Переселенцы — не все такие, какими мы их себе представляем. Образ этой категории населения формируют самые негативные представители, в то время как среди них очень много обычных людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. И даже, как это не провокационно звучит для уха патриотично настроенного украинца, среди ополченцев есть люди, не поддерживающих ни сепаратистов, ни Россию, а оказавшиеся там по воле жизненных обстоятельств. Это и не только увидели запорожцы, пришедшие на премьеру спектакля «Серая Зона». Спектакля необычного и провокационного и по форме, и по содержанию.
Мысли о войне жителей Донбасса. Попытки крымчанки донести до российского солдата свою жизнь. Взгляды успешной юристки из Луганска, которой волонтеры дали все и немного больше, на то, кто ей должен. Жизненная история о том, как девушка из захваченного города старалась не замечать взрывы и того, что происходит вокруг. Проблемы, с которыми сталкивается семья с ребенком, переехавшие в Киев из Крыма, ищущие квартиру и оформляющие документы.
Рассказ о том, как донецкий мужчина ушел к ополченцем только потому, что ребенок на день рождения очень хотел велосипед, а других способов заработать в оккупированной зоне просто не было. О свободе Киева и Львова, по сравнению с Донбассом. О псевдопатриотизме — в вышиванках, но не в мозге. О советском вокруг и влияние его на формирование личности…
Это воссоздали в Запорожье в спектакле-документе «Серая зона». Все поставленные миниатюры построены на реальных историях, которые рассказывали внутренне перемещенные лица из Донбасса и Крыма, волонтеры и обычные жители городов.
48 часов аудиозаписи с историями жизни превратили в полуторачасовое представление из нескольких миниатюр. Каждая из них — это монолог отдельного лица, с его чувствами, мыслями, видением. Творческая группа пыталась показать не кто прав, а кто виноват, кто хороший, а кто плохой, а донести разные взгляды на одни и те же ситуации и события разных людей.
Действие почти отсутствует. Взаимодействие между актерами — на уровне физическом — тоже. Однако много эмоций. И мыслей. Чужих. Поданных актерами для зрителей.
Чтобы наблюдатели смогли почувствовать хотя бы частично переживания героев, участники проекта-представления предложили желающим стать на мгновение актерами — сыграть реальную ситуацию.
На определенном этапе раздали желтые и голубые воздушные шарики. При надувании некоторые из них лопнули. Звук запорожскую аудиторию не пугал, чего не скажешь, по словам актеров, о публике, которой пришлось услышать войну.
Среди декораций — только символическая банка — с морской водой, камни с пляжей Крыма и роза. «Донецк — город роз»…
Творческая группа проекта — переселенцы из Крыма и зоны АТО, жители Киева, Черновцов, Запорожья и других городов Украины. Премьерный показ спектакля состоялся в Запорожье. Сначала планировалось показать ее на железнодорожном вокзале, откуда часто и начинается жизнь внутренне перемещенных лиц на других территориях Украины. Однако на это не дали согласия. Поэтому показ состоялся в парке на площади Маяковского.
Проходившие мимо запорожцы по-разному реагировали на действо. Почти все не сразу понимали, что это не живое общение людей, а перед ними разыгрывается театральная постановка. Кто-то спешил пройти мимо. Кто-то останавливался. Начинал вслушиваться. Вникать. На лицах слушателей — недоумение, недоверие. У некоторых — агрессия. После нескольких минут — задумчивость. В глазах женщин — слезы.
Как сказал один из героев спектакля, «это странная война. У меня создается впечатление, что над всей этой бойней сидят два шахматиста, которые разыгрывают между собой договорную партию. Стравливают нас между собой и решают какие-то свои проблемы».
О чем этот спектакль? О том, что на врага проще смотреть через дуло автомата, когда считаешь его недочеловеком, не имеющим право на жизнь. И гораздо труднее нажать на спусковой курок автомата, когда видишь перед собой такого же человека, со своими чувствами, убеждениями и проблемами.
Николай КОЛОДЯЖНЫЙ,
фото автора