Журналист «ВЕРЖЕ» побывал в самом прифронтовом городе Украины

900
0
DSC06843
Улица в центре Мариуполя

Внешне Мариуполь не производит впечатление прифронтового города. С первого взгляда ничего не говорит о том, что буквально в десятке километров от центра города идут военные действия. Мирные, относительно ухоженные улицы. Огромное количество зелени. Горожане – кто-то спешит по своим делам, кто-то неторопливо прогуливается вместе с детьми. Свадебные кортежи оглашают центр города своими клаксонами. Плюс июньская жара создает иллюзию расслабленности, благодушия и почти идеалистической неги.

DSC06933
Сожженный Мариупольский горсовет

Но все это – лишь внешнее впечатление. Стоит пройти по центральной улице Мариуполя до площади перед мэрией, как взору открывается картина событий, навсегда изменившая местную историю. Обгоревшее здание Мариупольского городского совета с выбитыми окнами возвышается как немое напоминание об ожесточенных боях и пережитых страхах мирного населения. Сначала трудно поверить, что кадры с этой площади, сегодня украшенной яркими цветами и малышней, играющей на детской площадке, год назад облетела все мировые СМИ сценами уличных боев.

DSC06960
Как заметили сами мариупольцы, это фото — символ нынешнего города


Как говорят сами мариупольцы, пережитые боевые действия и периодически долетающая до города канонада прочно поселились в душе каждого из них. И за внешним спокойствием скрывается постоянная тревога.

DSC06851
Разрушенный горотдел милиции

Еще с марта 2014 года в Мариуполе ситуация начала накаляться. Политические дискуссии и митинги переросли в прямое противостояние. Апогей наступил в апреле-мае. На улицах города развернулось вооруженное противостояние между боевиками и украинскими военными. Не только вся Украина, но и весь мир напряженно наблюдал за штурмом Мариупольского горотдела милиции, за пожаром здания городского совета. 10 мая украинское командования приняло решение об отводе своих сил из города. На месяц Мариуполь фактически перешел под контроль ДНР.

DSC06870Приход днр-овцев мариупольцы встретили по-разному. Как рассказал нам Александр, владелец местной арт-галереи, он сразу же с семьей выехал из города. Так же поступило и много горожан. Тот хаос, который начался после ухода украинских сил из города, переубедил многих сторонников сепаратистов. Почти месяц мародерства, фактического безвластия и страха за завтрашний день. Но уже 13 июня силы батальона «Азов», при поддержке украинских силовиков, в ходе ожесточенных боев выбили сепаратистов из города. Теперь война идет далеко. В десятке километров от города.

DSC07001
Однако, по признанию самих мариупольцев, фактически прифронтовое положение города на повседневной жизни горожан практически не сказывается. Работают предприятия и учреждения. Не возникает проблем с продуктами, горячей водой или чем-либо иным, к чему привык житель любого другого украинского города.

DSC06891Что касается настроений жителей Мариуполя, то прошедшие события Майдана, и особенно – войны, неизбежно изменили взгляды большинства из них. Противники Майдана хотя и не стали лучше относиться к своим политическим оппонентам, но уже не так рьяно настаивают на поддержке России и сепаратистов. Многие из них сейчас находятся в определенной политической прострации, потеряв прежние политические ориентиры, но не найдя новые. Некоторые стали если не проукраинскими, то промариупольскими. «Они не за Россию и не за Украину, они – за Мариуполь», объясняют такую позицию горожане. И конечно, значительно свободнее почувствовали себя те мариупольцы, которые проявляют проукраинские патриотические настроения. Теперь, по их словам, на улице можно спокойно пройти в вышиванке и с национальной символикой

DSC07063«Я никогда не стремилась быть руководителем» — рассказывает координатор центра патриотических сил «Новый Мариуполь» Мария Подыбайло. «Но когда город начал погружаться в хаос, кто-то должен был взять на себя ответственность». Трудно поверить, но эта молодая женщина, политолог по профессии, сама родом с «бандеровщины», сыграла не последнюю роль в том, что сегодня Мариуполь остается в составе Украины.

DSC07143
Волонтер Мария Подыбайло стала ангелом-хранителем Мариуполя

Помощь украинским военным волонтеры Мариуполя начали оказывать еще с начала весны 2014 года, когда на востоке страны начались вооруженные столкновения. «Мы боялись, что военные оставят город. Поэтому выезжали в части, расположенные рядом с городом. Помогали всем, чем могли. Просили об одном – не оставлять нас». Каждая такая поездка сопровождалась обоснованным страхом за жизнь не только свою, но и своих семей. «Несколько раз уже и после освобождения Мариуполя мы слышали настойчивые слухи о том, что военные хотят оставить город. Но каждый раз мы добивались, и будем добиваться, чтобы этого не произошло», говорит Мария Подыбайло.

DSC06983
Именно по призыву Марички (как ее называют друзья) и ее коллег собрался в Мариуполе многотысячные митинги проукраински настроенных горожан в конце лета – начале осени 2014 года с протестом против возможной российской оккупации. Митинги, которые проходили под канонаду боев, шедших в непосредственной близи от города. Вместе с единомышленниками она собрала несколько тысяч горожан под обстрелами копать траншеи для обороны города. И все это происходило перед объективами десятков мировых СМИ. «Мы то понимали, что в случае вторжения журналисты уедут, а мы останемся», вспоминают теперь волонтеры. Признаются, что не ожидали такой массовой реакции горожан. По мнению аналитиков, именно кадры с тысячами мариупольцев, готовыми защищать свой город, повлияли на российско-сепаратистские войска не меньше, чем стоявшие у них на пути украинские солдаты.

DSC07139
Творческий уголок волонтеров

В том, что сепаратизм в Мариуполе не получил однозначной поддержки, сами мариупольцы не видят ничего неожиданного. Как они утверждают, их город кардинально отличается от Донецка. «У них народ не видел ничего, кроме шахт. А у нас рядом – море. Море – это свобода. В каждой семье есть родные, друзья, знакомые, которые «ходят» в плаванье. И возвращаясь оттуда, рассказывают о других городах, о других странах», объясняют свое отличие мариупольцы.

DSC07225
Здесь был Ленин

Мэра Мариуполя, Юрия Хотлубея, жители города абсолютно откровенно воспринимают как политическую марионетку. При этом оценивая такую его «принципиальность» как неизбежное зло, как неотъемлемую характеристику любого украинского среднестатистического «можновладця». До событий конца 2013 – начала 2014 года был одним из главных деятелей местного отделения «Партии Регионов». Активно критиковал события Евромайдана, носил георгиевскую ленточку и отправлял коммунальщиков на Киев для участия в митингах в поддержку тогдашнего руководства страны. В период апогея военного кризиса в родном городе, как и полагается ответственному градоначальнику …ушел на больничный. Фактически самоустранившись от происходящего. А после возвращения украинской власти – начал пылко выступать на проукраинских митингах и даже убрал с улиц Мариуполя два памятника Ленину. Впрочем, такой «твердостью убеждений» местных политиков запорожцев удивить сложно.

DSC07164
Почти как по дороге на Кичкас

Особую схожесть с родным Запорожьем ощущаешь, когда проезжаешь вдоль мариупольской промплощадки. Те же десятки труб над заводскими корпусами окрашивают небо во все цвета радуги. Те же плиты на дороге, рассчитанной на многотонные грузовики. Что отличает – блокпосты и вооруженная охрана перед проходными. Которая для местных жителей уже стала неотъемлемой частью заводского пейзажа.

DSC07182
Блокпост на Восточном микрорайоне

Блокпост на выезде из Мариуполя. В сотне метров – обычные жилые многоэтажки микрорайона Восточный. Того самого, который в конце января нынешнего года подвергся обстрелу реактивной артиллерии. Военные на блокпосту отличаются от тех, которых постоянноо встречаешь рядом с Запорожьем. Они одновременно серьёзны и спокойны. Серьезны потому, что в десятке километрах от этого места идет война. А спокойны потому, что эта война стала для них уже чем-то привычным.

DSC07233
Мариупольские грации в антураже тетраподов — заградительных конструкций и арт-объектов «в одном»

Возвращаемся через весь Мариуполь обратно, в сторону Запорожья. В голове возникает несостыковка от сюрреализма происходящего. Загорелый солдат на блокпосту. Обстрелянные из «Градов» жилые дома. Обгоревшее здание горсовета. И буквально рядом — как ни в чем не бывало веселящаяся в кафе молодежь. Мариуполь сегодня – это маленькая модель всей Украины. Страны, живущей в состоянии войны и к этой войне уже привыкшей. Страны, которая, как и город, уже никогда не будет прежней.

Николай КОЛОДЯЖНЫЙ,

фото автора