Часто случается, что происшествия сопряжены со сложностями и иногда даже подготовленные специалисты не могут выполнить свою работу идеально. Но вот, что происходит, когда «профессионалы» своего дела выполняют работу наплевательски? При этом, беда не приходит одна и вскрывается ряд халатностей, от которых страдают простые люди. В одной из таких, из ряда вон выходящих ситуаций, попытался разобраться журналист газеты «ВЕРЖЕ»
История, о которой мы вам расскажем, произошла не в глуши в забытом всеми селе, а прямо в Запорожье. Утром 10 октября Нина Алексеевна, жительница частного дома по улице Богуна, заметила дым возле хозяйственных построек. Ее внук, играясь, по глупости поджег костер возле двора. К сожалению, пламя перебросилось на хозяйственную постройку.
Нина Алексеевна видя, что ситуация выходит изпод контроля, позвонила в службу «101». Как и следовало ожидать, на место происшествия оперативно прибыли пожарные ГСЧС. А вот с этого момента уже начались крайне неприятные неожиданности.
Прибывшие на возгорание спасатели, растянули пожарные рукава, но к удивлению очевидцев, вода из дырявых шлангов фонтанчиками текла куда угодно, но только не на пламя.
— Один из пожарных залез на крышу сарая и попросил дать напор воды, — рассказывает Нина Алексеевна, — только вот вода не течет, пожарный рукав дырявый. Весь двор уже залит водой, а у него еле льется. Так они повозились чутьчуть и говорят, мол, вода закончилась, надо ехать заправлять снова.
В то время, пока спасатели обильно заливали двор погорельцев водой, пламя уже успело перекинуться еще на ряд построек, и даже к соседям, грозя перерасти в более серьезное пожарище.
Ситуацию усугубляло то, что ближайшие три гидранта, расположенные в 40-100 метрах от места пожара, оказались неработающими. Видимо безответственный подход к своей работе был не только у сотрудников ГСЧС. К слову говоря, на наш запрос в коммунальное предприятие «Водоканал» по поводу того, проводилась ли проверка технического состояния гидрантов, пришел достаточно своеобразный ответ.
Цитируем официальный ответ на запрос о доступе к публичной информации, подписанный генеральным директором КП «Водоканал» Сергеем Басанским:
«Суб’єкти господарювання, які є природними монополіями, є розпорядниками інформації стосовно інформації щодо умов постачання товарів, послуг та цін на них.
Таким чином, у зв’язку із тим, що підприємство не є розпорядником запитуваної інформації, запит не підлягає задоволенню».
При этом, в ГСЧС прямо заявили, что в ближайших гидрантах воды не было, и ответственность за их состояние несет именно КП «Водоканал».
— Безперебійна подача вогнегасних речовин в осередок пожежі, забезпечувалась підвозом води трьома автоцистернами з ближнього працюючого пожежного гідранту, який знаходився на відстані 400 м., так як пожежні гідранти № 906, 907, 908, що розташовані на відстані 40100 м. від місця пожежі, були без води (відповідальний КП «Водоканал»),— начальника Главного управления ГСЧС Украины в Запорожской области, генералмайора службы гражданской защиты, Алексея Лепского.
Ну видимо, «природний монополіст» имеет слишком много забот с условиями поставок товаров, услуг и цен на них, и времени следить за такими мелочами, как пожарные гидранты, у них катастрофически не хватает. Намного полезнее для предприятия присылать платежки и содержать сотрудников, занимающихся именно этим, а не нанимать людей, которые будут ответственно следить за техническим состоянием водопровода, призванного обеспечивать пожарную безопасность в городе.
И в то время, пока часть пожарных занималась поиском работающего гидранта, их коллеги на месте происшествия не проявляли особого энтузиазма в борьбе с огнем. Вместо того, чтобы растащить багром горящую но достаточно утлую хозяйственную постройку, избежав перебрасывания пламени на другие строения или, например, попытаться заделать дыры в пожарных рукавах, они предпочли вяло имитировать героическую работу.
По такой схеме пятнадцать спасателей тушили пожар почти четыре часа. За это время успело сгореть шесть хозяйственных построек и растратиться энное количество топлива четырех единиц техники. После длительных мытарств, пожарным всетаки удалось коекак ликвидировать видимые очаги возгорания. Оставив пожарище, спасатели отправились восвояси. Напоследок, они рекомендовали хозяевам дома поливать всееще дымящиеся пепелище водой.
Так что часть ночи перепуганные люди занимались тем, что доделывали работу огнеборцев. Но посреди ночи одна из построек снова загорелась. Однако в этот раз возгорание потушили уже собственными силами, не прибегая к помощи ГСЧС.
Такое происшествие специально не придумаешь: пожарные, которые прибывают на вызов с испорченными пожарными рукавами и постоянно ждут, пока привезут воду, которая вытекает из дыр в шлангах. В результате такой работы коэффициент полезного действия от работы спасателей становится крайне низким. За время, потраченное на постоянные поездки за водой, пожар успел переброситься на ряд зданий и сжечь их дотла. Хотя, всего лишь наличие техники в сносном состоянии могло предотвратить такие последствия, а также сэкономить время самих пожарных, которое было бестолково потрачено.
И здесь не стоит вопрос о том, что у пожарных должны были вдруг появиться сверхсовременные средства для ликвидации возгорания. Здесь подымается вопрос о халатности. Больше всего хозяев сгоревшего дома возмутило то, какое отношение было у спасателей к своей работе.
— Я понимаю, что у них (пожарных) может быть недостаточное финансирование. Может чегото там не хватает. Но ведь проследить за тем, что есть, можно. Они ведь постоянно ездят на пожары, как так можно работать?! — возмутился сын пострадавшей.
Не менее «отличилась» и работа коммунального предприятия, которое почемуто оказалось не у дел, когда поднялся вопрос о контроле над техническим состоянием гидрантов. Тем более, по словам местных жителей, уже не в первый раз при пожаре в их районе сталкиваются с подобной проблемой. А если учитывать, что происшествие произошло в частном секторе, где все дома находятся рядышком, то такая халатность может привести к гораздо более серьезным последствиям.
После «удачно» проведенной ликвидации пожара, сотрудники ГСЧС отправились дальше — нести свою нелегкую, но халатную службу. Удивительное совпадение, но на следующий день после пожара, хозяева дома не досчитались в погребе нескольких банок тушенки. Но связано ли это с голодом уставших спасателей – утверждать не станем. Назовем этот инцидент просто совпадением или недоразумением.
А вот погорельцы остались жить у пепелища. Теперь им необходимо решать вопрос о подключении газового снабжения дома, что в преддверье похолодания становится чуть ли не жизненно важным вопросом. Ведь это частный дом, который отапливается за счет газового котла. Но в связи с пожаром «проснувшаяся» газовая служба, на следующий день после происшествия, отключила подачу топлива. И не смотря на то, что огонь повредил лишь хозяйственные постройки, возобновлять подачу газа они не торопились. Процесс подключения к подачи газа они растянули на две недели. А вместе с тем, в доме проживает маленький ребенок.
После того, как люди пережили малоприятное происшествие с пожаром, на них свалилось достаточно много проблем: нужно восстанавливать после пожара домовладение. Но вряд ли это будет волновать доблестных огнеборцев и коммунальщиков, которые даже не удосужились всего навсего качественно выполнить свою работу.
Андрей ВАСЕЦКИЙ