в лице «Оппозиционного блока».

Говоря о реформах, президент не скрывает, что они пока лишь «находятся в печи», а с рецептами некоторых из блюд власть столкнулась впервые. Одной из наиболее важных реформ является децентрализация — передача полномочий и бюджетов на места. Для реализации этих изменений необходимо как участие местных громад, так и работа по внесению обширных поправок в Конституцию. На сегодня этот процесс активно форсируется лишь с целью проведения местных выборов с учетом новых административных границ. В реальности же суть децентрализации пока слабо улавливается на местах.

В прочих сферах — медицине, образовании, милиции, культуре, энергетике, жилищно­коммунальном хозяйстве — реформы продвигаются крайне медленно. Впрочем, в этом вина не только Президента, но и Верховной Рады и Кабинета министров. Порошенко здесь можно отдать должное лишь в том, что он не пытается явно перетянуть на себя властные полномочия, напоминая о том, что Украина является парламентско­президенсткой республикой.

Пожалуй, наиболее ярко Порошенко зарекомендовал себя на международной арене, где сказался его опыт работы на посту главы МИД. Президенту и украинским дипломатам удалось заручиться поддержкой западных держав в конфликте в Донбассе. Несмотря на то что она во многом является чисто декларативной, это дает возможность перевести решение в русло переговоров, а не военной силы.

Отдельного внимания требует вопрос деолигархизации Украины, о которой заявляет Порошенко. Весна 2015 года ознаменовалась конфликтом власти с Ринатом Ахметовым и Игорем Коломойским. Первый системно выстраивает свое сопротивление президентскому давлению, финансируя «Оппозиционный блок», второй в характерной манере обвиняет Порошенко, а заодно и правительство Яценюка в сдаче национальных интересов, опираясь на заслуги по защите украинских рубежей.

Суммарно год правления Порошенко можно охарактеризовать в нескольких аспектах. Во­первых, это смена политической культуры, к чему гигантский толчок дала Революция достоинства и последующая война в Донбассе. Никогда еще глава украинского государства не подвергался такому шквалу критики. Все же большая часть общества, представленная в парламенте коалицией с конституционным большинством, критикуя, воздерживается от призывов к немедленному свержению президента. В этом плане ситуация феноменальна. Во­вторых, очевидным стал запрос на скорейшее проведение реформ, который власть выполнить пока не в состоянии. Вчерашние майдановцы, в том числе попавшие в парламент, гражданские активисты, военные и добровольцы постоянно требуют от президента конкретных действий. В­третьих, стоит вопрос о кредите доверия президенту накануне местных выборах в условиях заявленной децентрализации. Тягучесть изменений заставляет людей пересматривать свои взгляды, обеспечившие Порошенко победу в первом туре год назад.

Спустя год Петр Алексеевич проявил себя как сильный переговорщик, которому, несмотря на все трудности, удалось удержать власть. В то же время тотальная нестабильность как в военных, так и в экономических вопросах постоянно раскачивает его лодку. Первый год плавания для Порошенко в целом прошел позитивно. Однако впереди переформатирование политической конфигурации Украины и новые вызовы. Хотелось бы, чтобы их выполнение шло на пользу прежде всего народу Украины, что в конечном итоге будет укреплять и авторитет президента.

 

Евгений ЗЮЗИН