ГАЗЕТА: Самая популярная религия

667
0

DSC06031

Трудно переоценить важность, своевременность темы номера «С вами Бог» Инны ВОРОНОВОЙВерже», 22 от 11.06.2015). И впрямь, в условиях жесточайшего социально­экономического кризиса, массовой духовной дезориентации вераедва ли не единственный спасательный круг для земляков, захлёбывающихся в бурном море общественных проблем. Но честны ли мы сами, взывая к высшим силам за помощью и утешением?

Какова она, истинная люстрация?

Да, отчие храмы всё более полнятся прихожанами, но… только по великим праздникам, когда там можно незатруднительно что­то позаимствовать — освятить воду, еду, дары земли. И, увы, крайне малолюдны в повседневьи, требующем отдавания — части своей души, сердца, времени,  пожертвований на богоугодные дела. Воистину, обернись двуличие медицинским диагнозом — получим повальную эпидемию душевной анемии! Особенно в родимых «верхах». Вот кабы люстрационное очищение начали с себя бывшие и нынешний украинские «гетманы», по завету Господа Иисуса Христа поделившись с «любимым электоратом» большей частью «трудовых накоплений» или хотя бы передав свои шикарные поместья для благотворительных нужд — под приюты для стариков, инвалидов, бездомных. А сами, наследуя пример немецкого канцлера Ангелы Меркель, переселились в обычные городские квартиры, дабы и душой, и телом стать ближе к простым согражданам… Глядишь, и нижестоящая чиновная рать вкупе с народными «любимцами»­олигархами волей­неволей вынуждены будут избавляться от скверны богопротивного сребролюбия и стяжательства. Восхищённый же прозрением единокровной элиты рядовой люд дружно поддержит увязшие в трясине «обіцянок­цяцянок» широко разрекламированные реформы и, закатав рукава, вовсю примется за их реализацию… А ежели серьёзно, то, ей­ей, грустно и горько от подобного «возрождения духовности». Посудите сами. Везде только и слышится: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!» (будто не существовало библейской заповеди: не поминай Божьего имени всуе). Повсеместно ударными темпами возводятся величественные молитвенные дома, нередко соседствуя с бедствующими больницами и детсадами. Почти на каждой шее для всеобщего лицезрения красуется крестик­кулончик, хотя веровальный нательный крест не предназначен для стороннего глаза.

Между парусом духа и балластом плоти

Перечисление признаков чисто внешнего, показушного увлечения религией, а следовательно, трижды греховного, становится особенно выразительным, оценивая движущие мотивы «новохристиан». Вчерашние закоренелые атеисты тучей двинули в церкви, нередко «по служебным обязанностям» либо «на всякий случай», чудесным образом перевоплотившись в столпов боголюбия и благочестия. И обратно: святые отцы поспешают освящать любое светское действо — от основания очередной коммерческой структуры до политической акции, напрочь забывая, как относился к совмещению истинной веры с предпринимательством и околовластной суетой наш Учитель — Христос. Божьим именем по венчик насыщена окружающая бытность, партийно­идеологические «тусовки», новейшая литература, публицистика, даже «драйвовые» шлягеры. А в душах и делах всё чаще чувствуется острый дефицит элементарной порядочности. Уже не говоря о Господней заповеди «Возлюби ближнего своего!»: к «ближним» и «дальним» повсеместно относимся так, как себе не пожелаем даже в страшном сне. Достаточно бросить взгляд на мусорные баки, где повсеместно роется в поисках хлеба насущного и наше прошлое (пенсионеры, бездомные, инвалиды, безработные), и будущее (дети да внуки «старых» украинцев). А рядом — жирует «новое» украинство, для которого доморощенная супердемократия и псевдорынок стали реальной манной небесной. Да ещё и в Божьи храмы, как на работу, шествует. Небось, тоже о своей бессмертной душе «на небесах» печётся, с потрохами продав её дьяволу тут, на земле… Невольно тянет вслед за Иоанном Крестителем бросить в лицо новейшим фарисеям: «Кто посоветовал вам бежать от будущего гнева? Сотворите вначале достойный плод покаяния: у кого две рубашки, пусть одну отдаст тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое» (Мт. 3:7­8). Вот чего так остро недостаёт нашей «возрожденческой» действительности — «достойного плода покаяния»! Факт: сознательные соотечественники, не воровавшие, не растаскивавшие по миру всенародное достояние, созданное потом и кровью нескольких поколений предшественников, а честно, совестливо трудившиеся на общее благо, в конечном счёте оказались париями на родной, но уже не своей земле. Ныне здесь всецело хозяйничает циничный, эгоистичный «крутяк»­нувориш. Бесцеремонно оттолкнув скромного Христа, он живо взгромоздился на пьедестал Спасителя народа, оставив истинному Мессии чисто ритуальную роль в утешении большинства бедствующих и страждущих…

«Духовная сфера — не магазин…»

Прости, Господи, за резкость! Но ведь Ты Сам дал пример бескомпромиссной честности, прямо, без обиняков называя и завистливых, коварных недругов­книжников, и полохливых друзей­учеников весьма нелицеприятно: «маловеры!», «род неверный и развращённый!», «вожди слепые!», «змии, порождения ехидны!» Но чаще всего — «лицемеры!» Согласитесь, даже спустя два тысячелетия христианской цивилизации исключительно злободневно звучит Иисусова оценка своих современников… Прав видный учёный­теолог Павел Флоренский: «Духовная сфера — не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое. Ведь чудо — это место, где мир непреходящий — горний соприкасается с миром нашим — дольным, требуя от человека неустанного труда на ниве добрых дел и действенной молитвы». По примеру, скажем, удивительной судьбы человека, широко известного старца протоиерея Николая Гурьянова, почти полвека прослужившего в скромной церкви острова Залит на Псковском озере. Уж десяток лет, как он преставился, а слава о нём лишь нарастает: вокруг неприхотливого домика старца на некогда почти безлюдном клочке суши вырос целый городок из переселенцев едва не со всех уголков бывшего Союза, которых… духовно и физически исцелил покойный батюшка! Сам этот, казалось бы, глухой уголок обрёл отблеск святости жившего на нём праведника. Такому подвижнику веры и Небо благоволит: будучи репрессирован в 30­е годы за религиозные убеждения, он единственный из всей партии заключённых, строивших железнодорожный мост через реку под Воркутой, уцелел, часами стоя по пояс в ледяной воде. Согревала же его в самый лютый мороз… искренняя молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Помилуй же и нас, суетных, своекорыстных, лукавых…

Вот и помозгуем, браты­запорожцы, какая же религия на родимых просторах действительно самая популярная: православие или лицемерие?

 

  Юрий СКИБА, г. Днепрорудное