Трудно переоценить важность, своевременность темы номера «С вами Бог» Инны ВОРОНОВОЙ («Верже», №22 от 11.06.2015). И впрямь, в условиях жесточайшего социальноэкономического кризиса, массовой духовной дезориентации вера — едва ли не единственный спасательный круг для земляков, захлёбывающихся в бурном море общественных проблем. Но честны ли мы сами, взывая к высшим силам за помощью и утешением?
Какова она, истинная люстрация?
Да, отчие храмы всё более полнятся прихожанами, но… только по великим праздникам, когда там можно незатруднительно чтото позаимствовать — освятить воду, еду, дары земли. И, увы, крайне малолюдны в повседневьи, требующем отдавания — части своей души, сердца, времени, пожертвований на богоугодные дела. Воистину, обернись двуличие медицинским диагнозом — получим повальную эпидемию душевной анемии! Особенно в родимых «верхах». Вот кабы люстрационное очищение начали с себя бывшие и нынешний украинские «гетманы», по завету Господа Иисуса Христа поделившись с «любимым электоратом» большей частью «трудовых накоплений» или хотя бы передав свои шикарные поместья для благотворительных нужд — под приюты для стариков, инвалидов, бездомных. А сами, наследуя пример немецкого канцлера Ангелы Меркель, переселились в обычные городские квартиры, дабы и душой, и телом стать ближе к простым согражданам… Глядишь, и нижестоящая чиновная рать вкупе с народными «любимцами»олигархами волейневолей вынуждены будут избавляться от скверны богопротивного сребролюбия и стяжательства. Восхищённый же прозрением единокровной элиты рядовой люд дружно поддержит увязшие в трясине «обіцянокцяцянок» широко разрекламированные реформы и, закатав рукава, вовсю примется за их реализацию… А ежели серьёзно, то, ейей, грустно и горько от подобного «возрождения духовности». Посудите сами. Везде только и слышится: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!» (будто не существовало библейской заповеди: не поминай Божьего имени всуе). Повсеместно ударными темпами возводятся величественные молитвенные дома, нередко соседствуя с бедствующими больницами и детсадами. Почти на каждой шее для всеобщего лицезрения красуется крестиккулончик, хотя веровальный нательный крест не предназначен для стороннего глаза.
Между парусом духа и балластом плоти
Перечисление признаков чисто внешнего, показушного увлечения религией, а следовательно, трижды греховного, становится особенно выразительным, оценивая движущие мотивы «новохристиан». Вчерашние закоренелые атеисты тучей двинули в церкви, нередко «по служебным обязанностям» либо «на всякий случай», чудесным образом перевоплотившись в столпов боголюбия и благочестия. И обратно: святые отцы поспешают освящать любое светское действо — от основания очередной коммерческой структуры до политической акции, напрочь забывая, как относился к совмещению истинной веры с предпринимательством и околовластной суетой наш Учитель — Христос. Божьим именем по венчик насыщена окружающая бытность, партийноидеологические «тусовки», новейшая литература, публицистика, даже «драйвовые» шлягеры. А в душах и делах всё чаще чувствуется острый дефицит элементарной порядочности. Уже не говоря о Господней заповеди «Возлюби ближнего своего!»: к «ближним» и «дальним» повсеместно относимся так, как себе не пожелаем даже в страшном сне. Достаточно бросить взгляд на мусорные баки, где повсеместно роется в поисках хлеба насущного и наше прошлое (пенсионеры, бездомные, инвалиды, безработные), и будущее (дети да внуки «старых» украинцев). А рядом — жирует «новое» украинство, для которого доморощенная супердемократия и псевдорынок стали реальной манной небесной. Да ещё и в Божьи храмы, как на работу, шествует. Небось, тоже о своей бессмертной душе «на небесах» печётся, с потрохами продав её дьяволу тут, на земле… Невольно тянет вслед за Иоанном Крестителем бросить в лицо новейшим фарисеям: «Кто посоветовал вам бежать от будущего гнева? Сотворите вначале достойный плод покаяния: у кого две рубашки, пусть одну отдаст тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое» (Мт. 3:78). Вот чего так остро недостаёт нашей «возрожденческой» действительности — «достойного плода покаяния»! Факт: сознательные соотечественники, не воровавшие, не растаскивавшие по миру всенародное достояние, созданное потом и кровью нескольких поколений предшественников, а честно, совестливо трудившиеся на общее благо, в конечном счёте оказались париями на родной, но уже не своей земле. Ныне здесь всецело хозяйничает циничный, эгоистичный «крутяк»нувориш. Бесцеремонно оттолкнув скромного Христа, он живо взгромоздился на пьедестал Спасителя народа, оставив истинному Мессии чисто ритуальную роль в утешении большинства бедствующих и страждущих…
«Духовная сфера — не магазин…»
Прости, Господи, за резкость! Но ведь Ты Сам дал пример бескомпромиссной честности, прямо, без обиняков называя и завистливых, коварных недруговкнижников, и полохливых друзейучеников весьма нелицеприятно: «маловеры!», «род неверный и развращённый!», «вожди слепые!», «змии, порождения ехидны!» Но чаще всего — «лицемеры!» Согласитесь, даже спустя два тысячелетия христианской цивилизации исключительно злободневно звучит Иисусова оценка своих современников… Прав видный учёныйтеолог Павел Флоренский: «Духовная сфера — не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое. Ведь чудо — это место, где мир непреходящий — горний соприкасается с миром нашим — дольным, требуя от человека неустанного труда на ниве добрых дел и действенной молитвы». По примеру, скажем, удивительной судьбы человека, широко известного старца протоиерея Николая Гурьянова, почти полвека прослужившего в скромной церкви острова Залит на Псковском озере. Уж десяток лет, как он преставился, а слава о нём лишь нарастает: вокруг неприхотливого домика старца на некогда почти безлюдном клочке суши вырос целый городок из переселенцев едва не со всех уголков бывшего Союза, которых… духовно и физически исцелил покойный батюшка! Сам этот, казалось бы, глухой уголок обрёл отблеск святости жившего на нём праведника. Такому подвижнику веры и Небо благоволит: будучи репрессирован в 30е годы за религиозные убеждения, он единственный из всей партии заключённых, строивших железнодорожный мост через реку под Воркутой, уцелел, часами стоя по пояс в ледяной воде. Согревала же его в самый лютый мороз… искренняя молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Помилуй же и нас, суетных, своекорыстных, лукавых…
Вот и помозгуем, братызапорожцы, какая же религия на родимых просторах действительно самая популярная: православие или лицемерие?
Юрий СКИБА, г. Днепрорудное